- Преподавателю
- Классному руководителю
- Дополнительное образование в МОБУ
Дополнительное образование в МОБУ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Герасимова М.Б. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дополнительное образование в МОБУ «СОШ №1 им. А. П.Гайдара»
«Талантливые дети рождаются в любой семье,
вне зависимости от ее социального статуса
и экономического положения.
И задача государства - предоставить всем без
исключения равный шанс на старте во взрослую жизнь»
(В.М. Филиппов).
В современном мире все большее значение приобретает необходимость поиска педагогических путей развития индивидуальности человека, формирования плодотворной жизненной ориентации, сознательного отношения к своим действиям, стремления к совершенствованию.
Любой человек, а ребенок особенно, нуждается в понимании, принятии и поддержке - в тех социально-педагогических условиях, при которых он сможет состояться как личность. В школе функции сопровождения ученика должны занять равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация - система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.
Системообразующей деятельностью всех участников образовательного процесса в нашем образовательном учреждении становится деятельность, направленная на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Наши педагоги стремятся через освоение универсальных способов деятельности научить своих учеников мыслить, творить, и добиваться успеха.
В школе I ступени (мотивационный этап) обучающиеся знакомятся с такими универсальными способами деятельности, как творчество, проектирование, исследование, которыми овладевают в основной школе (этап становления). В школе III (этап опыта) ступени эти способы деятельности становятся ведущими. Этапы становления активных позиций наших учеников в творчестве можно представить как цепочку: зритель - мастер - творец; в проектировании - помощник - участник - организатор; в исследовании - слушатель - последователь - исследователь.
На этапе экспериментальной деятельности перед педагогическим коллективом школы стояла задача создания развивающей образовательной среды, предоставляющей максимальные возможности для раскрытия сущностных сил, самореализации каждого. Один из путей решения этой задачи мы видим в создании единого деятельностного пространства учебной и внеурочной деятельности, насыщения главных составляющих образовательной среды школы - пространства учебной деятельности и пространства творческой, социальной реализации и рефлексии - содержательными компонентами. Если в учебной деятельности школьники могут осваивать теоретические основы различных систем ценностей, то при осуществлении внеучебной деятельности они будут овладевают практическими способами их реализации в различных ситуациях общения, в различных коллективах, осознавая свое место в культурном и социальном пространствах. Такая организация образовательной среды способна создать пространства самоопределения ребенка.
Пространство творческой, социальной реализации и рефлексии
Главным наполнением этого пространства являются образовательные события, которые организованы через реализацию систем дополнительного образования школы и ученического самоуправления. В ходе подготовки и организации образовательных событий тьюторское сопровождение проявляется, прежде всего, как особое содержание детско-взрослых отношений. Модель открытого образовательного пространства включает так же образовательные возможности социальных партнеров школы.
Новыми для каждого ученика стал разработанный индивидуальный учебный план или маршрут, включающий совокупность тем и творческих заданий, выбираемых для индивидуальной или групповой работы. Руководитель творческого объединения выступает в качестве консультанта, который помогает конкретизировать тему, выбрать средство и наметить план работы. Сотворчество ученика и учителя обеспечивает одновременно проявление индивидуальности учителя и становления индивидуальности ученика. Система оценки результатов своей деятельности в виде портфолио достижений, позволяет ученику проследить свое продвижение и оценить творческую деятельность.
Социальная линия дополнительного образования - социальные пробы обучающихся, включающие опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), опыт участия в социально-значимых программах различного уровня - находит свое продолжение в ученическом самоуправлении. Социальное тьюторство в школе реализуется через создание условий, при которых способны проявиться позитивная активность и творческая инициатива каждого ученика. С этой целью в школе работает система ученического самоуправления. Новое понимание социализации - активное включение детей и подростков в жизнь на демократических принципах сотрудничества - позволяет увидеть в социализации активную деятельность по созданию новой социокультурной среды школы. Это достигается за счет предоставления ученикам прав и обязанностей, реальной включенности их в совершенствование норм общественной жизни. Во время тьюторских встреч проектируется индивидуальная образовательная программа старшеклассника в предметной и социальной линиях.
В нашей школе одним из главных достоинств дополнительного образования является предоставление ребенку права реализовать себя как личность с учетом его интересов, возможностей и способностей. В атмосфере комфорта и уюта каждый ребенок имеет возможность максимально реализовать себя в любимом деле, приобрести глубокие знания, проявить свое мастерство, способности и таланты. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В нашей школе дополнительное образование учащихся представлено следующими направлениями:
-
художественно-эстетическим;
-
научно-познавательным;
-
экологическим;
-
спортивно-оздоровительным;
-
туристско-краеведческим;
Основу дополнительного образования составляет внеурочная деятельность, направленная на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования в школе заняты 19 учителей, что составляет 73 % от всего педагогического коллектива школы, и охватывает около 284 _учащихся, что составляет 96 % от всего списочного состава учащихся школы
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Цель дополнительного образования в нашей школе: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.
