- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа элективного курса Территория доверия (9 класс)
Программа элективного курса Территория доверия (9 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эрдынеева Ц.Д. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
МОУ «ГУНЭЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
________________/Галсанов ЭД./
«____»___________2014г.
«Утверждено»
Директор МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»
______________________________/Жамбалов Б.Д./
«___»_______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __элективному курсу____»Территория доверия»________________________________________
(указать предмет, курс)
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс___________________________
Срок реализации: _____2014-2015 учебный год_____________________________________________
(срок реализации программы)
Количество часов _____18_______________________________________________________________
Составитель ___Эрдынеева Ц.Д.__________________________________________________________
2014 г
Пояснительная записка
Подростковый возраст - это пора достижений, «стремительного пополнения знаний, становления нравственности, открытия индивидуального «Я» и обретения новой социальной позиции» [9]. «Основными новообразованиями в этом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению» [2].
Кроме того, это «возраст потерь детского мироощущения, относительного беззаботного и зачастую безответного образа жизни, пора мучительных сомнений в себе, поисков правды в себе и окружающем мире» [8].
Подростки стремятся проявлять больше самостоятельности; именно в данный момент они хотят разобраться в себе, почувствовать силу своего «Я», оценить себя сами. Подростки очень противоречивы. «Стремление к максимализму зачастую приводит их к потере чувства реальности» [6]. Для них характерна повышенная критичность, что часто мешает доверительному общению.
Участие в данной программе позволит подросткам найти свое «Я», поможет осознать свои силы и индивидуальность, а оказавшись на «территории доверия», почувствовать вкус успеха.
При работе с подростками (13-14 лет) упор делается на пробуждение интереса и развитее доверия к самому себе, на постепенном понимании и осознании собственных возможностей, особенностей характера. Этот возраст «является благоприятным временем для развития и укрепления у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства» [7].
Основной же акцент при реализации программы делается на развития доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.
Идея программы: не навязывать ребенку чужое мнение, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, обрести уверенность, научиться доверять, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо.
Цель программы: развитие атмосферы доверия и взаимоуважения.
Задачи:
-
Диагностировать уровень межличностного доверия;
-
Развивать навыки доверия, рефлексии;
-
Научить отстаивать и защищать свою точку зрения;
-
Развить чувство ответственности и уверенности в себе;
-
Осваивать разные формы и методы общения, группового взаимодействия;
Предполагаемые результаты:
-
Умение доверять;
-
Осмысление подростками своих возможностей;
-
Активизация личностных ресурсов, процесса рефлексии;
-
Раскрытие сильных сторон личности.
-
Осознание своей неповторимости, уникальности, познание себя;
Принципы программы:
-
Принцип веры в ребенка (оказание доверия, помощи в раскрытии своей личности, развитие уверенности в том, что его уважают, доверяют и верят в него);
-
Принцип «здесь и сейчас» (все, что происходит на занятии, за пределы занятия не выносится);
-
Принцип безопасности (доверие, сохранение физического и психического здоровья детей);
-
Принцип самооценки (осознание и оценивание самого себя, умение радоваться своим и чужим успехам, сопереживать);
Методы работы:
-
Методы формирования сознания (беседа, пример, наблюдение, рассказ).
-
Методы организации деятельности (упражнение, тестирование, игра, психогимнастика).
-
Методы стимулирования (поощрения, похвала).
-
Методы самовоспитания (самоконтроль, самоанализ, рефлексия)
Формы работы: групповые занятия.
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, интересными упражнениями с учетом индивидуальных особенностей детей, профессиональной подготовки педагога.
Средства: во время занятий можно использовать схемы-конспекты, что позволит ребятам эффективнее ознакомиться с материалом, излагаемым устно. Для занятий потребуются: стулья, листы бумаги, карандаши, планшеты, ватман, ручки, ластики.
Условия реализации программы:
-
Возрастная категория: 9 класс (14-15 лет);
-
Временный детский коллектив как временное жизненное пространство, не нарушающее прежний образ жизни детей.
