Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Методические материалы по проведению классных экспресс-часов. В сборнике собраны материалы классных экспресс-часов, проведенных в МОУ «Бендерская гимназия №2» с 2011 по 2014 годы. Данная форма работы хорошо себя зарекомендовала, т.к. кратковременность проведения мероприятия и широкий охват аудитории позволяет донести значимость представленных материалов, заставляет прочувствовать суть тех или иных событий. Все проведенные классные экспресс-...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МОУ

«Бендерская гимназия №2»

им. А.С.Пушкина

2014-2015

Reanimator Extreme Edition

Методические материалы

из опыта работыМетодические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Классный экспресс-час





Методические материалы по проведению

классных экспресс-часов.


В сборнике собраны материалы классных экспресс-часов, проведенных в МОУ «Бендерская гимназия №2» с 2011 по 2014 годы.

Данная форма работы хорошо себя зарекомендовала, т.к. кратковременность проведения мероприятия и широкий охват аудитории позволяет донести значимость представленных материалов, заставляет прочувствовать суть тех или иных событий. Все проведенные классные экспресс-часы сопровождались видео и фотоматериалами, звуковыми и музыкальными дорожками.

Авторы представленных материалов:

Пестова Инна Евгеньевна, зам. директора по ВР

Кац Николай Анатольевич, организатор досуга

Проник Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Евстратий Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Согова Анна Сергеевна, учитель И и ИКТ







Классный час

как одна из главных форм воспитания в школе

Форма воспитательной работы - это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы - это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые (школьный бал), групповые (классное собрание), индивидуальные (беседа);

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (дискотека), по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);

3) по результату: информационный обмен (устный журнал), выработка общего решения (собрание), общественно значимый продукт (акция милосердия).

Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Эти две функции тесно связаны, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя классный час может выполнять чисто ориентирующую функцию.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

• Нравственный классный час

Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных

нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных

поступков, поступков сверстников и одноклассников;

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание

помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою

точку зрения и уважать чужую, и др.) (нельзя проводить часто).

• Интеллектуально-познавательный классный час

Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся;

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности,

стремление к самосовершенствованию.

• Тематический классный час

Цели: 1. Развивать кругозор учащихся;

2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их

интересов и духовных потребностей.

• Информационный классный час

Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям

общественно-политической жизни своей страны, своего города,

района;

2. Применение знаний, полученных на уроках истории и

граждановедения;

3. Формирование своего отношения к происходящему;

4. Развитие исследовательских умений.

Формы классного часа:

• Беседа (эстетическая, нравственная)

• Диспут

• Встречи с интересными людьми

• Викторины по различным областям знаний

• Дискуссии

• КВНы

• Интерактивные игры

• Игры-путешествия

• Тренинги

• Читательские конференции

• И др.

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

• Возрастных и психологических особенностей школьников;

• Целей и задач, которые он ставит;

• Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

• Определить тему, сформулировать цель;

• Составить план (сценарий);

• Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;

• Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);

• Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Советы по проведению классного часа:

• От предметной информации к оценке информации;

• От общих оценок к развернутым суждениям;

• Внимание к выступлениям учащихся;

• Акцент на важных моментах;

• Размышления вместе с детьми;

• Совместный поиск решений проблемы;

• Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности (муз. пауза, физминутка, острый вопрос);

• Участие детей в составлении плана классных часов (четверть, полугодие, год).


Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет. (С. Маршак)

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма. (А. Блок)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал.

Вовек не позабудется. (Н. Рыленков).















Из опыта работы МОУ «Бендерская гимназия №2»

по проведению классных экспресс-часов.

Экспресс (лат.) - моментальный, срочный, быстрый.

Несколько лет тому назад в стенах гимназии назрела необходимость проведения массовых классных часов, но осуществить её было непросто, из-за отсутствия помещения. Тогда и возникла идея проведения классных экспресс-часов для параллелей классов в конференц-зале. Время проведения такого мероприятия составляет от 15 до 25 минут. Каждая параллель классов приглашается отдельно. Для этого определяется, на каком уроке будут приглашены те или иные классы. Таким образом, в течение учебного дня проводится от трех до пяти классных часов. Поскольку они не занимают много времени, то учитель предметник, который приводит класс на мероприятие, может продолжить работать с классом по своему предмету.

Данная форма работы является существенной помощью в работе классных руководителей, т.к. снимает часть нагрузки по подготовке и проведению бесед или тематических классных часов.

Для ведения такого рода мероприятия достаточно двух-трех ведущих. Это могут быть педагоги или ученики. В текстовую часть обязательно включение только самых значимых событий и акцентов, т.к. за короткое время необходимо донести до учеников суть подаваемого материала. Для повышения эмоционального восприятия мероприятия обязательно включение видеоряда, фотографий, музыки. Текст должен легко восприниматься, быть доступным, без излишних терминов. Подаваемый материал можно читать с листа, но четко и выразительно. Стихотворения читаются наизусть.

