Дополнительное образование в МОБУ

«Талантливые дети рождаются в любой семье, вне зависимости от ее социального статуса и экономического положения. И задача государства – предоставить всем без  исключения равный шанс на старте во взрослую жизнь» (В.М. Филиппов). В нашей школе одним из главных достоинств дополнительного образования является предоставление ребенку права реализовать себя как личность с учетом его интересов, возможностей и способностей. В атмосфере комфорта и уюта каждый ребенок имеет возможность максимально реали...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительное образование в МОБУ «СОШ №1 им. А. П.Гайдара»

«Талантливые дети рождаются в любой семье,

вне зависимости от ее социального статуса

и экономического положения.

И задача государства - предоставить всем без

исключения равный шанс на старте во взрослую жизнь»

(В.М. Филиппов).

В современном мире все большее значение приобретает необходимость поиска педагогических путей развития индивидуальности человека, формирования плодотворной жизненной ориентации, сознательного отношения к своим действиям, стремления к совершенствованию.

Любой человек, а ребенок особенно, нуждается в понимании, принятии и поддержке - в тех социально-педагогических условиях, при которых он сможет состояться как личность. В школе функции сопровождения ученика должны занять равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация - система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.

Системообразующей деятельностью всех участников образовательного процесса в нашем образовательном учреждении становится деятельность, направленная на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Наши педагоги стремятся через освоение универсальных способов деятельности научить своих учеников мыслить, творить, и добиваться успеха.

В школе I ступени (мотивационный этап) обучающиеся знакомятся с такими универсальными способами деятельности, как творчество, проектирование, исследование, которыми овладевают в основной школе (этап становления). В школе III (этап опыта) ступени эти способы деятельности становятся ведущими. Этапы становления активных позиций наших учеников в творчестве можно представить как цепочку: зритель - мастер - творец; в проектировании - помощник - участник - организатор; в исследовании - слушатель - последователь - исследователь.

На этапе экспериментальной деятельности перед педагогическим коллективом школы стояла задача создания развивающей образовательной среды, предоставляющей максимальные возможности для раскрытия сущностных сил, самореализации каждого. Один из путей решения этой задачи мы видим в создании единого деятельностного пространства учебной и внеурочной деятельности, насыщения главных составляющих образовательной среды школы - пространства учебной деятельности и пространства творческой, социальной реализации и рефлексии - содержательными компонентами. Если в учебной деятельности школьники могут осваивать теоретические основы различных систем ценностей, то при осуществлении внеучебной деятельности они будут овладевают практическими способами их реализации в различных ситуациях общения, в различных коллективах, осознавая свое место в культурном и социальном пространствах. Такая организация образовательной среды способна создать пространства самоопределения ребенка.

Пространство творческой, социальной реализации и рефлексии

Главным наполнением этого пространства являются образовательные события, которые организованы через реализацию систем дополнительного образования школы и ученического самоуправления. В ходе подготовки и организации образовательных событий тьюторское сопровождение проявляется, прежде всего, как особое содержание детско-взрослых отношений. Модель открытого образовательного пространства включает так же образовательные возможности социальных партнеров школы.

Новыми для каждого ученика стал разработанный индивидуальный учебный план или маршрут, включающий совокупность тем и творческих заданий, выбираемых для индивидуальной или групповой работы. Руководитель творческого объединения выступает в качестве консультанта, который помогает конкретизировать тему, выбрать средство и наметить план работы. Сотворчество ученика и учителя обеспечивает одновременно проявление индивидуальности учителя и становления индивидуальности ученика. Система оценки результатов своей деятельности в виде портфолио достижений, позволяет ученику проследить свое продвижение и оценить творческую деятельность.

Социальная линия дополнительного образования - социальные пробы обучающихся, включающие опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), опыт участия в социально-значимых программах различного уровня - находит свое продолжение в ученическом самоуправлении. Социальное тьюторство в школе реализуется через создание условий, при которых способны проявиться позитивная активность и творческая инициатива каждого ученика. С этой целью в школе работает система ученического самоуправления. Новое понимание социализации - активное включение детей и подростков в жизнь на демократических принципах сотрудничества - позволяет увидеть в социализации активную деятельность по созданию новой социокультурной среды школы. Это достигается за счет предоставления ученикам прав и обязанностей, реальной включенности их в совершенствование норм общественной жизни. Во время тьюторских встреч проектируется индивидуальная образовательная программа старшеклассника в предметной и социальной линиях.