-
Реализация программы возможна в период обучения (на элективных курсах, уроках);
-
Занятия проводятся в малых группах по 3-5 человек, продолжительностью 45 мин.
-
Принятие подростками ведущей идеи программы и посещение занятий;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание деятельности
Форма проведения
Часы
Организационный период
1.
«Здравствуйте!» Вводное занятие: знакомство с программой (Приложение 1)
анкетирование упражнение
игра
рефлексия
1
2.
«Это я!» Создание условий для самопознания и самопринятия (Приложения 2, 3, 4, 5, 6)
Рассказ
упражнение
обсуждение
рефлексия
3
3.
«Искусство общения» Занятие о видах общения и на развитие навыков эффективного общения (Приложение 7)
Игра
упражнение
психогимнастика
рефлексия
1
Основной период
4.
«Быть воспитанным» Создание условий для доверительного общения. Занятие о культуре и поведении (Приложение 8)
Тестирование
упражнение
конкурс
рефлексия
2
5.
Доверие в жизни человека (Приложение 9)
Формирование установки на взаимопонимание, доверие, развитие навыков рефлексии и обратной связи.
4
6.
«Уверенность и уверенное поведение» Развитие навыков уверенного поведения (Приложение 10)
Тестирование
упражнение
психогимнастика
рефлексия
4
Итоговый период
7.
«Как сказать «Нет!» Тренинг навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях (Приложение 11)
Тестирование
упражнение
психогимнастика
рефлексия
2
8.
«Давайте говорить друг другу комплименты. А как?» Создание обстановки доброжелательности, дружелюбия, восторженности. Итоговое занятие (Приложение 12)
Игра
упражнение
беседа
рефлексия
1
Итого:
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационный период
Занятие 1. «Здравствуйте!»
Цель: ознакомление с программой; сплочение группы
Задачи:
-
Установить доверительные отношения.
-
Выявить актуальные для ребят темы.
-
Выработать и принять правила работы в группе.
Ход:
Начало занятия:
-
Упражнение «Принятие правил»
-
Игра на знакомство «Снежный ком»
Разминка:
-
упражнение «Ураган»
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Да-нет»
-
Анкетирование «Умеете ли вы решать свои проблемы?», «Насколько вы уверены в себе?»
Разминка:
-
упражнение «Аплодисменты»
Завершение занятия:
-
Упражнение «Подарок»
Занятие 2. «Это я!»
Цель: создание условий для самопознания и самопринятия
Задачи:
-
Сформировать стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир.
-
Сформировать установки на безоценочное принятие себя.
Ход:
Начало занятия:
-
Упражнение «Я люблю… Я не люблю…»
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Мое физическое «Я»
-
Упражнение «Ты похож (а) на меня тем, что…», «Я отличаюсь от тебя тем, что…»
-
Упражнение «Ладошка»
Разминка:
-
гимнастика
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…»
-
Упражнение «Герб»
Разминка:
-
упражнение «Моечная машина»
Завершение занятия:
-
рефлексия
Занятие 3. «Искусство общения»
Цель: развитие навыков эффективного общения и их закрепление
Задачи:
-
Развивать эмпатию.
-
Устанавливать доверительные отношения через телесный контакт.
-
Обучить навыкам эффективного общения.
Ход:
Разминка:
-
упражнение «Странный город»
Работа по теме занятия:
-
Актуализация проблемы, обсуждение различных точек зрения на модель общительного человека.
Разминка:
-
упражнение «Построиться по росту»
-
упражнение «Найди пару»
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Разговор через стекло»
-
Упражнение «Встанем на газету»
-
Упражнение «Дорисуй картинку»
-
Упражнение «Передача предметов»
-
Упражнение «Слепой и поводырь»
Разминка:
-
гимнастика
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Я и мир вокруг меня»
-
Упражнение «Четыре позиции»
-
Упражнение «Испорченный телефон»
Завершение занятия:
-
рефлексия
Занятие 4. Основной период
«Быть воспитанным», «Доверие в жизни человека»
Цель: создание условий для доверительного общения; развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
-
Обсудить соотношение понятий «культура» и «поведение».