За это время в гимназии были подготовлены и проведены классные экспресс-часы на следующие темы:

«Терроризм. Памяти Беслана» (3-11 кл)

«Самый лучший город на земле» (5-9 кл)

«Знай и соблюдай правила дорожного движения» (2-4 кл)

«Лицейские годы А.С.Пушкина» (5-8 кл)

«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…» (5-11 кл)

«Весна Победы» (3-9 кл)

«Афганистан - наша боль» (6-10 кл)

«Защитник и Патриот» (5-8 кл)

«Основной Закон государства» (5-11 кл)

«СПИД - чума 20 века» (9-11 кл)

«Уроки Доброты» (3-4 кл)

«Творение Синана Ибн Менана» (5-10 кл)

«Блокадный Ленинград» ( 5-11 кл)

«Загляните в семейный альбом…» (1-11 кл)

«Чернобыль» (7-10 кл)

«Легенда о Мэрцишоре» (5-9 кл).

И это далеко не полный список прошедших классных экспресс-часов.






Пестова И.Е., зам директора по ВР

Кац Н.А., организатор досуга

Классный час «Основной Закон государства»

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 1(День конституции ПМР)

  1. Мы живем в Приднестровье, гордо зовемся приднестровцами, но достаточно ли много мы знаем о нашем государстве?

  2. Сегодняшний классный час проходит в преддверии праздника - Дня конституции ПМР. Как и у всех граждан, у государства тоже есть паспорт. Заглянем в него и узнаем, что же там написано.

Слайд 2 (видео) Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 3 (карта ПМР)

  1. Приднестровская Молдавская Республика занимает 3567 кв. км. между Республикой Молдова и Украиной на левобережье Днестра. Население 665,8 тыс. чел. Денежная единица - приднестровский рубль.Столицей ПМР является город Тирасполь.

Слайд 4 (основной закон)

  1. Основной закон - Конституция.

Любая конституция - это документ, которыйМетодические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

закрепляет основы конституционного строя

государства, права и свободы человека и гражданина,

основы общественного строя, форму правления и

территориального устройства, организацию высших

органов государственной власти, столицу государства

и государственную символику.


  1. Приднестровская Молдавская Республика была провозглашена в 1990 году на референдуме. На территории Приднестровья функционируют три государственных языка - молдавский (с русской графикой), русский и украинский, что отвечает этническому разнообразию Приднестровья.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2. Статья 13 гласит:

Приднестровская Молдавская Республика имеет

государственный флаг, герб и гимн, которые

являются символами республики и утверждаются

законом. Столицей Приднестровской Молдавской

Республики является город Тирасполь.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 5 (Гимн ПМР)

  1. Государственным Гимном Приднестровской Молдавской Республики является музыкальное произведение, созданное на основе музыки Бориса Александрова на слова Бориса Парменова, Николая Божко, Виталия Пищенко.

Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения

к истории страны, ее государственному строю.

Принят 25 июля 2000 года.


  1. При официальном исполнении Государственного гимна ВСЕ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 6 (Герб ПМР)

  1. Государственный герб Приднестровской Молдавской Республики - государственный символ Республики. Герб Приднестровья базируется на гербе Молдавской ССР. Утверждён 2 сентября 1991 года Верховным Советом ПМССР.

Слайд 7 (Флаг ПМР)

  1. Государственный флаг Приднестровской Молдавской Республики представляет собой прямоугольное двухсторонне полотнище красного цвета. Посередине Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

полотнища каждой стороны во всю его длину

располагается полоса зелёного цвета.

Слайд 8 (даты конституций)

  1. Первая Конституция Приднестровья была принята 2 сентября 1991 года на IV съезде Советов депутатов всех уровней. По ней республика провозглашалась суверенным и независимым государством в составе Союза ССР (Приднестровская Молдавская ССР).Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)


  1. Новая Конституция ПМР была принята на референдуме 24 декабря 1995 года, за неё проголосовало 82 % избирателей. Поэтому 24 декабря считается Днём Конституции ПМР.

Слайд 9

  1. КОНСТИТУЦИЯ - не только Основной Закон государства, это и важнейший политический документ общества, который придаёт устойчивость общественным отношениям, способствует их дальнейшему развитию. КОНСТИТУЦИЯ - Основной Закон нашей жизни...Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 10 (структура Конституции ПМР)

(Действующая редакция Конституции (по состоянию на 6 августа 2011 года)


  1. Конституция состоит из преамбулы, 5 разделов, 106 статей основной части и 7 статей переходных норм и положений. Включает разделы и главы:Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 11 (Основы Конституционного строя)

  1. Раздел I. Основы конституционного строя

Это основополагающие, базовые принципы, на которых

строится приднестровская государственность.

Таких основ 15.

  1. Приоритет прав и свобод человека по отношению ко всем иным ценностям (статья 16). Человек и его права провозглашаются высшей ценностью общества и государства

  1. Суверенитет (статья 1). Приднестровье - это независимое государство Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  2. Демократия (статья 1). Власть в Приднестровье должна осуществляется с учетом воли большинства граждан

  1. Народовластие (статья 1).

  2. Высшая юридическая сила и прямое действие Конституции (статья 2). Конституция обязательна для применения на всей территории Приднестровья.

  1. Равное для всех гражданство (статья 3). Все граждане Приднестровья обладают равными правами и несут равные обязанности.

  2. Равная защита всех форм собственности (статья 4).

  1. Исключительная государственная собственность на землю и недра (статья 5). Собственником земли, недр и полезных ископаемых может быть только государство.

  2. Разделение властей (статья 6). Власть в Приднестровье разделена на законодательную, исполнительную, судебную. Исполнительную власть осуществляют Президент и подконтрольные ему министерства и ведомства; законодательную власть - Верховный Совет; судебную власть - суды. Все три ветви являются равновеликими.

