- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа Формирование основ толерантности
Программа Формирование основ толерантности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Магомедова М.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Весьма актуальной для современного сознания, особенно российского, представляется мысль французского философа Тейяра де Шардена: «Контакт есть понимание различий». Любое общество, а общество переходного периода в особенности, находится под постоянной угрозой возникновения и обострения макро- и микроконфликтов, возникающих чаще всего на этнической, религиозной, социальной почве. Умение предотвращать и разрешать эти конфликты ненасильственными способами связано с воспитанием в человеке терпимости (толерантности).
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность-это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. (Декларация принципов толерантности)
Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, воспитатели должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение воспитателя с воспитанниками, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры.
Цель: формирование основ толерантности - терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Задачи:
1. Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность.
2. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
3. Формировать навыки общения. Предупреждать конфликты.
4. Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей.
5. Изучение личности воспитанника, принятие его и оказание ему поддержки.
Программа "Формирование толерантности у детей" рассчитана на два года для воспитанников среднего и старшего звена. Занятия целесообразно проводить не реже одного раза в месяц.
Продолжительность занятия: 30-40 минут.
Занятия проводятся целой группой.
Для записей, выполнения заданий у воспитанников могут быть рабочие тетради.
Занятия строятся следующим образом:
-
разминка в целях создания настроя (снятия психоэмоционального напряжения);
-
вступительная беседа (ведущий сообщает тему или задает вопросы для введения в нее)
-
основная часть (чтение, проигрывание, обсуждение ситуаций встречающихся в реальной жизни или другая активная деятельность детей)
-
заключительной части (обсуждение занятия, рефлексия.)
Форма проведения занятий: воспитательские часы, лекции, игры, упражнения, тренинги, часы общения, часы путешествия.
Программа включает в себя все виды деятельности по духовному нравственно-эстетическому, интеллектуальному развитию.
Ожидаемые результаты
Программа должна сформировать основы толерантного сознания и поведения. Умение вести себя в общественных местах. Воспитать такие качества, как расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, чувства юмора.
Тематическое планирование.
№ п/п
Мероприятия
Форма
Цель
1
Толерантность: что это? (Часть 1)
Беседа, лекция, игра.
Ознакомить воспитанников с понятием "толерантность" и "толерантная личность"; показать актуальность проблемы в современном мире; воспитывать доброту, чуткость во взаимоотношениях.
2
Толерантность: что это?
(Часть 2)
Тренинг
Ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности
3
Диагностика уровня сформированности толерантности у воспитанников
Диагностика
Определение уровня сформированности толерантности (или нетолерантности) у воспитанников (на начало занятий)
4
Толерантная личность
Воспитательский час
Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
5
Тайна моего имени.
Воспитательский час
Воспитание уважение к своему имени, к себе, другим.
6
Наши права
Беседа -ознакомление
Познакомиться с правами ребенка.
7
Характер и общение
Час общения
Развивать коммуникативные способности и навыки работы в группе, повышать самооценку, принимать свою индивидуальность воспитывать доброжелательность, терпимость к различиям, умение слушать, расположенность к другим.
8
Хорошо, что все мы разные
Комбинированное
занятие
Формирование толерантного отношения к окружающим людям.
9
Я люблю тебя, Россия!
Воспитательский час
Формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа.
10
Межэтническая толерантность - путь к миру и согласию
Воспитательский час
Знакомство воспитанников с обычаями, праздниками, поэзией, песнями, кухней различных народов, населяющих Северо-Кавказский регион.
Формирование установок на уменьшение социальной дистанции с представителями различных этнических групп.
11
Красивые люди. Станьте такими же. В чем смысл жизни
Час нравственности.
Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно - ценных идей.
Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.
12
Убей в себе дракона
Комбинированное
занятие
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа, развитие способности к самовоспитанию, воспитание доброжелательности, терпимости, уважения друг к другу.
12
Прощать - значит любить
Воспитательский час
Подготовить воспитанников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого.
13
Что такое настоящая дружба?
Деловая игра
Воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
14
Путешествие в Страну Вежливости и Доброты.
Час путешествия
Учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста
15
Эти вредные конфликты
Воспитательский час
ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
16
Диагностика уровня сформированности толерантности у воспитанников
Диагностика
Определение уровня сформированности толерантности, выявить динамику отношений подростков к представителям иных культур. (на конец занятий)
17
Он, она, ты, я - вместе дружная земля
Заключительный этап. Фестиваль разных народов
Рекомендуемая литература по проблеме толерантности
-
Андрияхина Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 20-34 (инет)
-
Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности
старшеклассников // Школьный психолог. - 2002, №4. -
Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 - 240с.
-
Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. - СПб., 2007.
-
Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. - 2006. - №2. - С.3-12
-
Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук - М., 2005. - 189 с.
-
Панина В.А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете: Дис… канд. психол. наук. - Краснодар, 2005. - 131 с.
-
Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа// интернет // lseptember.ru/ru/his/2002/l l/2.htm
-
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.
-
Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. - М., 2002.
-
Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика .- М., 2003.
-
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006. - 336 с.
-
Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): Автореф. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2006. - 23 с.
Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
г.Тарко-Сале
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании Директор МКООУ «Санаторная
научно-методического школа-интернат»
совета протокол № ____________П.Ю.Грабельников
от «_____»____________2012г. «______»_______________2012г.
Программа
"Формирование основ толерантности"
Воспитатель 18 группы:
Магомедова М.А.
2012-2013 учебный год