- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка творческого часа «Познай и воспитай себя сам»
Разработка творческого часа «Познай и воспитай себя сам»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Патрушева Л.Н. |
Дата | 25.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка творческого часа «Познай и воспитай себя сам»
«Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой». (Народная мудрость)
Форма проведения мероприятия: творческий час.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Цель классного часа: формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.
Задачи:
-
Способствовать всестороннему развитию личностного роста, максимально удовлетворяя потребности саморазвития личности с учетом постоянного жизненного самосовершенствования.
-
Направить процесс самовоспитания, саморазвития.
-
Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования.
Используемые методы:
-
Словесный (выступления ведущего и учащихся);
-
Наглядный (выставка литературы, рисунки воспитанников);
-
Практический (тесты, анкета, игровые задания, тренинг);
-
Мультимедиа.
Оборудование:
-
Бланк для блиц-анкеты «Кто я?»
-
Бумага для упражнения «Снежинки»,тестов.
-
Видеофильм «Будь человеком».
-
Видеоролик о природе с музыкальным сопровождением.
Высказывания
-
Все человеческое в человеке должно быть воспитано. А. С. Макаренко.
-
Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нем - воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, тмину, чему- нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастись - всему этому мы сами господа. Шекспир.
-
Жизнь истинная, в движении вперед, в улучшении себя и в улучшении жизни мира. Все что не ведет к этому, не жизнь, тем более, что препятствует этому. Л. Н. Толстой.
-
Личность - это звание, не дающее льгот. Борис Лесняк.
-
Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности. Паскаль.
-
Нравственность - это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели.
Р. Эмирсон.
-
В каждом человеке заложено неискоренимое стремление развиваться в полную меру сил, данных ему природой… Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «Я», делая то, к чему человек чувствует себя пригодным. Т. Карлейль.
Ход занятия
Ведущий: Добрый день, ребята! Пусть девизом нашего творческого часа будут такие слова:
Познай себя - это интересно!
Сотвори себя - это необходимо!
Утверди себя - это возможно!
Прояви себя - это реально!
Недавно я прочитала удивительную книгу и нашла очень интересные слова, которые, считаю, подходят для темы нашей встречи. Послушайте их, закрыв глаза. (включаю музыку «Шум моря».)
«Отдыхая на море, я люблю встречать утром первые лучи солнца и провожать его вечером. Вроде бы одно и тоже действие, но каждый раз воспринимается по - новому.
Однажды, встречая рассвет, я стоял у самой воды и долго смотрел на солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают и гипнотизируют. Так и хочется прямо по этой дорожке пойти к самому солнцу. Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали рассвет. Глядя на них, я подумал о том, что перед каждым из них есть такая же солнечная дорожка. И каждый ее воспринимает по - своему. Так и в жизни. Каждый идет своей дорогой.
-Ребята, а что вы увидели, представили, когда слушали меня? (ответы детей). Значит, каждый из вас по - своему воспринимает мир. У каждого своя дорога. Не верите? Давайте проверим, попробуем почувствовать свою уникальность, неповторимость.
Ведущий: Сейчас мы выполним упражнение «Снежинки». Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
(Дети сравнивают листочки.)
- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)
Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.
-Ребята, а что вы знаете о своих возможностях? (ответы детей) Не все знают в полной мере свои возможности.
Что человек может? Оказывается, ресурсы нашего организма огромны.
Приведу несколько примеров.
В 1963 году один горец провёл четверо суток на голой вершине скалы
при температуре -15, не имея пищи, босиком, в плохой одежде - и даже не простудился. Индус К. Раммути удерживал на своей груди слона. Есть люди,
способные ходить по разбитому стеклу, гвоздям. Вы знаете, что существует книга рекордов Гинесса, в которой указаны удивительные возможности человеческого организма.
Как же можно достичь таких результатов? Оказывается, сделать это
можно, только изучив свои возможности и постоянно работая над собой, т.е. развивая их.
Самой наукой доказано, что человек обладает колоссальными резервами. Но они приходят в действие только тогда, если мы научимся их реализовывать.
Конечно, вам не надо сейчас ложиться на гвозди, удерживать на груди
слона или ещё что-нибудь. Вы - учитесь. Многие из вас столкнулись с большим объёмом изучаемого материала, с трудностью запоминания. Как облегчить себе учёбу? Для успешной учёбы в школе, а затем и в другом учебном заведении вам необходимо работать над развитием памяти, внимания, возможности которых огромны, работать с большим объёмом информации и отбирать нужное. Вот этому мы сегодня с вами и попробуем научиться.
Исследовательская работа
«Определение объёма памяти»
Цель: определить объём кратковременной памяти.
Оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы; (возможные слова для текста: сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт).
Ход исследования: в течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.
Форма отчётности: подсчитаете число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл.
Оценка результатов: по сумме баллов определите, к какой категории относится объём вашей памяти (см. таблицу «Объём памяти и его характеристика»).
Таблица
Объём памяти и его характеристика
Количество
баллов
Характеристика памяти
6 и меньше
Объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.
7-12
Объём чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться.
13-17
Объём памяти хороший.
18-21
Объём памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, значит, обладаете достаточной волей.