Задачи:
1.Развивать у обучающихся мотивации к познанию и творчеству.
2.Создавать условия для творческой реализации.
3.Способствовать интеллектуальному, духовному развитию личности ребенка.
4.Формировать у учащихся общечеловеческие ценности.
5.Создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.
Эти задачи решает педагогический коллектив школы совместно с родительской общественностью. На основе оптимизации внутренних ресурсов образовательного учреждения, в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, с учетом образовательных запросов и пожеланий, обучающихся и их родителей, педагоги разработали и составили компилятивные образовательные программы объединений дополнительного образования, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения. Каждый учащийся 1-3-х классов имеет индивидуальный план внеурочной деятельности, который включает не менее 3-х часов неделю. Занятия организованы как на базе школы, так и во взаимодействии с учреждениями и специалистами дополнительного образования Школы искусств, Центра детского творчеств, Районного дома культуры.
В школе работает 25 кружков, 8 из них для учащихся 1-3-х классов, 4 спортивных секций, 8 секций НОУ. Охват дополнительным образованием составил в 2009-2010 году- 274 человека (90%), в 2010-2011 году - 279 человек (93%), в 2011-2012 году - 284 человека (96%).
Охват учащихся (% от общего количества)
дополнительным образованием в школе целом
Эффективностью работы является участие кружковцев в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, чемпионатах, спортивных соревнованиях, волонтёрских акциях, научно-практических конференциях различного уровня:
2009-2010 учебный год
-
Муниципальный конкурс «Музей года- 2007»- II место
-
Районный конкурс «Лидер сегодняшнего дня» -I место
-
Районный конкурс чтецов «Пусть слово излучает свет» - I место
-
Районная экологическая конференция «Я изучаю и сохраняю природу родного края» -II, III место
-
Региональная научно-практическая конференция «Человек. Природа. Общество» -грамота
-
Международный конкурс научно - исследовательских работ Украина-диплом
-
Всероссийский конкурс «Безопасное колесо» и I Межгосударственный слёт отрядов ЮИД -диплом
-
Областной конкурс детского творчества «Моя семья» - грамота
-
Региональный фестиваль «Приамурье - наш общий дом» - грамота
-
Региональный конкурс школьных работ по истории становления предпринимательства в Амурской области - грамота
-
Региональный фестиваль детского творчества «Королевство Царевны Лягушки!» -II место
-
Региональный Интернет-конкурс «Герои Гоголя и современность» - I место
-
Региональный конкурс «Пушкин - имя России» - III место
-
Муниципальный конкурс «Молодежь. Век XXI.» -I место
-
Региональный конкурс «Лидер сегодняшнего дня» - II место
2010-2011 учебный год
-
Межрайонные ученические научные чтения - секция истории - I ,II ,III места; секция естествознание - I место; секция «Я познаю мир» - I,II места
-
Межрайонная олимпиада по избирательному законодательству - I место
-
VI районный Марш парков в Бурейском районе - грамота за участие, II место в экологическом кроссе
-
XXI областная научно-практической конференции школьников по исследовательской работе в секции «Экология животных» - I место
-
Всероссийский фестиваль школьных средств массовой информации «Пою моё Отечество» - I место в конкурсе репортажей
-
Всероссийский открытый интернет-фестиваль молодых читателей России «Сочи - МОСТ-2010» г. Сочи - диплом
-
Всероссийский молодёжный предметный чемпионат г. Пермь - призёры федерального и регионального уровня по географии, биологии, литературе
-
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды г.Москва - диплом
-
Областной конкурс фотографий «ЮИД в объективе» - грамота за участие
-
Областной конкурс поделок и игрушек «Страна Светофория» - грамота за оригинальность
-
Областной конкурс рисунков «ЮИД за безопасность на дорогах» - III место
-
Международный дистанционный интеллектуальный марафон «ЭМУ»
-
Международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку «АртГород»-грамота
-
Районный конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности» - I место
2011-2012 учебный год
-
Областной конкурс видеосюжетов по БДД «Сам себе режиссёр» -III место
-
Областной конкурс плакатов «Умейте жизнью дорожить!» - II место
-
IV областной слёт отрядов ЮИД - лучшая эмблема
-
V открытые межрайонные Академические чтения г.Райчихинск - I место-2 человека, II место -6 человек
-
Всероссийский молодёжный предметный чемпионат г. Пермь - призёры федерального и регионального уровня по географии
-
Районная научно-практическая конференция «Шаги в науку»- I место -5, II место-4, III место-1 человек
-
