Программа элективного курса Территория доверия (9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

МОУ «ГУНЭЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________________/Галсанов ЭД./

«____»___________2014г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Гунэйская средняя общеобразовательная школа»

______________________________/Жамбалов Б.Д./

«___»_______________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __элективному курсу____»Территория доверия»________________________________________

(указать предмет, курс)

Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9 класс___________________________

Срок реализации: _____2014-2015 учебный год_____________________________________________

(срок реализации программы)

Количество часов _____18_______________________________________________________________

Составитель ___Эрдынеева Ц.Д.__________________________________________________________














2014 г




Пояснительная записка

Подростковый возраст - это пора достижений, «стремительного пополнения знаний, становления нравственности, открытия индивидуального «Я» и обретения новой социальной позиции» [9]. «Основными новообразованиями в этом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте - психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению» [2].

Кроме того, это «возраст потерь детского мироощущения, относительного беззаботного и зачастую безответного образа жизни, пора мучительных сомнений в себе, поисков правды в себе и окружающем мире» [8].

Подростки стремятся проявлять больше самостоятельности; именно в данный момент они хотят разобраться в себе, почувствовать силу своего «Я», оценить себя сами. Подростки очень противоречивы. «Стремление к максимализму зачастую приводит их к потере чувства реальности» [6]. Для них характерна повышенная критичность, что часто мешает доверительному общению.

Участие в данной программе позволит подросткам найти свое «Я», поможет осознать свои силы и индивидуальность, а оказавшись на «территории доверия», почувствовать вкус успеха.

При работе с подростками (13-14 лет) упор делается на пробуждение интереса и развитее доверия к самому себе, на постепенном понимании и осознании собственных возможностей, особенностей характера. Этот возраст «является благоприятным временем для развития и укрепления у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства» [7].

Основной же акцент при реализации программы делается на развития доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.

Идея программы: не навязывать ребенку чужое мнение, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, обрести уверенность, научиться доверять, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо.

Цель программы: развитие атмосферы доверия и взаимоуважения.

Задачи:

  1. Диагностировать уровень межличностного доверия;

  2. Развивать навыки доверия, рефлексии;

  3. Научить отстаивать и защищать свою точку зрения;

  4. Развить чувство ответственности и уверенности в себе;

  5. Осваивать разные формы и методы общения, группового взаимодействия;

Предполагаемые результаты:

  • Умение доверять;

  • Осмысление подростками своих возможностей;

  • Активизация личностных ресурсов, процесса рефлексии;

  • Раскрытие сильных сторон личности.

  • Осознание своей неповторимости, уникальности, познание себя;

Принципы программы:

  1. Принцип веры в ребенка (оказание доверия, помощи в раскрытии своей личности, развитие уверенности в том, что его уважают, доверяют и верят в него);

  2. Принцип «здесь и сейчас» (все, что происходит на занятии, за пределы занятия не выносится);

  3. Принцип безопасности (доверие, сохранение физического и психического здоровья детей);

  4. Принцип самооценки (осознание и оценивание самого себя, умение радоваться своим и чужим успехам, сопереживать);

Методы работы:

  1. Методы формирования сознания (беседа, пример, наблюдение, рассказ).

  2. Методы организации деятельности (упражнение, тестирование, игра, психогимнастика).

  3. Методы стимулирования (поощрения, похвала).

  4. Методы самовоспитания (самоконтроль, самоанализ, рефлексия)

Формы работы: групповые занятия.

Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, интересными упражнениями с учетом индивидуальных особенностей детей, профессиональной подготовки педагога.

Средства: во время занятий можно использовать схемы-конспекты, что позволит ребятам эффективнее ознакомиться с материалом, излагаемым устно. Для занятий потребуются: стулья, листы бумаги, карандаши, планшеты, ватман, ручки, ластики.

Условия реализации программы:

  1. Возрастная категория: 9 класс (14-15 лет);

  2. Временный детский коллектив как временное жизненное пространство, не нарушающее прежний образ жизни детей.

  3. Реализация программы возможна в период обучения (на элективных курсах, уроках);

  4. Занятия проводятся в малых группах по 3-5 человек, продолжительностью 45 мин.

