- Преподавателю
- Классному руководителю
- Час общения Тема: эффективное общение и коммуникации
Час общения Тема: эффективное общение и коммуникации
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мишина Т.В. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Час общения
Тема: эффективное общение и коммуникации.
Цель:
- способствовать формированию у учащихся умения строит свои отношения с окружающими людьми на принципах терпимости, толерантности;
- стимулировать развитие эмпатии;
- дать детям опыт поиска способа конструктивного взаимодействия.
Тип занятия: усвоение новых навыков и умений.
Методы ведения занятия: энергизаторы, мозговой штурм, мини-лекция, кооперативная группа, упражнения с элементами тренинга.
Принадлежности: ватман, писчая бумага, маркеры, фломастеры, ножницы, скотч, раздаточный материал.
Оформление доски:
Двоим лучше, чем одному…
Ибо, если упадёт один,
То другой поднимет товарища своего,
Но горе одному, когда упадёт он,
А другого нет, который поднял бы его.
/ Экклеспаст/
Ведущий. Здравствуйте! Прочитайте, пожалуйста, слова, написанные на доске. А теперь прочитаем вслух. Как вы понимаете смысл этих слов?
Ученик. Человеку плохо, когда он один. Не с кем поделиться, некому помочь, особенно в трудной ситуации.
Ведущий. А были случаи, когда в трудной ситуации вы оставались одни? Если нет, то какие ситуации возможны?
Ученик. Ссора с друзьями, родителями, проблемы в школе, болезнь, заблудился в лесу,
Ведущий. Какие ощущения испытывает человек в этих ситуациях?
Ученик. Страх, боль, отчаяние, грусть…
Ведущий. Возьмите небольшой лист бумаги и фломастер, напишите испытанное негативное чувство, скомкайте лист и положите в тигель. Мы сожжём эту бумагу, чтобы развеять негатив.
Покажите своё настроение, состояние, подняв большой палец вверх или опустив его вниз.
Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Любое общество вырабатывает правила поведения. Выработаем и мы правила общения в группе методом мозгового штурма.
Ученик. 1). Искренность. В группе не надо лгать. Если не хочется рассказать о том, что действительно волнует, лучше промолчать.
2). Здесь и сейчас. Не продолжать обсуждение проблем после завершения занятия в группе.
3). Быт терпимым к мнению других, признать право каждого на высказывание своего мнения.
4). Я не равно Мы. Каждый говорит только за себя и не говорит за другого.
5). Не оценивать.
(Можно ввести дополнительные принципы, если сочтёте это необходимым).
Ведущий. А теперь мы с вами сыграем в игру «Большое доброе животное» (упражнение на снятие межличностных барьеров в общении). Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки и представьте себе, что мы - большое и очень доброе животное. Давайте послушаем, как у нас бьётся сердце. Стук сердца мы отстучим ногой. Все вместе: стук сердца-вдох-выдох-стук сердца. Мы дышим ровно, ритмично и не забываем о нашем сердце (повторить упражнение 5-6 раз).
Ведущий. А теперь небольшое задание-упражнение: различите отношение и общение в этом хорошо вам известном отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (дети берут фломастеры и карточки с текстом, этот же текст написан на листе ватмана). Подчеркните в тексте красным фломастером слова и выражения, где автор говорит об общении, синим - об отношении (дети работают самостоятельно, затем в ходе обсуждения на листе ватмана появляется результат).
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день, и ночь,
Не отходя ни разу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!
В чём проявилось «низкое коварство»?
Ученик. Герой ухаживает за больным, делает всё необходимое, но про себя думает, чтобы скорее от него освободиться.
Ведущий. Прав ли Евгений в этой ситуации?
Ученик. Я считаю, что прав. В жизни зачастую встречаются ситуации, когда общение и поведение не соответствуют друг другу (выслушать мнение всех желающих, дети приводят примеры и мнения детей не всегда однозначны).
Ведущий. Что даёт работа в группе?
Так ли был бы освещён вопрос, если бы вы работали в одиночку? (дети высказывают своё мнение).
Ведущий. Возьмите, пожалуйста, из коробки на память о нашем занятии по карандашу. Кому достался красный карандаш, образуйте одну группу, синий - другую. Давайте вспомним песен, в которых звучат слова о поддержке друг друга и споём по куплету своими группами.
Ученики.
- если с другом вышел в путь…
- друг - это третье твоё плечо…
- если радость на всех одна…
- святая наука - расслышать друг друга…
Ведущий. Как вы думаете, какое ключевое слово в словах песни Булата Окуджавы? Равнозначны ли по смыслу слова «слышать» и «услышать» (дети высказывают своё мнение)?
Ведущий. Возьмите, пожалуйста, из коробки атрибуты людей, чьи профессии связаны с общением с большим количеством людей. Объединитесь в 4 группы: учитель, врач, продавец, парикмахер. Сделаем фотографию на память по группам.