- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Мы против черного слова
Внеклассное мероприятие Мы против черного слова
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Санникова Н.Н. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Час общения «Мы против черного слова»
Учитель: Санникова Н.Н.
Цель: формирование негативного отношения к употреблению нецензурной лексики.
Задачи:
создать позитивный настрой на общение;
дать информацию об истоках мата;
показать зависимость состояния здоровья от нецензурной лексики;
дать знания и показать способы выражения гнева.
Оборудование: раздаточный материал, наглядный материал, плакаты.
Час общения проводится совместно с воспитателем, социальным педагогом, психологом.
Ход мероприятия
Приветствие.
Уважаемые ребята, педагоги! Мы рады видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему «Мы против «черного слова», познакомим вас с историей мата, расскажем, как мат влияет на организм, вспомним другие способы выражения гнева и раздражения.
-
Упражнение «Сделай так».
Цель упражнения: создание позитивного настроения.
-
Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение.
-
Встаньте те, кто сегодня услышал много хороших слов.
-
Похлопайте в ладоши те, кто сегодня сам говорил хорошие слова окружающим вас людям.
-
Потопайте те, кто сегодня слышал нецензурные, скверные слова.
Целеполагание.
Мир, в котором мы живем, прекрасен, но почему-то сквернословие, мат заполнили наш язык. Что по-вашему означает мат? Мат -
-
простонародное грубое слово;
-
крик ( кричать, вопить благим матом);
-
мягкая толстая подстилка для выполнения спортивных упражнений;
-
неприлично гнусная брань с упоминанием слова «мать».
Что мы относим к сквернословию? Сквернословие - речь, наполненная скверными непристойными словами. Сквернословить - употреблять в речи непристойные слова.
Кто из вас знает об истоках возникновения нецензурных выражений?
-
Историческая справка.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо - татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В Древней Руси мат связывали с нечистой силой и поэтому все знали:
что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами;
материться в доме нельзя: бесы будут жить в доме;
также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу или озере ― оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение «поле брани» (поле матерной брани).
История происхождения и значения самого слова мат.
(на доске плакат)
«МАТ» - крик - громкий голос в значении звукоподражания.
МА звуки, которые издавали
МЯ животные в брачный период
В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.
-
Конкурс пословиц.
Пословицы разделены на 2 части. Части перемешаны. Нужно соединить части. Класс делится на две команды. Побеждает команда, быстрее собравшая пословицы:
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Говорит - хорошо, а замолчит - еще лучше.
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь.
Слово выпустишь, так и крючком не втащишь.
Кстати промолчать - что большое слово сказать.
Сказанное слово - серебряное, несказанное- золотое.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Ветер головы разрушает, а слово - народы поднимает.
Доброе слово что весенний день.
-
Сравнение с другими народами.
А ведь грубо ругаются не только русские, но и другие народы. В ситуациях эмоционального напряжения или срыва ― при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении. Мат - это не только стремление нагрубить, сколько потребность выразить крайнюю напряженность ситуации. В соответствии с этим происходит выбор соответствующих неприличных обозначений. Но они несут национальный характер.
Немецкое:
самое сильное ругательство - «дерьмо» (если ругают себя);
«зад», «дырка в заднице» - когда хотят задеть другого человека.
Самые страшные ругательства у японцев:
«какашка» (кусо) - обращение на себя;
«вонючка» (кусат таро) - обращение на другого.
Американскую ненормативную лексику вы уже знаете:
это «шиты», «факи».
А уникальность русского мата состоит в том, что русские нецензурные слова адресованы матери или «про мать». Обращены они самому дорогому человеку, который дарит нам жизнь. Разве она заслужила это?
Читается стихотворение:
И все ж трудно попросту понять,
Что слово мат идет от слова «мать»
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов.
-
Влияние мата на организм.
а) Кто знает, чем опасен мат для организма?
Мат опасен для организма, т.к.
способствует снижению интеллекта;
провоцирует преступления (вседозволенность);
унижает и оскорбляет, калечит людские судьбы;
приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Сквернословие, мат, как зараза пространства, несет опасную болезнь. Ученые Российской академии наук пришли к выводу: молекулы организма воспринимают человеческую речь! Под воздействием человеческой речи молекулы ДНК - ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияют на собственную жизненную программу.
Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат - бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причем деформируются до такой степени, что происходит видоизменение ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.
С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение. Человек строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат САМ. Слово есть результат мышления, то есть, каков мыслитель, такой и результат.
Каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно или скрыто, - поэтому убережем себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение и смерть.
б) Опыт с йодом.
Цель опыта: наглядная демонстрация накопления разрушительной энергии.
Инструкция. Негативная информация накапливается в голове и переполняет наш мозг. Как это происходит, мы сейчас увидим с вами на опыте. Перед вами 4 стакана с водой. В первый стакан мы добавляем одну каплю йода, во второй стакан - 2 капли, в третий стакан - 3 капли, в четвертый стакан - 4 капли. Посмотрите, в каком стакане раствор получился темнее. Почему?
Эту же ситуацию мы можем соотнести с поведением людей, т.е. Чем чаще человек употребляет в своей речи нецензурные выражения, тем больше негативной энергии скапливается в его теле. И в самый неподходящий момент эта энергия заставляет человека совершать необдуманные поступки, которые проявляются в агрессивном поведении (ссоры, драки).
-
Рефлексия.
Посмотрите на стаканы и подумайте, сколько раз за день вы использовали в своей речи нецензурные выражения.
Почему люди используют нецензурные выражения? Назовите причины.
Выводы:
Неумение снимать напряжение другими способами.
Бывает трудно выразить свои чувства словами.
Показать себя «крутым».
Показать себя более значимым.
«Выпустить пар».
-
Способы выражения гнева, раздражения.
Цель упражнения: повторить способы реагирования в фрустирующей ситуации.
Сейчас мы вспомним, каким образом можно выразить раздражение, гнев (на плакате текст со способами выражения гнева).
Способы выражения гнева
Комкать и рвать бумагу.
Топать ногами.
Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
Способы сдерживания нарастающей агрессии
Разрядить эмоции какой-нибудь полезной работой - например уборкой помещения, спортивной игрой или просто бегом - это один из самых эффективных способов.
Сосчитать до десяти.
Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов.
Походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, который диктует вам ваше внутреннее состояние.
-
Работа с карточками.
Цель: диагностика поведения в фрустирующей ситуации.
Инструкция: Предложены карточки. На каждой нарисованы два или несколько человек, детей и взрослых. Один из них говорит что-то говорит другому - его слова записаны в нарисованном сверху квадрате. Другой отвечает, другой отвечает, но квадрат, нарисованный под ним - пустой. Нужно догадаться, что же отвечает этот мальчик или девочка.
Заключение.
Какой теме было посвящено занятие?
Сегодня мы:
Познакомились с историей возникновения мата.
Узнали, что сквернословие разрушает организм.
Обучились способам выражения своего гнева и раздражения.
Мы надеемся, что эти способы будут использованы вами в повседневной жизни и почаще будете пользоваться вежливыми словами.
Давайте повторим вежливые слова и поблагодарим друг друга за проведенное занятие. Культура общения помогает избегать конфликтов. Все сложные ситуации можно решать конструктивными способами.
Друзья мои, внушайте людям веру.
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру.
Продляйте добрым словом жизнь людей!