  1. Местное самоуправление (статья 7). Органами местного самоуправления являются Советы народных депутатов

  2. Политический плюрализм (статья 8). Никакая идеология не является государственной либо обязательной.

  1. Светское государство (статья 9). Никакая религия не может быть государственной либо обязательной.

  2. Распространение норм международного права на ПМР (статья 10). Несмотря на то, что Приднестровье является непризнанным государством, оно добровольно, самостоятельно обязуется исполнять основополагающие нормы и принципы международного права.

  1. Создание Вооруженных Сил (статья 11). Вооруженные Силы рассматриваются как гарант независимости Приднестровья.

  2. Равный статус молдавского, русского и украинского языков (статья 12).

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 12

  1. Раздел II. Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина

  2. В данном разделе закрепляются основные права человека, такие как

право на жизнь,

на свободу и личную неприкосновенность,

на защиту человеческого достоинства,

на судебную защиту,

на неприкосновенность жилища,

на тайну личной жизни и переписки,

  1. на свободу выражения убеждений,

на свободу совести,

на свободу собраний и митингов,

на свободу объединений и труда,

на социальное обеспечение и медицинское обслуживание,

на образование,

на свободу творчества.

Конституция также гарантирует принцип равенства, свободу СМИ,

неприкосновенность собственности.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 13

  1. Раздел III. Основы государственного управления

Глава 1. Развитие основ конституционного строя

Глава 2. Верховный Совет Приднестровской

Молдавской Республики

Глава 3. Президент Приднестровской Молдавской

Республики. Исполнительная власть

  1. Глава 4. Местное государственное управление и местное самоуправление

Глава 5. Судебная власть и Прокуратура

Глава 6. Исключена

Глава 7. Оборона, безопасность и правоохранительная деятельность

Глава 8. Финансовая и бюджетная система

  1. Раздел IV. Изменение Конституции

Раздел V. Переходные нормы и положения


  1. В соответствии с новой Конституцией ПМР является парламентско-президентской

республикой.

Слайд 14 (президент) Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. В Статье 59 говорится -

Президент Приднестровской Молдавской Республики

является главой государства гарантом Конституции и

законов Приднестровской Молдавской Республики,

прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает

точное исполнение Конституции и законов. В

установленном Конституцией порядке он принимает

меры по охране суверенитета республики, ее

независимости и территориальной целостности,

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов

государственной власти. Президент Приднестровской Молдавской Республики

обладает неприкосновенностью.


  1. В 60-ой статье основного закона сказано

Президентом Приднестровья может быть избран гражданин Приднестровской

Молдавской Республики, состоящий в гражданстве Приднестровской Молдавской

Республики не менее 10 лет, не моложе 35 лет и Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

постоянно проживающий на территории ПМР не менее

10 лет. И вступая в должность, он обязательно дает

клятву на Конституции.


Слайд 15 (видео Инаугурации Президента)


  1. Изменение Конституции

Конституция может быть изменена либо в результате референдума, либо Верховным Советом.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 16 (Конституция)

  1. А теперь мы проверим, насколько вы были внимательны.

  • Перечислите символы государства? (Герб, Гимн, Флаг)

  • Сколько разделов входит в структуру Конституции?

(5 разделов)

  • Какие права гражданина закреплены в Конституции ПМР? ( на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту человеческого достоинства, на судебную защиту, на неприкосновенность жилища, на тайну личной жизни и переписки, на свободу выражения убеждений, на свободу совести, на свободу собраний и митингов, на свободу объединений и труда, на социальное обеспечение и медицинское обслуживание, на образование, на свободу творчества.) Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  • Когда отмечается День Конституции ПМР? (24 декабря)

  • Почему именно в этот день? (24 декабря 1995 года состоялся референдум по принятию Конституции)

  • Гарантом чего является Президент ПМР? (Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод человека и гражданина)


Слайд 17 (видео)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Подошёл к концу классный час. Сегодня вы познакомились с Основным законом нашей республики - Конституцией ПМР, узнали немного больше о символике государства, правах гражданина, функциях Президента.

  1. 24 декабря наша республика будет отмечать праздник День конституции, с которым я хочу вас поздравить и пожелать успехов в учебе, чтобы в будущем вы смогли принести пользу своему государству.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Кац Н.А., организатор досуга

Яриновский В.Н., руководитель НВП


Классный экспресс-час ко дню Защитника Отечества

«Есть такая профессия…»

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 слайд

1 вед. В феврале, когда ещё лютуют морозы и метут метели, мы празднуем день Защитника Отечества. Что значит Защитник отечества? И почему мы отмечаем этот день?

Многим из вас, наверное, приходилось заступаться за младшую сестрёнку и братишку, выручать приятеля, которого обижают мальчишки во дворе. И вы знаете, что защитник должен быть смелым и сильным, отважным и самоотверженным, добрым и любящим, умным, терпеливым. Вот такими качествами характера должен обладать защитник!

Но защитниками бывают те, кто защищает Родину. Этих людей немало, они объединены в армию и носят военную форму и называются солдатами.

2 вед. У них есть свой профессиональный праздник - День Защитника Отечества.

В этот, один из самых важных праздников, принято поздравлять всех мужчин: бывших воинов - дедушек, нынешних воинов - пап, и будущих воинов - мальчиков. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда надо определиться в выборе профессии. И среди многих есть и такая…

Слайд 2.

