Внеклассное мероприятие Мы против черного слова

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения «Мы против черного слова»

Учитель: Санникова Н.Н.

Цель: формирование негативного отношения к употреблению нецензурной лексики.

Задачи:

создать позитивный настрой на общение;

дать информацию об истоках мата;

показать зависимость состояния здоровья от нецензурной лексики;

дать знания и показать способы выражения гнева.

Оборудование: раздаточный материал, наглядный материал, плакаты.

Час общения проводится совместно с воспитателем, социальным педагогом, психологом.

Ход мероприятия

Приветствие.

Уважаемые ребята, педагоги! Мы рады видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему «Мы против «черного слова», познакомим вас с историей мата, расскажем, как мат влияет на организм, вспомним другие способы выражения гнева и раздражения.

  1. Упражнение «Сделай так».

Цель упражнения: создание позитивного настроения.

  • Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение.

  • Встаньте те, кто сегодня услышал много хороших слов.

  • Похлопайте в ладоши те, кто сегодня сам говорил хорошие слова окружающим вас людям.

  • Потопайте те, кто сегодня слышал нецензурные, скверные слова.

Целеполагание.

Мир, в котором мы живем, прекрасен, но почему-то сквернословие, мат заполнили наш язык. Что по-вашему означает мат? Мат -

  • простонародное грубое слово;

  • крик ( кричать, вопить благим матом);

  • мягкая толстая подстилка для выполнения спортивных упражнений;

  • неприлично гнусная брань с упоминанием слова «мать».

Что мы относим к сквернословию? Сквернословие - речь, наполненная скверными непристойными словами. Сквернословить - употреблять в речи непристойные слова.

Кто из вас знает об истоках возникновения нецензурных выражений?

  1. Историческая справка.

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо - татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В Древней Руси мат связывали с нечистой силой и поэтому все знали:

что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами;

материться в доме нельзя: бесы будут жить в доме;

также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу или озере ― оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение «поле брани» (поле матерной брани).

История происхождения и значения самого слова мат.

(на доске плакат)

«МАТ» - крик - громкий голос в значении звукоподражания.

МА звуки, которые издавали

МЯ животные в брачный период

В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

  1. Конкурс пословиц.

Пословицы разделены на 2 части. Части перемешаны. Нужно соединить части. Класс делится на две команды. Побеждает команда, быстрее собравшая пословицы:

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Говорит - хорошо, а замолчит - еще лучше.

Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь.

Слово выпустишь, так и крючком не втащишь.

Кстати промолчать - что большое слово сказать.

Сказанное слово - серебряное, несказанное- золотое.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Ветер головы разрушает, а слово - народы поднимает.

Доброе слово что весенний день.

  1. Сравнение с другими народами.

А ведь грубо ругаются не только русские, но и другие народы. В ситуациях эмоционального напряжения или срыва ― при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении. Мат - это не только стремление нагрубить, сколько потребность выразить крайнюю напряженность ситуации. В соответствии с этим происходит выбор соответствующих неприличных обозначений. Но они несут национальный характер.

Немецкое:

самое сильное ругательство - «дерьмо» (если ругают себя);

«зад», «дырка в заднице» - когда хотят задеть другого человека.

Самые страшные ругательства у японцев:

«какашка» (кусо) - обращение на себя;

«вонючка» (кусат таро) - обращение на другого.

Американскую ненормативную лексику вы уже знаете:

это «шиты», «факи».

А уникальность русского мата состоит в том, что русские нецензурные слова адресованы матери или «про мать». Обращены они самому дорогому человеку, который дарит нам жизнь. Разве она заслужила это?

Читается стихотворение:

И все ж трудно попросту понять,

Что слово мат идет от слова «мать»

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов.

  1. Влияние мата на организм.

а) Кто знает, чем опасен мат для организма?

Мат опасен для организма, т.к.

способствует снижению интеллекта;

провоцирует преступления (вседозволенность);

унижает и оскорбляет, калечит людские судьбы;

приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Сквернословие, мат, как зараза пространства, несет опасную болезнь. Ученые Российской академии наук пришли к выводу: молекулы организма воспринимают человеческую речь! Под воздействием человеческой речи молекулы ДНК - ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияют на собственную жизненную программу.

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат - бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причем деформируются до такой степени, что происходит видоизменение ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение. Человек строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат САМ. Слово есть результат мышления, то есть, каков мыслитель, такой и результат.

Каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно или скрыто, - поэтому убережем себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение и смерть.

б) Опыт с йодом.

Цель опыта: наглядная демонстрация накопления разрушительной энергии.

Инструкция. Негативная информация накапливается в голове и переполняет наш мозг. Как это происходит, мы сейчас увидим с вами на опыте. Перед вами 4 стакана с водой. В первый стакан мы добавляем одну каплю йода, во второй стакан - 2 капли, в третий стакан - 3 капли, в четвертый стакан - 4 капли. Посмотрите, в каком стакане раствор получился темнее. Почему?

Эту же ситуацию мы можем соотнести с поведением людей, т.е. Чем чаще человек употребляет в своей речи нецензурные выражения, тем больше негативной энергии скапливается в его теле. И в самый неподходящий момент эта энергия заставляет человека совершать необдуманные поступки, которые проявляются в агрессивном поведении (ссоры, драки).

  1. Рефлексия.

Посмотрите на стаканы и подумайте, сколько раз за день вы использовали в своей речи нецензурные выражения.

Почему люди используют нецензурные выражения? Назовите причины.

Выводы:

Неумение снимать напряжение другими способами.

Бывает трудно выразить свои чувства словами.

Показать себя «крутым».

Показать себя более значимым.

«Выпустить пар».

  1. Способы выражения гнева, раздражения.

Цель упражнения: повторить способы реагирования в фрустирующей ситуации.

Сейчас мы вспомним, каким образом можно выразить раздражение, гнев (на плакате текст со способами выражения гнева).

Способы выражения гнева

Комкать и рвать бумагу.

Топать ногами.

Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

Способы сдерживания нарастающей агрессии

Разрядить эмоции какой-нибудь полезной работой - например уборкой помещения, спортивной игрой или просто бегом - это один из самых эффективных способов.

Сосчитать до десяти.

Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов.

Походить, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, который диктует вам ваше внутреннее состояние.

  1. Работа с карточками.

Цель: диагностика поведения в фрустирующей ситуации.

Инструкция: Предложены карточки. На каждой нарисованы два или несколько человек, детей и взрослых. Один из них говорит что-то говорит другому - его слова записаны в нарисованном сверху квадрате. Другой отвечает, другой отвечает, но квадрат, нарисованный под ним - пустой. Нужно догадаться, что же отвечает этот мальчик или девочка.

Заключение.

Какой теме было посвящено занятие?

Сегодня мы:

Познакомились с историей возникновения мата.

Узнали, что сквернословие разрушает организм.

Обучились способам выражения своего гнева и раздражения.

Мы надеемся, что эти способы будут использованы вами в повседневной жизни и почаще будете пользоваться вежливыми словами.

Давайте повторим вежливые слова и поблагодарим друг друга за проведенное занятие. Культура общения помогает избегать конфликтов. Все сложные ситуации можно решать конструктивными способами.

Друзья мои, внушайте людям веру.

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру.

Продляйте добрым словом жизнь людей!


© 2010-2022