Роль классного руководителя в организации исследовательской работы

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей.Исследовательская деятельность – как совокупность методов и приёмов, позволяет создать...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно- методический кабинет

Отдела образования Администрации Шумихинского района


____________________________









Материалы III районной научно - практической конференции

«Науки юношей питают…»

М.В. Ломоносов

(организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся)

Роль классного руководителя в организации исследовательской работы





г. Шумиха

2012г.





Роль классного руководителя

в организации исследовательской работы учащихся

Иващенко Л.А.,

классный руководитель МКОУ СОШ№3


«Значительное влияние на поведение и деятельность

оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком

и связано с открытием, сделанным им самим». (Карл Роджерс)


Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащегося самому себе или значительно ограничить его самостоятельность. Педагогическая тонкость этого процесса заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность - это его работа и реализация его собственных идей. Исследовательская деятельность - как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» - и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он - не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей.

Как же педагог может создать эти реальные условия для развития личности? Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства ученическим проектом.

Семиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель своей работы - их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения.

Структура исследования включает триаду обязательных разделов: подготовка > проведение > презентация В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

- учатся умению самостоятельно добывать знания;

-испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

-развивают навыки самоорганизации;

-формируют адекватную самооценку;

- приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

- осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Во время сбора собственного материала у семиклассников может возникнуть проблема с мотивом к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, если работа кажется рутинной. Поэтому искренняя заинтересованность педагога в работе учащихся необходима как никогда. Очень большое влияние на поддержание у учеников мотивации оказывают их родители, которые могут оказать посильную помощь или просто проявить интерес к деятельности ребенка.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня..

При организации ученической исследовательской деятельности в конце работы необходимо провести рефлексию, хотя анализ и самооценка могут вызвать незначительные трудности, так как рефлексивные способности в этом возрасте находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и

для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.

Практика работы учреждений образования, история развития школы убедительно показывают ведущую роль классного руководителя в формировании личности учащегося, развитии его творческих возможностей.


© 2010-2022