(фрагмент фильма «Офицеры»)

Слайд 3.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 вед. Днём рождения Красной Армии принято считать 23 февраля 1918г. - День победы над кайзеровскими войсками под Нарвой и Псковом.

Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил.

21 февраля оно обратилось к народу с воззванием "Социалистическое Отечество в опасности!"

23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск».

2 вед. С 1949 до 1993г. этот день носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».

Ныне этот праздник переименован в «День защитника Отечества».

Слайд 4. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 вед. 6 сентября 1991 года Верховный Совет ПМР принял постановление «О мерах по защите суверенитета и независимости республики», согласно которому и началось формирование Вооружённых сил.

Вооружённые силы Приднестровья состоят из мотострелковых, авиационных, артиллерийских, противовоздушных соединений и частей, войска специального и тылового обеспечения, в качестве резерва - структура Народного ополчения.

2 вед. В ПМР действует всеобщая воинская обязанность, срок срочной службы составляет 1 год. Прошедшие срочную службу образуют резерв. Кроме того, часть военнослужащих служит по контракту. Общая численность ВС ПМР составляет от 5,0 до 7,5 тысяч человек. В случае начала боевых действий численность может быть быстро увеличена до 25 тысяч человек.

6 сентября 1991 года - день образования Вооружённых сил Приднестровской Молдавской Республики.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 5

1 вед. Пусть светит солнце в мирном небе

И не зовет труба в поход.

И чтобы только на ученьях солдат

В атаку шел вперед.

2 вед. Пусть вместо взрывов гром весенний

Природу будит ото сна,

А наши дети спят спокойно

Сегодня, завтра и всегда!

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 6

1 вед. Слово «армия» происходит от латинского слова «armo» - вооружаю. Но не только оружием сильна армия, но и стойкостью и храбростью своих солдат. В годы войны наши солдаты ценой своих жизней разгромили врага и освободили Европу от фашистских захватчиков.

2 вед. А в мирное время наша армия охраняет сотни километров сухопутных, воздушных и водных границ.

Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова!

Защита Отечества - долг каждого гражданина, почётная обязанность каждого мужчины.

1 вед. «Есть такая профессия - Родину защищать» - это цитата говорит сама за себя. Настоящие мужские качества - любовь к Родине, готовность защищать свое Отечество, стоять на страже безопасности страны и ее граждан в наши непростые времена по-прежнему в почете и вызывает большое уважение.

23 февраля День Защитника Отечества чествует вся страна. Эта дата, - один из важнейших институтов государственности. Отлаженный механизм поддержания порядка и стабильности в обществе, реальная сила, призванная обеспечить безопасность личности, общества и государства.

2 вед. Защита родины - пример проявления самоотверженности, верности долгу и присяге, готовности прийти на помощь гражданам, оказавшимся в беде. И, безусловно, это работа, связанна с огромным риском и ответственностью. В настоящее время, несмотря на определенные трудности, мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой, благодаря настоящим защитникам.

Народная память будет бережно хранить подвиги и славу многих поколений защитников Родины. Их мужество и героизм являются для каждого из нас ярким примером беззаветного служения народу, верности долгу и присяге.

Слайд 7 Слайд 8

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)





Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Проник О.В.,

учитель русского языка и литературы


Классный экспресс-час «Лицейское братство»

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 слайд (Лицей в жизни и творческой биографии Александра Сергеевича Пушкина.)


  1. слайд (портрет маленького Пушкина)

1 вед. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича ПушкинаМетодические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

3 слайд (отец Пушкина)

и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).


  1. слайд (мать Пушкина)

2 вед. Семья принадлежала к образованной части московского общества. Дядя Пушкина Василий Львович Пушкин был известным поэтом, в доме бывали московские литераторы. Еще ребенком Пушкин слушал разговоры на литературные темы.

1 вед. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

2 вед. Воспитание детей, которому родители не придавали большого значения, было беспорядочным. Из домашнего обучения Пушкин вынес прекрасное знание французского языка и любовь к чтению. Гораздо более важным этапом в формировании Пушкина как поэта стал период его обучения в Лицее.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

5 слайд (Отечество нам Царское село)

1 вед. В истории культуры России имена Лицея и Пушкина связаны неразрывно. Царскосельский лицей - колыбель славы великого народного поэта. Лицей явился для Пушкина «хранительными сенями», среди которых он «безмятежно расцветал».

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)


  1. слайд (здание Лицея)

2 вед. Царскосельское уединение среди прекрасных садов и богатейших дворцов, несомненно, имело сильное влияние на Пушкина.

1 вед. Оно развило в нем чувство изящного, любовь к природе. Лицей подействовал и на ум его, сообщив его мыслям определенное направление, и на сердце, дав возможность рано развиться нежным склонностям дружбы.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

7 слайд комната в лицее

2 вед. Пушкин вспоминал о Лицее, как об отеческом крове, как о родимой обители. В 1827 году, посетив Царское Село в первый раз после семилетней отлучки, он обращался к садам его с такими стихами:

1 вед. Воспоминаньями смущенный,

Исполнен сладкою тоской,

Сады прекрасные, под сумрак ваш священныйМетодические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Вхожу с поникшею главой.