В нашей школе одним из главных достоинств дополнительного образования является предоставление ребенку права реализовать себя как личность с учетом его интересов, возможностей и способностей. В атмосфере комфорта и уюта каждый ребенок имеет возможность максимально реализовать себя в любимом деле, приобрести глубокие знания, проявить свое мастерство, способности и таланты. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В нашей школе дополнительное образование учащихся представлено следующими направлениями:

  • художественно-эстетическим;

  • научно-познавательным;

  • экологическим;

  • спортивно-оздоровительным;

  • туристско-краеведческим;

Основу дополнительного образования составляет внеурочная деятельность, направленная на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования в школе заняты 19 учителей, что составляет 73 % от всего педагогического коллектива школы, и охватывает около 284 _учащихся, что составляет 96 % от всего списочного состава учащихся школы

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Цель дополнительного образования в нашей школе: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.

Задачи:

1.Развивать у обучающихся мотивации к познанию и творчеству.

2.Создавать условия для творческой реализации.

3.Способствовать интеллектуальному, духовному развитию личности ребенка.

4.Формировать у учащихся общечеловеческие ценности.

5.Создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.

Эти задачи решает педагогический коллектив школы совместно с родительской общественностью. На основе оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения, в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, с учетом образовательных запросов и пожеланий, обучающихся и их родителей, педагоги разработали и составили компилятивные образовательные программы объединений дополнительного образования, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения. Каждый учащийся 1-3-х классов имеет индивидуальный план внеурочной деятельности, который включает не менее 3-х часов неделю. Занятия организованы как на базе школы, так и во взаимодействии с учреждениями и специалистами дополнительного образования Школы искусств, Центра детского творчеств, Районного дома культуры.

В школе работает 25 кружков, 8 из них для учащихся 1-3-х классов, 4 спортивных секций, 8 секций НОУ. Охват дополнительным образованием составил в 2009-2010 году- 274 человека (90%), в 2010-2011 году - 279 человек (93%), в 2011-2012 году - 284 человека (96%).

Охват учащихся (% от общего количества)

дополнительным образованием в школе целом



Эффективностью работы является участие кружковцев в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, чемпионатах, спортивных соревнованиях, волонтёрских акциях, научно-практических конференциях различного уровня:

2009-2010 учебный год

  • Муниципальный конкурс «Музей года- 2007»- II место

  • Районный конкурс «Лидер сегодняшнего дня» -I место

  • Районный конкурс чтецов «Пусть слово излучает свет» - I место

  • Районная экологическая конференция «Я изучаю и сохраняю природу родного края» -II, III место

  • Региональная научно-практическая конференция «Человек. Природа. Общество» -грамота

  • Международный конкурс научно - исследовательских работ Украина-диплом

  • Всероссийский конкурс «Безопасное колесо» и I Межгосударственный слёт отрядов ЮИД -диплом

  • Областной конкурс детского творчества «Моя семья» - грамота

  • Региональный фестиваль «Приамурье - наш общий дом» - грамота

  • Региональный конкурс школьных работ по истории становления предпринимательства в Амурской области - грамота

  • Региональный фестиваль детского творчества «Королевство Царевны Лягушки!» -II место

  • Региональный Интернет-конкурс «Герои Гоголя и современность» - I место

  • Региональный конкурс «Пушкин - имя России» - III место

  • Муниципальный конкурс «Молодежь. Век XXI.» -I место

  • Региональный конкурс «Лидер сегодняшнего дня» - II место

2010-2011 учебный год

  • Межрайонные ученические научные чтения - секция истории - I ,II ,III места; секция естествознание - I место; секция «Я познаю мир» - I,II места

  • Межрайонная олимпиада по избирательному законодательству - I место

  • VI районный Марш парков в Бурейском районе - грамота за участие, II место в экологическом кроссе

  • XXI областная научно-практической конференции школьников по исследовательской работе в секции «Экология животных» - I место

  • Всероссийский фестиваль школьных средств массовой информации «Пою моё Отечество» - I место в конкурсе репортажей

  • Всероссийский открытый интернет-фестиваль молодых читателей России «Сочи - МОСТ-2010» г. Сочи - диплом

  • Всероссийский молодёжный предметный чемпионат г. Пермь - призёры федерального и регионального уровня по географии, биологии, литературе

  • Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды г.Москва - диплом

  • Областной конкурс фотографий «ЮИД в объективе» - грамота за участие

  • Областной конкурс поделок и игрушек «Страна Светофория» - грамота за оригинальность

  • Областной конкурс рисунков «ЮИД за безопасность на дорогах» - III место

  • Международный дистанционный интеллектуальный марафон «ЭМУ»

  • Международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку «АртГород»-грамота

  • Районный конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности» - I место

2011-2012 учебный год

  • Областной конкурс видеосюжетов по БДД «Сам себе режиссёр» -III место

  • Областной конкурс плакатов «Умейте жизнью дорожить!» - II место

  • IV областной слёт отрядов ЮИД - лучшая эмблема

  • V открытые межрайонные Академические чтения г.Райчихинск - I место-2 человека, II место -6 человек

