Программа Формирование основ толерантности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Весьма актуальной для современного сознания, особенно российского, представляется мысль французского философа Тейяра де Шардена: «Контакт есть понимание различий». Любое общество, а общество переходного периода в особенности, находится под постоянной угрозой возникновения и обострения макро- и микроконфликтов, возникающих чаще всего на этнической, религиозной, социальной почве. Умение предотвращать и разрешать эти конфликты ненасильственными способами связано с воспитанием в человеке терпимости (толерантности).

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуаль­ности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в мно­гообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и пра­вовая потребность. Толерантность-это добродетель, которая дела­ет возможным достижение мира и способствует замене культуры вой­ны культурой мира. (Декларация принципов толерантности)

Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, воспитатели должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение воспитателя с воспитанниками, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры.

Цель: формирование основ толерантности - терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Задачи:

1. Развивать эмпатию, внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность.

2. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

3. Формировать навыки общения. Предупреждать конфликты.

4. Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей не­зависимо от национальной, этнической, религи­озной и социальной принадлежности и индиви­дуальных особенностей.

5. Изучение личности воспитанника, принятие его и оказание ему поддержки.

Программа "Формирование толерантности у детей" рассчитана на два года для воспитанников среднего и старшего звена. Занятия целесообразно проводить не реже одного раза в месяц.

Продолжительность занятия: 30-40 минут.

Занятия проводятся целой группой.

Для записей, выполнения заданий у воспитанников могут быть рабочие тетради.

Занятия строятся следующим образом:

  • разминка в целях создания настроя (снятия психоэмоционального напряжения);

  • вступительная беседа (ведущий сообщает тему или задает вопросы для введения в нее)

  • основная часть (чтение, проигрывание, обсуждение ситуаций встречающихся в реальной жизни или другая активная деятельность детей)

  • заключительной части (обсуждение занятия, рефлексия.)

Форма проведения занятий: воспитательские часы, лекции, игры, упражнения, тренинги, часы общения, часы путешествия.

Программа включает в себя все виды деятельности по духовному нравственно-эстетическому, интеллектуальному развитию.

Ожидаемые результаты

Программа должна сформировать основы толерантного сознания и поведения. Умение вести себя в общественных местах. Воспитать такие качества, как расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, чувства юмора.

Тематическое планирование.



№ п/п

Мероприятия

Форма

Цель

1

Толерантность: что это? (Часть 1)

Беседа, лекция, игра.

Ознакомить воспитанников с понятием "толерантность" и "то­лерантная личность"; показать актуальность проблемы в современ­ном мире; воспитывать доброту, чуткость во взаимоотношениях.

2

Толерантность: что это?

(Часть 2)

Тренинг

Ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности

3

Диагностика уровня сформированности толерантности у воспитанников

Диагностика

Определение уровня сформированности толерантности (или нетолерант­ности) у воспитанников (на начало занятий)

4

Толерантная личность

Воспитательский час

Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

5

Тайна моего имени.

Воспитательский час

Воспитание уважение к своему имени, к себе, другим.

6

Наши права

Беседа -ознакомление

Познакомиться с правами ребенка.

7

Характер и общение

Час общения

Развивать коммуникативные способности и навыки ра­боты в группе, повышать самооценку, принимать свою индивиду­альность воспитывать доброжелательность, терпимость к различи­ям, умение слушать, расположенность к другим.

8

Хорошо, что все мы разные

Комбинированное

занятие

Формирование толерантного отношения к окружающим людям.

9

Я люблю тебя, Россия!

Воспитательский час

Формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа.

10

Межэтническая толерантность - путь к миру и согласию

Воспитательский час

Знакомство воспитанников с обычаями, праздниками, поэзией, песнями, кухней различных народов, населяющих Северо-Кавказский регион.

Формирование установок на уменьшение социальной дистанции с представителями различных этнических групп.

11

Красивые люди. Станьте такими же. В чем смысл жизни

Час нравственности.

Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно - ценных идей.

Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.

12

Убей в себе дракона

Комбинированное

занятие

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа, развитие способности к самовоспитанию, воспитание доброжелательности, терпимости, уважения друг к другу.

12

Прощать - значит любить

Воспитательский час

Подготовить воспитанников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого.

13

Что такое настоящая дружба?

Деловая игра

Воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

14

Путешествие в Страну Вежливости и Доброты.

Час путешествия

Учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста

15

Эти вредные конфликты

Воспитательский час

ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

16

Диагностика уровня сформированности толерантности у воспитанников

Диагностика

Определение уровня сформированности толерантности, выявить динамику отношений подрост­ков к представителям иных культур. (на конец занятий)

17

Он, она, ты, я - вместе дружная земля

Заключительный этап. Фестиваль разных народов



Рекомендуемая литература по проблеме толерантности

  1. Андрияхина Н.В. Семинар-тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 20-34 (инет)

  2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности
    старшеклассников // Школьный психолог. - 2002, №4.

  3. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 - 240с.

  4. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. - СПб., 2007.

  5. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. - 2006. - №2. - С.3-12

  6. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук - М., 2005. - 189 с.

  7. Панина В.А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете: Дис… канд. психол. наук. - Краснодар, 2005. - 131 с.

  8. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа// интернет // lseptember.ru/ru/his/2002/l l/2.htm

  9. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

  10. Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. - М., 2002.

  11. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика .- М., 2003.

  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006. - 336 с.

  13. Цуканова А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов): Автореф. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2006. - 23 с.





Муниципальное казённое оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

г.Тарко-Сале

Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании Директор МКООУ «Санаторная

научно-методического школа-интернат»

совета протокол № ____________П.Ю.Грабельников

от «_____»____________2012г. «______»_______________2012г.




Программа

"Формирование основ толерантности"




Воспитатель 18 группы:

Магомедова М.А.





2012-2013 учебный год

Программа Формирование основ толерантностиПрограмма Формирование основ толерантностиПрограмма Формирование основ толерантности

© 2010-2022