Так отрок Библии - безумный расточитель -

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев, наконец, родимою обитель,

Главой поник и зарыдал…

2 вед. Во многих других стихотворениях видна та же нежная привязанность.

  1. слайд актовый зал лицея

1 вед. Первоначальный проект Лицея принадлежал выдающемуся государственному деятелю М.М.Сперанскому. Лицей должен был готовить деятелей для обновленной России, и в Лицее должны были обучаться не только дворяне, но и «молодые люди разных состояний».

2 вед. Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811г в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвенным для Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и памяти которого Пушкин посвятил эти строки:

1 вед. Вы помните, когда возник Лицей,

Как Царь для нас открыл чертог Царицын, Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

И мы пришли, и встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей.

9 слайд классная комната

2 вед. 19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

10 слайд коридор

1 вед. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

11 слайд распорядок дня

2 вед. Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия - «класс». В девять - чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти - другие уроки. В пять - чай. До шести - прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого - ужин до десяти - отдых (рекреация). В десять - вечерняя молитва и сон. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

12 слайд программа лицея

1 вед. Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки - русский, латинский, французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу), русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки», географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 вед. Учились в классах по семь часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд.

1 вед. В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.

2 вед. Обучение в Лицее делилось на два курса. Первый назывался начальным, второй - окончательным. На каждом учились в течение трех лет. При переходе с курса на курс проводился публичный экзамен.

1 вед. Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.

2 вед. Именно в Лицее Александр Сергеевич приобрел настоящих друзей.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

13 слайд

1 вед Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище - Суворочка.

14 слайд

2 вед Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище - Франт.

15 слайд

1 вед Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище - Тося.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

16 слайд

2 вед. Корсаков Николай, 11лет.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

17 слайд

1 вед. Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище - Кюхля.

18 слайд

2 вед. Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище - Казак, Санчо-Панса.

19 слайдМетодические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 вед. Пущин Иван, 13 лет. Прозвища - Большой Жано, Иван Великий.

20 слайд

2 вед. Пушкин Александр, 11 лет. Прозвища - Француз, Егоза, Стрекоза, Сверчок, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с мартышкой. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

21 слайд. В актовом зале

1 вед. А вот Пушкин на экзамене в конференц-зале читает стихи Державину, который воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!» На что Александр в ответ позднее напишет:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб, сходя, благословил!

2 вед. Отношения Пушкина с товарищами складывались непросто. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Неровности его характера всегда навлекали на него неприятности, особенно среди тех, кто тяготился его умственным превосходством. Лицеисты первые почувствовали его исключительность, одни радостно, другие с раздражением.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

22 слайды (настоящие друзья)

1 вед. Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная и вечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

23 слайд (свидетельство и памятник)

2 вед. Пушкин окончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником. Но при таких, более, чем скромных, внешних показателях он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и разностороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасному сердце.

1 вед. Лицей и его порядки, наставники и товарищи, политические события и народные вожди, все, что кружилось и нарастало кругом Пушкина, служило материалом для его творчества.

24 слайд (стих)

2 вед. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Я думал о тебе, приют благословленный,

Воображал сии сады,

Воображаю день счастливый,

Когда средь вас возник Лицей,

И слышу наших игр я снова шум игривый

И вижу вновь семью друзей.

1 вед.

Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,

Мечтанья смутные в груди моей тая,

Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,

Поэтом забываюсь я.

(«Воспоминания в Царском Селе». 1829).

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)



Евстратий Т.И., учитель русского языка и литературы

Пестова И.Е., зам. директора по ВР


Классный экспресс-час «Памяти Пушкина»

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

(слайд №1 - с темой кл часа)

1 ведущий:

В феврале 1837 г. в Петербурге в результате смертельного ранения на дуэли погиб А.С. Пушкин. "Солнце русской поэзии закатилось",- так сказал о гибели А.С. Пушкина В.Ф.Одоевский. Гибель поэта стала национальной трагедией. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 ведущий:

Сегодня мы вспоминаем о печальных событиях зимы 1837 г. Тема классного часа: «День памяти А.С. Пушкина».

(слайд №2 - с песней Б.Окуджавы)

(слайд № 3 - Дантес, Гончарова, Аничков дворец)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 ведущий: Французский кавалергард Жорж Шарль Дантес, приемный сын нидерландского посла в Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей сверстницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 г. в Аничковом дворце.

2 ведущий: Пушкин не любил придворной жизни и не вызывал теплых чувств у влиятельных светских людей. Дантес же предстал в глазах светского общества блестящим молодым офицером, влюбленным в красавицу-жену ревнивого мужа.

1 ведущий: 16 ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке. Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль.

(Слайд № 4: - Екатерина Гончарова)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 ведущий: Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой - сестре Натальи Николаевны. Как бы то ни было, коль скоро Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов.

1 ведущий: 10 января 1837 Екатерина Гончарова стала женой Дантеса. Умерла она в 1843 году, на седьмом году замужества.

2 ведущий: Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан. Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома.

1 ведущий: Отправляя письмо, Пушкин не мог не знать, что оно носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Геккерн объявил Пушкину, что его вызов силе, и Жорж готов принять его.

(Слайд № 5 - место дуэли)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 ведущий: Местом поединка Пушкина с Дантесом стала местность вблизи так называемой Комендантской дачи на левом берегу Чёрной речки. В 1835 году одну из них снимали Пушкины.