  5. Принятие подростками ведущей идеи программы и посещение занятий;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание деятельности

Форма проведения

Часы

Организационный период

1.

«Здравствуйте!» Вводное занятие: знакомство с программой (Приложение 1)

анкетирование упражнение

игра

рефлексия

1

2.

«Это я!» Создание условий для самопознания и самопринятия (Приложения 2, 3, 4, 5, 6)

Рассказ

упражнение

обсуждение

рефлексия

3

3.

«Искусство общения» Занятие о видах общения и на развитие навыков эффективного общения (Приложение 7)

Игра

упражнение

психогимнастика

рефлексия


1

Основной период

4.

«Быть воспитанным» Создание условий для доверительного общения. Занятие о культуре и поведении (Приложение 8)

Тестирование

упражнение

конкурс

рефлексия

2

5.

Доверие в жизни человека (Приложение 9)

Формирование установки на взаимопонимание, доверие, развитие навыков рефлексии и обратной связи.

4

6.

«Уверенность и уверенное поведение» Развитие навыков уверенного поведения (Приложение 10)

Тестирование

упражнение

психогимнастика

рефлексия

4

Итоговый период

7.

«Как сказать «Нет!» Тренинг навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях (Приложение 11)

Тестирование

упражнение

психогимнастика

рефлексия

2

8.

«Давайте говорить друг другу комплименты. А как?» Создание обстановки доброжелательности, дружелюбия, восторженности. Итоговое занятие (Приложение 12)

Игра

упражнение

беседа

рефлексия

1

Итого:

18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организационный период

Занятие 1. «Здравствуйте!»

Цель: ознакомление с программой; сплочение группы

Задачи:

  1. Установить доверительные отношения.

  2. Выявить актуальные для ребят темы.

  3. Выработать и принять правила работы в группе.

Ход:

Начало занятия:

  1. Упражнение «Принятие правил»

  2. Игра на знакомство «Снежный ком»

Разминка:

  • упражнение «Ураган»

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Да-нет»

  2. Анкетирование «Умеете ли вы решать свои проблемы?», «Насколько вы уверены в себе?»

Разминка:

  • упражнение «Аплодисменты»

Завершение занятия:

  1. Упражнение «Подарок»

Занятие 2. «Это я!»

Цель: создание условий для самопознания и самопринятия

Задачи:

  1. Сформировать стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир.

  2. Сформировать установки на безоценочное принятие себя.

Ход:

Начало занятия:

  1. Упражнение «Я люблю… Я не люблю…»

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Мое физическое «Я»

  2. Упражнение «Ты похож (а) на меня тем, что…», «Я отличаюсь от тебя тем, что…»

  3. Упражнение «Ладошка»

Разминка:

  • гимнастика

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…»

  2. Упражнение «Герб»

Разминка:

  • упражнение «Моечная машина»

Завершение занятия:

  • рефлексия

Занятие 3. «Искусство общения»

Цель: развитие навыков эффективного общения и их закрепление

Задачи:

  1. Развивать эмпатию.

  2. Устанавливать доверительные отношения через телесный контакт.

  3. Обучить навыкам эффективного общения.

Ход:

Разминка:

  • упражнение «Странный город»

Работа по теме занятия:

  1. Актуализация проблемы, обсуждение различных точек зрения на модель общительного человека.

Разминка:

  • упражнение «Построиться по росту»

  • упражнение «Найди пару»

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Разговор через стекло»

  2. Упражнение «Встанем на газету»

  3. Упражнение «Дорисуй картинку»

  4. Упражнение «Передача предметов»

  5. Упражнение «Слепой и поводырь»

Разминка:

  • гимнастика

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Я и мир вокруг меня»

  2. Упражнение «Четыре позиции»

  3. Упражнение «Испорченный телефон»

Завершение занятия:

  • рефлексия

Занятие 4. Основной период

«Быть воспитанным», «Доверие в жизни человека»


Цель: создание условий для доверительного общения; развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Обсудить соотношение понятий «культура» и «поведение».

  2. Выявить «нормы вежливости» в группе.