свыше 22
Ваша память феноменальна.
Тест для тренировки памяти
Задание: прочтите внимательно, но только один раз и постарайтесь запомнить числа:
64 93 57 68 46 37 39 52 74 49
Теперь по памяти воспроизведите их, желательно в том же порядке. Общее число чисел, которое вам удалось запомнить, будет характеризовать объём, а количество чисел, которое вы запомнили в том - же порядке - точность вашей механической зрительной памяти.
Этот приём можно использовать и для тренировки памяти.
Если вы выяснили, что ваша память не отличается феноменальными характеристиками, не следует отчаиваться, а надо заняться её усовершенствованием. Надо не забывать только главного закона саморазвития: труд, настойчивость, регулярность.
Как улучшить свою память?
Рекомендации
-
Заучивай с желанием знать и помнить.
-
Ставь цель - запомнить надолго (осознанная установка).
-
Необходимо понять материал, прежде чем заучивать.
-
Повторяй изученное (начинай повторять, когда материал не забыт; повторяй через 15-20 минут, затем через 8-9 часов; хорошо повторять перед
сном и утром).
-
Чередуй чтение с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного; помни слова Толстого; «Неторопись заглянуть в книгу, а «загляни в память».
-
Тренируй зрительную память.
-
Когда учишь, записывай, рисуй схемы, сравнивай с тем, что знал раньше.
-
Чередуй умственную работу и отдых.
-
Изредка используй мнемотехнику. Это искусственные приёмы, позволяющие лучше запомнить (цвета спектра помогает лучше запомнить фраза - Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
-
Лучше учи по одному часу 7 дней, чем семь часов в 1 день.
-А сейчас мы поговорим с вами о внимании.
Что такое внимание? Каждый знает, как важно при запоминании быть сосредоточенным. Сидя за столом, мы можем следить за содержанием книги, которую читаем или прислушаться к разговору, ведущемуся в соседней комнате. Такая сосредоточенность психической деятельности и есть внимание. Чем больше сосредоточенность, тем больше внимание.
В истории известен такой факт: Однажды Сократ решил принять участие в войне и присоединился к колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришёл в себя, выяснилось, что он простоял несколько часов, далеко отстав от войска.
А какова сосредоточенность и быстрота внимания у вас?
Тест
Определение сосредоточенности и концентрации внимания
Цель: определить сосредоточенность и концентрацию внимания.
Оборудование: листы с изображением девочек с чёрными и белыми волосами, чёрными и белыми бантами, улыбающихся и нет.
Задание: посчитайте, сколько изображено девочек с чёрными волосами, чёрными бантами и улыбающихся. Кто быстрее?
Основной показатель - время выполнения.
Свойства внимания
Есть люди, которые могут вести беседу, одновременно читать книгу и совершать какие-либо математические действия. Это свойство охвата вниманием 2-3 предметов составляет объём внимания. В 1887 году французский психолог Полан показал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в тоже время писать другое. Он мог декламировать стихи и одновременно перемножать многозначные числа. Тот, кто хочет усовершенствовать своё внимание, должен выяснить, а какое оно у него? Какими задатками он обладает?
Каждый может определить, каков объём внимания у него.
Ведущий:
Исследовательская работа
Определение объёма внимания
Цель: определить объём внимания.
Оборудование: таблица, часы с секундной стрелкой, карандаш.
Ход исследования.
Испытуемые получают инструкцию с заданием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания - сначала - 101 и так до 136. Каждое число зачёркивайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.
Форма отчётности: определите объём внимания по формуле: В=648:t, где В-объём внимания; t - время работы в секундах.
Сравните полученные данные с табличными.
Сделайте вывод.
Таблица
Объём внимания и его оценка
Показатель объёма внимания
Оценка показателя
Более 6
Высокий показатель
4-6
Средний
Менее 4
Низкий
Иногда бывает трудно удержать внимание. Это расстройство внимания - рассеянность или отвлекаемость. Она бывает 2-х видов: внешняя и внутренняя. Если кто-то из нас, например, всё время на уроке вертится, смотрит по сторонам, а не на учителя, то это внешняя рассеянность. А если кто-то задумался , вспомнив заинтересовавшую его книгу, он тоже не слушает учителя - это внутренняя рассеянность.
Другое расстройство внимания - утомление. Оно бывает при длительном напряжении. Чем сложнее материал, который надо запомнить, тем скорее наступает утомление. Дело в том, что в процессе концентрации внимания расходуется нервная энергия, происходят изменения в клетках мозга. Для восстановления истощённых нервных клеток требуется отдых.
Для того чтобы поддержать внимание необходимо сменить занятие.
Ведущий: Как стать внимательным? Как развить своё внимание?
Человек - хозяин своего внимания. Каждый человек способен развить своё внимание посредством постоянной работы над собой.
Как стать внимательным?
Рекомендации.
-
Установка на сосредоточенное восприятие.
Ньютона спросили однажды, благодаря чему ему удалось открыть закон
всемирного тяготения. Великий физик ответил так: «Благодаря тому, что я
непрестанно думал об этом вопросе». Надо не избегать усилий, а заставить
себя сосредоточиться.