Районный конкурс проектов по технологии «Новое поколение»- II место
-
Международный дистанционный интеллектуальный марафон «ЭМУ», «Кенгуру»
-
Всероссийский молодёжный чемпионат «Старт»
-
Районное мероприятие «Амурские вёрсты» - участие
-
Всероссийский конкурс творческих работ «Гренадёры, вперёд!»-диплом победителя
-
Научно-практическая конференция в БГПУ «Человек в современном образовательном пространстве» - I, II место
Внеурочная деятельность организована в учебных кабинетах, в спортивном и тренажерном залах, а также на стадионе и спортивной площадке, библиотеке, читальном зале, специально оборудованном кабинете изостудии, комнате боевой и трудовой славы, медиацентре, кабинете технологии. Компьютерный класс, оборудованный 13 компьютерами, подключенными к сети Интернет, 2 принтерами, сканером, мультимедийным проектором, интерактивной доской используется для работы ученического научного общества, предметных кружков. Наличие музыкальной аппаратуры позволяет развивать вокальное творчество учеников. Режим учебных занятий школы в одну смену способствует вовлечению учеников в работу нескольких кружков. С 2000 года выпускается газета «Школьный калейдоскоп», с 2009 года выходит школьная информационная программа ШИП. В 2012 году организованы хореографическая студия и детский ансамбль «Первоцветы».
Родительская общественность принимает участие в оценке деятельности школы по организации дополнительного образования.
I ступень
-
Параметры опроса
Всего участников в опросе (чел.)
Количество положительных оценок (число)
%
Класс
2 «а»
3
4
2 «а»
3
4
2 «а»
3
4
Наличие условий для дополнительного образования
16
25
23
13
19
20
81%
75%
87%
II ступень
-
Параметры опроса
Всего участников в опросе (чел.)
Количество положительных оценок (число)
%
Класс
5
7
8
5
7
8
5
7
8
Наличие условий для дополнительного образования
17
20
19
13
20
18
76%
100%
95%
III ступень
-
Параметры опроса
Всего участников в опросе (чел.)
Количество положительных оценок (число)
%
Класс
9
10
11
9
10
11
9
10
11
Наличие условий для дополнительного образования
14
13
15
7
11
7
50%
85%
48%
Результаты анкетирования учащихся показывают что среди учащихся 1-4 классов-90% имеют высокий уровень, 10%-средний уровень удовлетворенности кружковой деятельностью, среди 5-10 классов-73% имеют высокий уровень, 27%-средний уровень удовлетворенности кружковой деятельностью.Причины по которым учащиеся выбирают кружки на первом месте мне нравится этим заниматься, на втором- посоветовали друзья или родители. Причины по которым учащиеся участвуют в кружковой деятельности во-первых развивать свои способности, во-вторых научиться чему-нибудь полезному, в-третьих заниматься любимым делом, в- четвёртых весело провести время.
Таким образом:
1.Система дополнительного образования в нашей школе даёт возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся.
2.Система дополнительного образования является важным звеном воспитательной работы школы.
3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
4.Работа УНО способствует обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по предметам.
5.Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров.
Изменение статуса учреждения, работа в режиме экспериментальной деятельности неминуемо влечет за собой предъявление новых требований к участникам образовательного процесса. Еще много нерешенных вопросов стоит перед педагогами школы. Важнейшие среди них: где и через какие технологии осуществляется школьное воспитание?; как создать систему тьюторской поддержки?; как определить тьюторские функции учителей-предметников, социальных педагогов, школьных психологов, педагогов дополнительного образования, членов школьной администрации. И, наконец, что считать результатом воспитания? что должно стать объектом диагностики и что необходимо изучить для оценки эффективности воспитательной системы? Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы. В ходе реализации эксперимента педагогам школы представилась возможность самоопределиться в проблемном поле теории и практики воспитания, а также выработать свою профессиональную позицию по отношению к воспитательной деятельности.
Первый шаг в создании системы тьюторского сопровождения обучающихся педагогическим коллективом школы сделан - условия вариативности и многообразия в образовательном пространстве создают определенную возможность для реализации принципа его открытости. Следующий шаг будет сделан тогда, когда заданное многообразие станет ресурсом для конкретной образовательной программы конкретного человека. И если сегодня наш ученик сможет явиться творцом своего образовательного пути, то в будущем он, возможно, станет человеком открытого общества.