-
Выявить «нормы вежливости» в группе.
-
Определить понятие доверие?
-
Создать атмосферу доверия;
Ход:
Начало занятия:
-
Рассказ «Культура и поведение»
-
Решение проблемных ситуаций «Правила поведения»
Разминка:
-
упражнение «Добрые поступки»
Работа по теме занятия:
-
Тестирование «Умеете ли вы контролировать себя?»
-
Упражнение «Словесный портрет»
-
Упражнение «Правила класса»
-
Упражнение "Я тебе доверяю»
Разминка:
-
конкурс «Знатоки этикета»
Завершение занятия:
-
Упражнение «Пожелание»
Занятие 5. «Уверенность и уверенное поведение»
Цель: развитие навыков уверенного поведения.
Задачи:
-
Сделать акцент на конструктивных вариантах поведения подростков.
-
Обучить навыкам уверенного поведения.
Ход:
Начало занятия:
-
Упражнение «Ах, какой ты молодец!»
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Я уверен в себе, если…»
-
Упражнение «Оцени себя»
-
Упражнение «Свеча»
-
Упражнение «Доверительное падение»
-
Упражнение «Налет орды на отрешенных»
Разминка:
-
аутогенная тренировка
Работа по теме занятия:
-
Упражнение «Сила слова»
-
Упражнение «10 заповедей неудачника»
Завершение занятия:
-
рефлексия
Итоговый период
Занятие 6. «Как сказать «Нет!»
Цель: развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
-
Обучить адекватным формам реагирования.
-
Сформировать умение сказать «нет».
-
Формировать навыки общения, принятия решений и чувство самоценности, противостоять «давлению» сверстников.
Ход:
Начало занятия:
-
Обсуждение, разъяснение, принятие модели реагирования.
Разминка:
-
упражнение «Паровозики»
Работа по теме занятия:
-
Анализ сюжетно-ролевых ситуаций
-
Упражнение «Отказ»
-
Упражнение «Лицо группы»
-
Анкетирование
Завершение занятия:
-
упражнение «Интересное - полезное»
Занятие 7. «Давайте говорить друг другу комплименты.
А как?»
Цель: создание обстановки доброжелательности, дружелюбия, деликатной восторженности.
Задачи:
-
Сформировать представления о похвале и комплиментах.
-
Раскрыть секреты искусства делать комплименты.
Ход:
Начало занятия:
-
Обсуждение, разъяснение, примеры похвалы и комплиментов.
Разминка:
-
упражнение «Ты - мне, я - тебе»
Работа по теме занятия:
-
Анализ сюжетно-ролевых ситуаций
-
Упражнение «УКРОП»
-
Игра «Мой портрет»
Завершение занятия:
-
рефлексия
Литература
-
Антипова Т.И. Давайте говорить друг другу комплименты. А как? // Досуг в школе. - М. - 2005. - № 9.
-
Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.
-
Галлиулина Ф.Р. Дом, который построим мы. Занимательная игра по психологии для детей среднего и старшего школьного возраста. // Школьные игры и конкурсы. - М.- 2007. - №10.
-
Завражина Т.С. Этот удивительный мир! Игра-конкурс по психологии. // ПедСовет. - М. - 2009. - № 9.
-
Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков. - М., 2008.
-
Касаткин С. Мастер общения. Советы практического психолога. - СПб., 2002.
-
Корепанова Т.А. Поверь в себя! (тренинг уверенности в себе). // Досуг в школе. - М. - 2005. - № 12.
-
Леванова Е. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
-
Педагогика временного детского коллектива. / Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. - Владивосток, 2002.
-
Программы педагогов: сборник образовательных программ. / Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003.
-
Психология социальных ситуаций. / Под ред. Н.В. Гришиной. - СПб., 2001.
-
Свитлик Г.А. Поговорим о вежливости. // Досуг в школе. - М. - 2005. - № 10.
-
Шаповалова Т.А. Психологический ринг для старшеклассников. // Педагогическое творчество. - М. - 2008. - № 11.
8