  • Всероссийский молодёжный предметный чемпионат г. Пермь - призёры федерального и регионального уровня по географии

  • Районная научно-практическая конференция «Шаги в науку»- I место -5, II место-4, III место-1 человек

  • Районный конкурс проектов по технологии «Новое поколение»- II место

  • Международный дистанционный интеллектуальный марафон «ЭМУ», «Кенгуру»

  • Всероссийский молодёжный чемпионат «Старт»

  • Районное мероприятие «Амурские вёрсты» - участие

  • Всероссийский конкурс творческих работ «Гренадёры, вперёд!»-диплом победителя

  • Научно-практическая конференция в БГПУ «Человек в современном образовательном пространстве» - I, II место

Внеурочная деятельность организована в учебных кабинетах, в спортивном и тренажерном залах, а также на стадионе и спортивной площадке, библиотеке, читальном зале, специально оборудованном кабинете изостудии, комнате боевой и трудовой славы, медиацентре, кабинете технологии. Компьютерный класс, оборудованный 13 компьютерами, подключенными к сети Интернет, 2 принтерами, сканером, мультимедийным проектором, интерактивной доской используется для работы ученического научного общества, предметных кружков. Наличие музыкальной аппаратуры позволяет развивать вокальное творчество учеников. Режим учебных занятий школы в одну смену способствует вовлечению учеников в работу нескольких кружков. С 2000 года выпускается газета «Школьный калейдоскоп», с 2009 года выходит школьная информационная программа ШИП. В 2012 году организованы хореографическая студия и детский ансамбль «Первоцветы».

Родительская общественность принимает участие в оценке деятельности школы по организации дополнительного образования.

I ступень

Параметры опроса

Всего участников в опросе (чел.)

Количество положительных оценок (число)

%

Класс

2 «а»

3

4

2 «а»

3

4

2 «а»

3

4

Наличие условий для дополнительного образования

16

25

23

13

19

20

81%

75%

87%

II ступень

Параметры опроса

Всего участников в опросе (чел.)

Количество положительных оценок (число)

%

Класс

5

7

8

5

7

8

5

7

8

Наличие условий для дополнительного образования

17

20

19

13

20

18

76%

100%

95%

III ступень

Параметры опроса

Всего участников в опросе (чел.)

Количество положительных оценок (число)

%

Класс

9

10

11

9

10

11

9

10

11

Наличие условий для дополнительного образования

14

13

15

7

11

7

50%

85%

48%

Результаты анкетирования учащихся показывают что среди учащихся 1-4 классов-90% имеют высокий уровень, 10%-средний уровень удовлетворенности кружковой деятельностью, среди 5-10 классов-73% имеют высокий уровень, 27%-средний уровень удовлетворенности кружковой деятельностью.Причины по которым учащиеся выбирают кружки на первом месте мне нравится этим заниматься, на втором- посоветовали друзья или родители. Причины по которым учащиеся участвуют в кружковой деятельности во-первых развивать свои способности, во-вторых научиться чему-нибудь полезному, в-третьих заниматься любимым делом, в- четвёртых весело провести время.

Таким образом:

1.Система дополнительного образования в нашей школе даёт возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся.

2.Система дополнительного образования является важным звеном воспитательной работы школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

4.Работа УНО способствует обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по предметам.

5.Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров.

Изменение статуса учреждения, работа в режиме экспериментальной деятельности неминуемо влечет за собой предъявление новых требований к участникам образовательного процесса. Еще много нерешенных вопросов стоит перед педагогами школы. Важнейшие среди них: где и через какие технологии осуществляется школьное воспитание?; как создать систему тьюторской поддержки?; как определить тьюторские функции учителей-предметников, социальных педагогов, школьных психологов, педагогов дополнительного образования, членов школьной администрации. И, наконец, что считать результатом воспитания? что должно стать объектом диагностики и что необходимо изучить для оценки эффективности воспитательной системы? Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы. В ходе реализации эксперимента педагогам школы представилась возможность самоопределиться в проблемном поле теории и практики воспитания, а также выработать свою профессиональную позицию по отношению к воспитательной деятельности.

Первый шаг в создании системы тьюторского сопровождения обучающихся педагогическим коллективом школы сделан - условия вариативности и многообразия в образовательном пространстве создают определенную возможность для реализации принципа его открытости. Следующий шаг будет сделан тогда, когда заданное многообразие станет ресурсом для конкретной образовательной программы конкретного человека. И если сегодня наш ученик сможет явиться творцом своего образовательного пути, то в будущем он, возможно, станет человеком открытого общества.


© 2010-2022