- Преподавателю
- Классному руководителю
- ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПРОЕКТ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белецкая Н.Е. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РАБОТЕ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Выполнила:
классный руководитель
Старомихайловской СОШ І - ІІІ ступеней
Марьинского района
Донецкой области
Белецкая Н.Е
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….
Мы творим нашу собственную жизнь.
И называем ее судьбой.
Дизразли
Введение
Поздравляя друг друга с праздником, чаще всего мы желаем успехов в работе. Именно с работой и карьерой мы связываем успешность и благополучие в жизни.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь ребенка. Поэтому задачей классного руководителя является предостережение учащегося от возможных ошибок, оказание помощи в выборе любимого дела. Существует два способа выбора профессии. Первый - метод проб и ошибок: человек пробует себя в разных сферах, пока не найдет то, что будет ему приносить удовлетворение. Этот метод очень длительный, трудный и не всегда правильный. Второй - изучение себя, своих возможностей, интересов и склонностей; знакомство с различными профессиями, с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. И только тогда выбор профессии может быть удачным.
Цель моей работы :
-
помочь учащимся ориентироваться в огромном мире профессий;
-
оказывать консультационную помощь в выборе любимого дела; показать неразрывную связь между желаемой профессией и необходимым образованием;
-
описать специфику разных специальностей; выявить, какие профессии и почему подходят учащимся.
Задачи :
-
сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
-
сформировать знания о мире профессий и специальностей, требованиях профессии к личности;
-
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-
научить анализировать свои возможности и способности;
-
подготовить к профессиональному самоопределению;
-
изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
Ожидаемые результаты:
-
учащиеся познакомятся с различными видами профессий;
-
будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для дальнейшего обучения;
-
учащиеся определят свои интересы, склонности и способности;
-
сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
-
будет расширена работа с родителями по профессиональному самоопределению детей.
Методы и формы работы:
-
активизирующие опросники и тесты профориентационной направленности;
-
классные часы, знакомящие с миром профессий;
-
экскурсии на предприятия поселка, предприятия, где работают родители, виртуальные экскурсии;
-
приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
-
работа в группах и микрогруппах - обсуждение конкретных проблем самоопределения;
-
индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
-
вовлечение учащихся в кружковую работу;
-
профориентационные игры с классом.
Работа с родителями:
-
тематические родительские собрания;
-
классные часы с участием родителей, представляющих определенную профессию;
-
совместные профориентационные игры детей и родителей;
-
индивидуальные беседы.
Основная часть
Проект рассчитан на 3 года. Занятия проводятся один раз в месяц на классном часе.
І этап - 7 класс.
Сроки
Мероприятия
сентябрь
Анкетирование « Выбрали ли вы для себя профессию?»
октябрь
«Что такое профессия?» Беседа.
октябрь
Родительское собрание «Кем Вы хотите видеть своего ребенка?»
ноябрь
«Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда».
декабрь
Ролевая игра «Я и моя будущая профессия».
январь
Написание сочинения « Профессии моих родителей».
февраль
« Мир профессий» экскурсия на предприятия поселка.
март
Пресс-конференция с участием родителей.
апрель
Библиотечный урок «Мир профессий».
Май
«Моя будущая профессия» защита проекта.
ІІ этап - 8 класс
сентябрь
« Все профессии важны, все профессии нужны» -дискуссия .
октябрь
Анкетирование «Чтобы не ошибиться в выборе профессии».
ноябрь
«Знакомство с профессиями и их классификациями».
декабрь
«Мир профессий» :экскурсия на предприятия поселка.
январь
Родительское собрание « Как влияют личностные особенности вашего ребенка на выбор профессии».
февраль
Классный час «Формула профессии и ты».
март
Профессиональная игротека « В мире профессий».
апрель
Круглый стол «Твой выбор сегодня».
май
Презентация «Профессиональное портфолио».
ІІІ этап - 9 класс
сентябрь
Анкетирование - опросник по выбору пофессии.
октябрь
Изменился ли твой выбор будущей профессии с возрастом?
октябрь
Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростка».
ноябрь
«Темперамент и выбор профессии».
декабрь
Виртуальная экскурсия «Учебные заведения Донецкой области».
январь
Игра «Профконсультация».
февраль
Читательская конференция «Профессии с большой перспективой».
Март
«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии» - круглый стол с приглашением специалистов.
Апрель
«Анатомия профессии». Профессиограмма.
Май
«Выбор профессии». Защита проекта.
Заключение.
Была разработана программа, состоящая из ряда мероприятий, направленных на профориентацию подростков в общеобразовательном учреждении. В ходе анкетирования определены предпочтения учащихся в выборе будущей профессии. Выяснилось, что для 50% опрошенных важным является высокая зарплата, 14% - привлекает сложность будущей профессии, 36% - желание приносить пользу обществу. 36% опрошенных при выборе профессии учитывают мнение друзей, 79% - учитывают совет родных, 29% - прислушиваются к мнениям знакомых, 79% - влияние СМИ. Анкетирование родителей показало, что родители еще не задумываются о будущей профессии своего ребенка, многие родители даже не знают предпочтений своих детей.
Также были разработаны рекомендации по выбору профессии для школьников:
1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.
2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.
3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать о выборе будущей профессии.
4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными целями.
5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.
6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.
7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, поэтому будьте готовы к их преодолению.
8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.
Трудности, возникающие у классного руководителя при работе над данной проблемой: учащиеся не всегда ответственно относятся к выполнению поставленных перед ними заданий, не понимают всей важности вопроса профориентации; не все родители с пониманием откликаются на пожелания классного руководителя, считают, что ребенку в этом возрасте еще рано думать о выборе профессии.
Используемые источники и литература:
-
«Школьная профориентация: реальность и мечты» Пряжников Н. С. psyparents.ru
-
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
festival.1septembr.ru
-
Профориентация в Украине prof.osvita.org.ua
-
Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.
-
Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентября, 2004. - 203 с.
8