1 ведущий: Место было избрано для поединка потому, что центр Петербурга имел хорошее сообщение с Чёрной речкой в любое время года, в частности - зимой. Кроме того, существует мнение, что секунданты выбрали для дуэли это место ещё и потому, что маршрут к нему проходил через людный Каменный остров, и они надеялись на обстоятельства или встречи с людьми, которые могли бы помешать поединку.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

(Слайд № 6 - участники дуэли)

2 ведущий: 8 февраля под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ К. К. Данзас, секундантом Дантеса - сотрудник французского посольства виконт д'Аршиак.

(Слайд №7 - фрагмент фильма «Последняя дуэль»)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

(Слайд № 8 - Обелиск на Черной речке)

1 ведущий:

В 1937 на месте дуэли был установлен памятный обелиск Пушкину.

(Слайд № 9 - набережная Мойки 12)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 ведущий: Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня.

1 ведущий: Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта скончался 11 февраля 1837 года в 14:45.

2 ведущий: В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.

(Слайд №10 - экспонаты музея)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 ведущий: Среди прочих экспонатов в музее представлены: жилет А.С.Пушкина, в котором он был на дуэли, посмертная маска и медальон с локоном волос.

(Слайд № 11 - могила Пушкина)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 ведущий: Поэт обрел вечный покой утром 18 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от Михайловского, в Псковской губернии.

(Слайд № 12 - «Судьба участников дуэли».)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 ведущий: Дантес был арестован, предан военному суду, который приговорил его за участие в дуэли к повешению по законам Петра I. При прохождении по инстанциям приговор постепенно смягчался. По распоряжению императора, Дантес был выдворен за границу с лишением офицерских патентов.

2 ведущий: Нидерландский посол Геккерн был отозван из Петербурга. Дантес дожил до глубокой старости, был членом французского парламента.

1 ведущий: К. К. Данзас также содержался в крепости, был приговорён к смертной казни, затем к разжалованию и лишению наград, позже и этот приговор был отменён.Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

(Слайд № 13: «Смерть Поэта» М.Ю. Лермонтов».)

2 ведущий: На следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом 9 февраля 1837 года Михаил Юрьевич Лермонтов напишет стихотворение «Смерть поэта»

1 ведущий: Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2 ведущий: Из года в год в феврале месяце мы будем вспоминать о тех печальных днях, когда перестало биться сердце великого русского поэта А.С.Пушкина.

(Слайд №14 - с песней о Натали)


(Слайд № 15 «А.С. Пушкин».)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1 ведущий: Забвенья нет, как нет

Старенья, угасанья,

И камня тоже нет,

И бронзы тоже нет, -

В невольной смене лет

Есть времени дыханье,

Есть жизнь, есть свет земной,

И есть для нас Поэт.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)


Кац Н.А., педагог-организатор

Скибинская О.Б., классный руководитель 7 класса

Классный экспресс-час «Жизнь, ставшая легендой…»

А.В.Суворову посвящается…

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Слайд 1,2 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1. Александр Васильевич Суворов родился в 1730 году в семье офицера гвардии. Его отец считал, что из-за плохого здоровья сын не пойдёт по его стопам, но мальчик, напротив, стал закаляться: обливался колодезной водой, в любую погоду скакал верхом на лошади:

2. Однажды в дом к Суворовым приехал важный гость - артиллерийский офицер Ибрагим Петрович Ганнибал, воспитанник Петра I. Увидев отважного мальчугана, который пытался оседлать норовистого коня, гость сказал отцу: "Записывай сына в полк. Добрый будет воин!"

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 3

1. В отличие от родителей других военных, Василий Иванович не добивался присвоения сыну званий по мере взросления, и 17-летний Суворов прибыл в полк простым солдатом. Юных гвардейцев в учебных целях заставляли совершать длинные переходы, разбивать полевой лагерь и проводить учебные стрельбы. Вот тогда Александру Суворову пригодилась его физическая подготовка. Вскоре он был произведён в офицеры, в то время как другие оставались солдатами. В 1762 году он получил звание полковника и стал командиром Суздальского пехотного полка.

2. Столкнувшись с рекрутами, вчерашними забитыми крепостными крестьянами, Суворов стремился сделать из них находчивых солдат. Он прекратил телесные наказания за дисциплинарные нарушения. Начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал недоумение офицеров. В книге "Наука побеждать" простым, понятным языком он изложил "три воинских искусства": Первое - глазомер. Второе - быстрота. Третье - натиск.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 4

1.Говорят, генералиссимус Суворов провел 60 сражений и во всех 60 одержал победу. Но самую первую и самую главную победу он одержал над собственной слабостью, над самим собой. В детстве Суворов был хилым, болезненным ребёнком, вечно простуженным и нездоровым. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что он ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые здоровые офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С самого раннего детства он увлёкся военной историей и военным делом. Он запоем читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, восхищался выносливостью, мужеством древних воинов, которые могли сутками идти по пустыне, не боялись жары, жажды, холода. Он поставил себе цель - стать полководцем. И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимается гимнастикой, обливается холодной водой, даже в самую лютую стужу, ходит в лёгкой одежде. Чтоб испытать свою смелость, он скачет на лошади под проливным дождём, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)Слайд 5,6 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2. Суворовские молниеносные переходы стали легендой. Он появлялся перед противником там, где его не ожидали. Суворов особенно ценил штыковой удар. "Пуля - дура, штык - молодец", - говаривал он. Навязывая неприятелю ближний бой, полководец использовал редкую способность русского солдата к рукопашной схватке.