  3. Определить понятие доверие?

  4. Создать атмосферу доверия;

Ход:

Начало занятия:

  1. Рассказ «Культура и поведение»

  2. Решение проблемных ситуаций «Правила поведения»

Разминка:

  • упражнение «Добрые поступки»

Работа по теме занятия:

  1. Тестирование «Умеете ли вы контролировать себя?»

  2. Упражнение «Словесный портрет»

  3. Упражнение «Правила класса»

  4. Упражнение "Я тебе доверяю»

Разминка:

  • конкурс «Знатоки этикета»

Завершение занятия:

  1. Упражнение «Пожелание»


Занятие 5. «Уверенность и уверенное поведение»

Цель: развитие навыков уверенного поведения.

Задачи:

  1. Сделать акцент на конструктивных вариантах поведения подростков.

  2. Обучить навыкам уверенного поведения.

Ход:

Начало занятия:

  1. Упражнение «Ах, какой ты молодец!»

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Я уверен в себе, если…»

  2. Упражнение «Оцени себя»

  3. Упражнение «Свеча»

  4. Упражнение «Доверительное падение»

  5. Упражнение «Налет орды на отрешенных»

Разминка:

  • аутогенная тренировка

Работа по теме занятия:

  1. Упражнение «Сила слова»

  2. Упражнение «10 заповедей неудачника»

Завершение занятия:

  • рефлексия


Итоговый период

Занятие 6. «Как сказать «Нет!»

Цель: развитие навыков уверенного и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. Обучить адекватным формам реагирования.

  2. Сформировать умение сказать «нет».

  3. Формировать навыки общения, принятия решений и чувство самоценности, противостоять «давлению» сверстников.

Ход:

Начало занятия:

  1. Обсуждение, разъяснение, принятие модели реагирования.

Разминка:

  • упражнение «Паровозики»

Работа по теме занятия:

  1. Анализ сюжетно-ролевых ситуаций

  2. Упражнение «Отказ»

  3. Упражнение «Лицо группы»

  4. Анкетирование

Завершение занятия:

  • упражнение «Интересное - полезное»



Занятие 7. «Давайте говорить друг другу комплименты.

А как?»

Цель: создание обстановки доброжелательности, дружелюбия, деликатной восторженности.

Задачи:

  1. Сформировать представления о похвале и комплиментах.

  2. Раскрыть секреты искусства делать комплименты.

Ход:

Начало занятия:

  1. Обсуждение, разъяснение, примеры похвалы и комплиментов.

Разминка:

  • упражнение «Ты - мне, я - тебе»

Работа по теме занятия:

  1. Анализ сюжетно-ролевых ситуаций

  2. Упражнение «УКРОП»

  3. Игра «Мой портрет»

Завершение занятия:

  • рефлексия


Литература


  1. Антипова Т.И. Давайте говорить друг другу комплименты. А как? // Досуг в школе. - М. - 2005. - № 9.

  2. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.

  3. Галлиулина Ф.Р. Дом, который построим мы. Занимательная игра по психологии для детей среднего и старшего школьного возраста. // Школьные игры и конкурсы. - М.- 2007. - №10.

  4. Завражина Т.С. Этот удивительный мир! Игра-конкурс по психологии. // ПедСовет. - М. - 2009. - № 9.

  5. Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков. - М., 2008.

  6. Касаткин С. Мастер общения. Советы практического психолога. - СПб., 2002.

  7. Корепанова Т.А. Поверь в себя! (тренинг уверенности в себе). // Досуг в школе. - М. - 2005. - № 12.

  8. Леванова Е. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.

  9. Педагогика временного детского коллектива. / Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. - Владивосток, 2002.

  10. Программы педагогов: сборник образовательных программ. / Под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003.

  11. Психология социальных ситуаций. / Под ред. Н.В. Гришиной. - СПб., 2001.

  12. Свитлик Г.А. Поговорим о вежливости. // Досуг в школе. - М. - 2005. - № 10.

  13. Шаповалова Т.А. Психологический ринг для старшеклассников. // Педагогическое творчество. - М. - 2008. - № 11.

8


© 2010-2022