Литературно-музыкальная композиция И душа стихами говорит

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

города Москвы

«Московский государственный образовательный комплекс»

(ГБПОУ МГОК)

И душа стихами говорит…

Литературно-музыкальная композиция

Выполнила:

педагог-библиотекарь

Алексейкова Елена Викторовна

Координаторы работы:

учитель музыки

Алехина Лариса Александровна



Москва 2015

Все стихотворения читаются на фоне музыкального сопровождения( классическая музыка).

Оформление: стол, свечи, книжный томик стихов, портреты поэтов, писателей, музыкантов.

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!

Эрнест Хэменгуэй сказал: « Все хорошее - книги, стихи, рассказы, объединено одним - когда вы их дочитываете до конца, Вам кажется, что все это случилось с вами и хорошее, и плохое. Главное проникнуться, вдумчиво прочесть и понять.» Книги и музыка формируют духовный облик и нравственные ориентиры поколения: эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие. И поэтому сегодня хозяйкой нашей встречи будет поэзия и муза, а главными гостями - стихи и музыка.

Задумывались ли Вы, почему человек начинает писать стихи? Откуда берется удивительный дар заставлять слова звучать по - иному, от которых у людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце! Не важно, посвящены ли стихи любви, природе, родному городу или отражают состояние души и внутренние эмоции. На этот вопрос каждый отвечает по-разному.

Как появляются стихи? Ну как вам объяснить-
Перо, бумага, мысли нить, желание творить.
И посылают небеса прекрасные слова.
И вот уже, плетешь сама, из мыслей кружева.

Как появляются стихи? Ты не одна в ночи.
Бессонница и тишина, и желтый свет луны.
И рифмы точные слова ложатся на листок,
Из слов плетутся кружева - поэзии цветок

Как получилось что, к чему - сама не поняла,
Немыслимый цветок души, словами создала.
Но ночь приходит, и опять я кружево плету,
Слова, слова я в них живу, и плачу и люблю.

Нина Правдина.

Стихи писать не Божий и не дар,

А нежелание делиться с кем -то.

Способность погасить эмоций жар,

На строки, рифмы нанизав, зачем-то.

Всё ведь должно, куда то, уходить,

Чтоб не сойти с ума от всех напастей.

Когда стихами можешь говорить -

С людьми молчишь и это тоже счастье.

Не нужно в душу лишних запускать,

Не нужно объяснять как что случилось...

В стихах можно смеяться и кричать,

Любить, молчать и вспоминать, что было.

В стихах, всё терпят строчки и слова,

Не предают нас и не осуждают,

Нас, не жалея, плачут иногда...

Лишь появляются и в душах исчезают.

Елена Алексейкова.

Как мы сейчас услышали с вами - причины творчества разные. Одна моя знакомая, бывший учитель биологии, рассказывала, что долгое время даже не осознавала, что пишет в рифму и со смыслом - просто оставляла не традиционные записки, а стишки - послания своим родным-покушать. что-то сделать….А когда обратила внимание, как складно у нее все получается, попробовала писать детские стишки….Сейчас она известная омская поэтесса Маргарита Федоровна Удовиченко.

Кто-то писал, стихи - признания, восхищения. Как великие классики:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим

А. С. Пушкин 1829

«Я вас любил» - посвящение Анне Алексеевне Андро-Олениной (11.08.1808 - 18.12.1888), графине де Ланжерон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 гг. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Её глаза», «Не пой, красавица, при мне», многих строф «Онегина» и др.

Также даме сердца, только таинственной, посвящал стихи Афанасий Фет

«Я пришел к тебе с приветом»

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Будучи студентом, был страстно влюблен … в молоденькую, милую, восхитительную Варвару Александровну Лопухину М.Ю.Лермонтов и ей посвятил это стихотворение.

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос в душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

В известной картине «Ирония судьбы или с легким паром», звучит прекрасный романс, который исполнила А.Б. Пугачева. Но мало, кто из вас, ребята, знает, что это стихотворение Марины Цветаевой, написанное в 1915г.

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

Биографы Марины Цветаевой долго пытались понять, кому же поэтесса посвятила столь проникновенные и не лишенные грусти строки. Кто именно вдохновил ее на то, чтобы написать столь проникновенное и глубоко личное произведение? Тайну раскрыла сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, которая рассказала, что это яркое и в чем-то даже философское стихотворение было посвящено ее второму мужу, Маврикию Минцу. К 1915 году обе сестры уже успели побывать замужем, однако их браки оказались неудачными. Каждая из женщин воспитывала ребенка, не мечтая больше о том, чтобы устроить личную жизнь. По воспоминаниям Анастасии Цветаевой, Маврикий Минц появился на пороге ее дома с письмом от общих знакомых и провел с сестрой поэтессы почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и жизнь в целом совпали удивительным образом. Поэтому вскоре Маврикий Минц, плененный красотой Анастасии, сделал ей предложение.

Великая Отечественная война….сколько горя принесла она нашему народу. Сколько имен героев стоит в бессмертном полку….скоро исполнится 70 лет этой самой знаменательной дате, и мы вспомним страшные страницы того времени.

Расскажи мне, мама, о Смоленщине….(читаю свое стихотворение).

Но вместе с тем, сколько прекрасных песен появилось в это время…песни, на стихи поэтов-фронтовиков: К.Симонов, А.Твардовский, Ю.Друнина, Д.Самойлов, А.Межиров, Е.Винокуров, О.Берггольц, С.Гудзенко

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Юлия Друнина

Звучит песня:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Песни военных лет….Их, по праву, можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.

Песни, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни - лозунги, песни - призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.

Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Военные песни…Они живут до сих пор. Как и песня, которая сейчас прозвучала.

Появилась она, благодаря Георгию Суркову. Вспоминает автор: «Возникло стихотворение случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Листов пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».

Ребята, почти каждый день Вы приходите на уроки к Светлане Романовне Саравайской. Прекрасный историк, учитель, увлекательный собеседник, но мало кто из Вас знает, что Светлана Романовна пишет очень хорошие стихи! А почему она это делает и какой след в душе и жизни оставляет ее творчество, Светлана Романовна нам сейчас расскажет. Пожалуйста.

Свои стихотворения хочу прочесть для Вас и я.

Читаю стихотворения. Последним - «Люди, люди! Какие Вы, видит Бог, разные…».

Действительно, люди мы все разные и свои переживания, мысли, терзания, эмоции выражаем по-разному. Главное - это наш духовный мир, который только мы можем развить. Только мы можем оградить высоким забором или выпустить на волю….для всех. Мир, помогающий нам стать выше, чище и добрее.


Литературно-музыкальная композиция И душа стихами говорит...



© 2010-2022