В русско-турецкой войне 1787 - 1791 годов русские войска под командованием Суворова захватили турецкую крепость Очаков, а в декабре 1790 года пала сильнейшая турецкая крепость Измаил.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 7

1.Мы расскажем о Швейцарском походе Суворова. Этот поход назвали "чудом военной истории".

После серии блестящих побед в Италии, Суворов получил приказание двинутся в Швейцарию, чтобы соединиться с корпусом другой русской армии. Суворов выбрал самый короткий путь - через горный перевал Сен-Готард, занятый французами. В районе перевала было узкое ущелье, где французы попытались остановить продвижение суворовской армии. Они разрушили Чёртов мост, который перекинулся над ущельем на высоте 22-23 метра. Но русские солдаты под огнём врага сумели исправить мост, связав подрубленные сваи своими поясами. Прорвавшись через перевал, Суворов обнаружил, что союзники-австрийцы обманули его: ни продовольствия, ни вьючных животных русским не предоставили. 20-тысячная армия Суворова оказалась в горной ловушке. Со всех сторон её окружала 80-тысячная армия французов. У Суворова был только один выход - двигаться вперёд, иначе - неминуемая смерть в горах. И суворовское войско совершило ставший легендарным переход через Альпы.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 8(Фильм)

2. Участие русской армии в антифранцузской коалиции завершилось военно-политическим союзом между Россией и Францией. Заболевшего в Альпах Суворова привезли в Петербург, где на предсмертном одре он узнал, что ему присвоено звание генералиссимуса. В мае 1800 года оборвалась жизнь А.В.Суворова - полководца, не проигравшего ни одного сражения. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Слайд 9


1.А. В. Суворов считается основателем Тирасполя, так как именно по его указанию для укрепления новых границ империи в 1792 на левом берегу Днестра в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; при земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795 г.)Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Конный памятник Суворову в столице Приднестровья, Тирасполе, считается одним из лучших памятников полководцу на территории бывшего СССР и является визитной карточкой города. Памятник установлен в 1979 году.

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

2.Памятник также изображен на банкнотах Приднестровской Молдавской Республики номиналом 1,5, 10, 25и 1000 рублей .

В 2013 году была выпущена новая почтовая марка Приднестровья «Памятник Суворову в Тирасполе» .Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1.Суво́ровская гора́ - неофициальное название длинной возвышенности на условной границе Приднестровья и Молдавии возле сёл Гиска и Хаджимус, в 5 км к югу от Бендер. На её вершине находится курган, названный в народе Суворовским. По названию кургана назвали и гору. Во время Великой Отечественной войны холм носил закрытое название «высота 150». С холмом связанно множество легенд. Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Откуда взялось такое название у кургана никто точно не знает. Но ходит множество легенд, историй о происхождении названия. Некоторые считают, что Суворовская гора - это братская могила солдат, погибших при штурме Бендерской крепости под командованием Александра Суворова. Отсюда название Суворовский курган или «Суворова могила».

2.По другой легенде по приказу генералиссимуса Александра Суворова русские воины носили землю в своих шапках, делая ее визуально выше, чтобы ввести в заблуждение войска противника. Русские, значительно уступавшие по численности войскам турков, ходили вокруг горы неразрывным строем, тем самым создавая у противника, который мог наблюдать одну сторону склона горы, иллюзию бесконечной по численности армии, которая шапками смогла сделать такой курган.

Слайд 10Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

1.С годами сердце жаждет простоты,

Побольше дел, поменьше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: "Здесь лежит Суворов".

Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!

Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: "Здесь лежит Суворов".

Слайд 11

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)




Пестова И.Е., зам. директора по ВР

Кац Н.А., педагог-организатор

Классный экспресс-час «Золотой век науки»

Слайд 1 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Сначала я делал открытия всем давно известные, потом не так давно известные, а потом и совсем новые...

К. Циолковский


  1. XX в. можно смело назвать веком российской науки. В самом начале века на научном небосклоне России сияли такие звезды, как Д. Менделеев, К. Циолковский, И. Павлов, И. Мечников, В. Бехтерев, Н. Жуковский. Затем эстафету научных открытий подхватили С. Королев, А. Туполев, И. Курчатов, Д. Сахаров, М. Келдыш, Л. Ландау и др. Они вывели российскую науку в число мировых лидеров.


  1. Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиацию и космонавтику, периодическую систему химических элементов, фотосинтез, лазеры, электросварку, витамины, наркоз, бензин, танкеры, танки, паровозы, тепловозы, лучшие в мире подводные лодки, компьютерные томографы, - все это придумали российские ученые.


  1. Российские ученые XX в. продолжали научные традиции, заложенные учеными прошлого. О тех, кто стоял на пороге двух веков, сегодняшний нас рассказ. Они заложили основы российской науки, поэтому их называли основоположниками, отцами.

Слайд 2 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Дмитрий Иванович Менделеев - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Он сделал много открытий в области химии, но главное его открытие - Периодическая система химических элементов.

Слайд 3 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Иван Петрович Павлов - великий русский биолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Он стал основоположником крупнейшей физиологической школы и создателем учения о высшей нервной деятельности. Он изучал пищеварение, кровообращение. Его открытия до сих пор служат медицине.

