Мастер-класс Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Мастер-класс

Нартикоева Евгения Викторовна


План мастер-класса

Мастер-класс

Тема

Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Общие цели

Знать понятия «Критерии», «эффективность воспитания», «духовно-нравственное воспитание».

Уметь разрабатывать критерии эффективности системы ДНВ в соответствии с целью урока.

Результаты обучения

1.Учителя знают понятия «Критерии», «эффективность воспитания», «духовно-нравственное воспитание».

2. Учителя разработают критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся.

3.Учителя оценят значимость критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Ключевые идеи

Обеспечение процесса формирования духовно-нравственного воспитания школьников невозможно без обоснованного и практичного критериально-оценочного аппарата.

Задания

Задание 1 Объяснить понятия «Что такое критерий?», «Что подразумевается под эффективностью воспитания?» «На что направлена система духовно-нравственного воспитания?»

Задание 2. Перечислить сходства и различия суммативного оценивания и формативного оценивания.

Задание 3. Разработать критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Задание 4. Обсуждение значимости эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Ход мастер-класса

1. Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада, что, несмотря но мороз, вы все сегодня здесь собрались. Хочу пожелать хорошего настроения, творчества и позитива. (позитивный ролик) 2 мин

2. Формирование групп (1 группа - критерии, 2 группа - эффективность, 3 группа - духовно-нравственное воспитание) 2 мин

3. Задание 1. Уважаемые коллеги, предлагаю вам дать определение понятиям «Критерий», «Эффективность воспитания» «Система духовно-нравственного воспитания». 3 минуты

Приведете на слайде (зачитывать не нужно)

Крите́рий (др.-греч. κριτήριον - способность различения, средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере).

Эффективность воспитания - степень соответствия результатов воспитательной деятельности поставленным целям. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Система духовно-нравственного воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание обеспечивают комплексность воспитывающих влияний на ребёнка и позволяют формировать всесторонне развитую личность.

Обменяемся мнениями. Каким образом эти понятия переплетаются?

Система ДНВ должна быть эффективной, для проверки эффективности системы необходимы чётко разработанные критерии.

4. Теоретический этап. Информация о системе ДНВ в МБОУ «Гимназия 12»

Среди воспитательных задач одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.

Эта система направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: (Рабочие материалы лежат у вас на столах)

На столах у учителей лежат рабочие материалы (РМ) «Базовые национальные ценности»

- Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

- гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Задание 2. Выделите 5 основных базовых национальных ценностей. Определите 5 нравственных качеств, соотнесенных с выделенными базовыми национальными ценностями.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования.

Обеспечение процесса формирования духовно-нравственного воспитания школьников невозможно без обоснованного и практичного критериально-оценочного аппарата.

В основе структуры процесса духовно-нравственного воспитания лежат мотивы, обеспечивающие включение ученика в процесс познания духовных и культурных ценностей общества. В то же время духовно-нравственного воспитание рассматривается как комплекс знаний, полученных школьниками в общеобразовательной школе, а также осознанное проявление личности на уровне эмоций, которые способствуют совершению моральных поступков. Это позволил констатировать, что исследователи наполняют структуру понятия «духовно-нравственное воспитание» специфическим содержанием, обращая внимание на три основных компонента. Это: (раздаточный материал)

 мотивационно-ценностный включающий, мотивы, вызванные потребностями личности, выполнение которых требует волевых усилий и эмоционально окрашены;

 когниктивно-познавательный направленный, на усвоение теоретических знаний, овладение предметными умениями и навыками, способами и видами деятельности;

 деятельностно-практический позволяющий подростку реализовать полученный опыт на практике.

5. Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся

При определении критериев уровня сформированности духовно-нравственного воспитания школьников можно опираться на структуру исследуемого качества.

В качестве этих критериев мы рассматриваем следующую совокупность (таблица 1)

Уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности школьников определяется как:

Высокий - качество проявляется всегда.

Средний - качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя.

Низкий - качество проявляется редко, или не проявляется совсем.

Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся и воспитанников осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов, медицинского персонала, психолога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Только на слайде дайте (не проговаривайте)

Цели проведения такого мониторинга таковы:

1. Определить эффективность деятельности педагогов по конкретным результатам развития личности и индивидуальности учащихся

2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления учащимися своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъективности, способностей к самоопределению и самореализации.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- проследить динамику развития личности, начиная с младшего школьного возраста в соответствии с диагностируемыми параметрами;

- оценить «траекторию» развития личности и индивидуальности каждого ученика;

- сформировать информационную базу индивидуально-личностного роста учащихся;

- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности и индивидуальности воспитанников, наметить пути их предупреждения и преодоления;

- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности и индивидуальности учащихся, их самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их реализации.

Задание 3. Вам дана таблица «Критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания школы». Произведите анализ предложенных данных по следующей схеме


  1. Цель определения эффективности системы духовно-нравственного воспитания по данным, приведенным в таблице:


  1. Алгоритм определения эффективности системы духовно-нравственного воспитания по данным, приведенным в таблице:


  1. Риски и затруднения определения эффективности системы духовно-нравственного воспитания по данным, приведенным в таблице:


  1. Замечания и дополнения по данным, приведенным в таблице

6. Обсуждение 5 мин (Как вы думаете, помогут ли критерии, разработанные нами в ходе мастер-класса, эффективно реализовывать систему ДНВ в учебных заведениях?

Итог (обратная связь) «SMS» Я знаю…, Я умею…., Я хочу узнать… 2 мин.

Рефлексия

- Данный мастер-класс имеет для вас практическое значение?

- Какие критерии необходимо использовать для оценки эффективности системы ДНВ?

Желаю Вам успехов. Благодарю за внимание.

Источники, оснащение и оборудование: Листы А4, маркеры, презентация «Разработка критериев эффективности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся», РМ «Критерии оценивания», РМ «Базовые национальные ценности»








Таблица 1

Критерии эффективности системы духовно-нравственного воспитания школы

Критерии

эффективности

Показатели эффективности

Индикаторы (уровни)

1

2

3

1. Содержательный

1.Ориентация на ценность отечества

2. Ориентация на ценность человека

3. Ориентация на ценность красоты

4. Ориентация на ценность семьи

5. Ориентация на ценность культуры

2. Методический

1 .Соответствие содержания деятельности по духовно-нравственному воспитанию поставленной цели.

2.Подготовленность педагогов, учащихся и родителей

3.Программно-мтодичское обеспечение

4.Системность и преемственность в реализации системы духовно-нравственного воспитания

3 .Организационный

1. Отношения в коллективе (нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности, образовательного учреждения).

2.Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя). Базовые

ценности педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств воспитательной работы ценностям.

3.Интерграция взаимодействия со всеми субъектами жизнедеятельности (школа, семья, церковь, учреждения дополнительного образования и культуры и др.)

4. Оценочный

1.Системность в осуществлении контроля за ходом реализации программы духовно-нравственного становления личности.

2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении.

5.Аналитико-

рефлексивный

1. Уровень владения рефлексивными методиками

2. Своевременность коррекции деятельности и прогнозирования результатов деятельности.

Рабочий материал

«Базовые национальные ценности»

- Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

- гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;


© 2010-2022