Полезно создать хорошие условия для работы: известно, что Пушкину
хорошо писалось в деревне, в обстановке тишины и покоя.
Чрезвычайно требовательны были к рабочей обстановке Толстой,
Чайковский. Но не всегда, конечно, можно создать себе во время работы
тишину, устранить все причины, отвлекающие внимание. Наш совет:
создавайте себе благоприятные условия для работы, но не избегайте и усилий сосредоточиться тогда, когда условий нет.
-
Тренируйте своё внимание.
А.П.Чехов часто писал рассказы, находясь в гостях, во время громких
разговоров, причём он настолько сосредотачивался на своей работе, что
ничто не могло отвлечь его внимания.
-
Развивайте наблюдательность.
Делать это надо постоянно: идёте по улице постарайтесь запомнить номера
машин, разговариваете с человеком - обратите внимание на детали его
одежды и т. д.
-
Для мобилизации внимания во время работы важно уметь правильно отдыхать.
Проводились такие опыты: испытывались свойства внимания после
получасового отдыха от умственной работы, проведённого в помещении, и
проведённого на воздухе. Оказалось, что у второй группы исследуемых
устойчивость внимания была в два раза выше.
Чёткий режим дня, занятия спортом воспитывают волю, тренируют внимание.
Необходимо помнить, что лучший способ стать внимательным - это
никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно.
Ведущий: Как же познать себя и стремиться к самосовершенствованию?
Для начала давайте познакомимся с правилами самопознания:
• Выясни, на что ты способен, каковы твои положительные качества - это поможет тебе ответить на самый главный вопрос: зачем ты живешь на свете?
• Всегда думай над тем, как относятся к тебе люди. Плохо если ты не признаешь своих недостатков и не исправляешь их.
• Хочешь знать себя хорошо - пробуй силы в различных видах деятельности. Помни: чем разнообразнее деятельность, тем полнее в ней развиваются способности и дарования, тем точнее ответишь на вопросы: «На что я способен? Где мое место в жизни?».
• Суди о себе по результатам своей деятельности и поведения.
Не сваливай вину на других, если что-либо у тебя не
получается, ищи причину в себе самом.
• Правильно воспринимай критику. Помни: враг твоих недостатков - твой лучший друг. Не верь друзьям, которые тебя хвалят.
• Всегда будь готов к действию. Намечая любые варианты решения, отбирая лучших из них, проявляя такие черты характера, как целеустремленность, энергия, деловитость, должен осуществить принятое решение.
• Умей достойно преодолевать трудности. Помни: борьба_ это цепь поражений, неизменно ведущих к победе.
Ведущий:
И так вы познакомились с правилами самопознания, а теперь я предлагаю вам тест на «Уровень самооценки»
Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для Вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
очень часто - 4 балла
часто - 3 балла
иногда - 2 балла
редко - 1 балл
никогда - 0 баллов
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую себя в безопасности.
13. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь посчитайте, сколько получится в сумме.
Если меньше 10, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства.
Возьмите за правило принципы: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.
Если сумма превышает 30, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей. Вам по плечу серьезные дела. Дерзайте.
Ведущий: Вот так оценив себя на данный момент вы можете себя совершенствовать для будущей жизни.
Задания для учащихся: составить азбуку качеств, которые хотели бы в себе воспитать.
(Например)
А - аккуратный, активный;
Б -благодарный;
В - вежливый, внимательный, верный, весёлый, волевой, воспитанный;
Г - грамотный, галантный, гордый, гармоничный;
Д - добрый, догадливый, деликатный, дружелюбный, дисциплинированный;
Ж - жизнерадостный;
З - заботливый;
И - искренний, исполнительный, инициативный, интеллектуальный, интеллигентный;
К - культурный, компетентный, коммуникабельный;
Л - ласковый, любознательный;
М- мечтательный, милосердный, мобильный, мужественный, мудрый;
Н- наблюдательный, надёжный, находчивый;
О- ответственный, отзывчивый, организованный, общительный;
П- понимающий, практичный, пунктуальный;
Р- радушный, разносторонний, рассудительный;
С- самодисциплинированный, самостоятельный, сдержанный;
Т- терпеливый, трудолюбивый, талантливый, творческий;
У- уважительный, уступчивый, уравновешенный;
Ф- фантастичный;
Х- хозяйственный;
Ц- целеустремлённый;
Ч- честный, человечный, чувствительный;
Ш- шустрый;
Щ-щедрый;
Э- эмоциональный, энергичный;
Я- яркий.
Ведущий: теперь я думаю, что каждый из вас и для себя сможет ответить на вопросы:
-
Всякий ли человек личность?
-
Назвать качества настоящей личности.
-
Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью?
-
Как оценить самого себя?
Ведущий: Что для этого надо делать?
А надо:
Пять "надо":
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять "можно":
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на "отлично".
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Пять "хорошо":
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам).
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
Ведущий: Наш классный час хотелось бы закончить словами.
Заповедь.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятения всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!
Р.Киплинг.
В каждой ситуации надо оставаться человеком. Просмотр фильма. "Будь человеком"
Классный калейдоскоп