Слайд 4 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. «Отцом» (а иногда и «дедушкой») русской авиации называют Николая Егоровича Жуковского. Он много сделал для развития русской авиации. В 1918 г. создал Центральный аэрогидродинамический институт. Сейчас это крупнейший государственный научный авиационный центр России, который носит имя своего создателя. Жуковский верил, что человек обязательно будет летать, опираясь на силу своего разума.

Слайд 5 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. А «отцом русской космонавтики» стал Константин Эдуардович Циолковский - скромный калужский учитель-самоучка, разработавший теорию межпланетных полетов, благодаря которой человек смог проникнуть в космос.

Слайд 6 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Еще одна русская сенсация - Владимир Козьмич Зворыкин. Он не хотел участвовать в Гражданской войне и бежал в Америку. Благодаря ему Америка уже в 1936 г. начала смотреть телепередачи. Он изобрел телевидение. В США Зворыкин создал множество сложных приборов, получил 120 патентов. Сами американцы называли его «русским подарком американскому континенту». Он был награжден самыми почетными наградами США, его имя занесено в Американскую Национальную галерею славы изобретателей.

Слайд 7 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Изобретательство - это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу.

И. Кулибин


  1. Все помнят грустный рассказ Н. Лескова «Левша». Герой рассказа - талантливый русский умелец- самоучка - удивил европейцев своим искусством, но, вернувшись на Родину, умер в безвестности. Его искусство Родине не пригодилось. Левша - это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Тогдашние власти не доверяли своим талантам, предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике.

Слайд 8 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)


  1. «Механик-самородок» - так называют выдающегося русского механика-изобретателя Ивана Петровича Кулибина. Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности он освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы.

Слайд 9 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II. Царица тоже пришла в восторг, увидев это изделие. Часы, сделанные в форме яйца, отбивали время каждые 15 минут. Царица приказала поместить эти часы в кунсткамеру, как «памятник искусства необыкновенного». Сейчас эти чудо-часы хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Талантливого мастера-самоучку царица сделала главным механиком Академии наук.


  1. Еще одно чудо-сооружение, которое построил Кулибин, - это дугообразный мост без свай и опор в натуральную величину для Лондонской академии наук .

Более четырех лет строил Кулибин этот гигантский мост. Мост

выдержал все нагрузки и подтвердил мастерство русского механика.

Кулибин изобрел и изготовил много и оригинальных механизмов,

машин и аппаратов. Среди них - речное машинное судно, протезы,

семафорный телеграф, велосипеды, прожектора, лифт, часы новой

конструкции.

Слайд 10 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Создателе «огненной машины» - Иван Иванович Ползунов - гениальный русский изобретатель-самоучка. Он создал первую паровую машину - паровой двигатель. Ползунов окончил первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд.

  2. Иван Ползунов поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости - ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Машина была собрана, но увидеть ее в работе Ползунову не пришлось - он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по-варварски, в конце концов паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение Ползунова все забыли.

Слайд 11 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

А через 1 б лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства.

Слайд 12 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. А я расскажу о тех, кто изобрел паровоз. Это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели-самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Черепановы сделали 20 оригинальных паровых машин разной мощности, придумали несколько уникальных станков - токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных. Но самое главное их дело - это строительство первой русской железной дороги и первых в России паровозов. Первая русская железная дорога была всего 800 м в длину. А скорость первого паровоза была 15 км/ч. Именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в России.

Слайд 13 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Друг Пушкина Павел Львович Шиллинг построил первый в мире электромагнитный телеграф.

Слайд 14 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Ладыгин придумали первую в мире электролампочку.

Слайд 15 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Александр Федорович Можайский сконструировал и сделал первый в мире самолет.

Слайд 16 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Александр Степанович Попов первым в мире сделал радиоприемник.


  1. Сегодня мы говорим о великих ученых . Но нельзя забывать и то, что Приднестровская земля является родиной знаменитых деятелей науки.

Слайд 17 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Лев Семёнович Берг, родился в 1876 году в городе Бендеры в доме по улице Московской, которое стоит по сей день. Русский и советский зоолог и географ. Член-корреспондент Академии Наук Советского Союза, президент Географического общества СССР ,лауреат Сталинской премии. Автор работ по ихтиологии, географии, теории эволюции.

Слайд 18 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Николай Дмитриевич Зелинский, родился в 1861 году в Тирасполе. Советский химик-органик, создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии, академик Академии Наук СССР , Герой Социалистического Труда.

Научная деятельность Зелинского весьма разносторонняя: широко известны его работы по химии, но главнейшие его работы относятся к химии углеводородов. Особое место занимают работы Зелинского по созданию угольного противогаза в 1915 году, принятого на вооружение во время 1-й мировой войны в русской и союзнических армиях.

Слайд 19 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Никола́й Васи́льевич Склифосо́вский. Он родился неподалеку от города Дубоссары, а гимназию закончил в Одессе. Врачом Склифосовский решил стать еще в детские годы, поэтому после окончания гимназии он отправился в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Там и определилась его медицинская специальность - хирургия.

Заслуженный русский профессор, директор Императорского

клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-

Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной

полости.

Слайд 20 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

  1. Евге́ний Константи́нович Фёдоров. Родился 10 апреля 1910 в городе Бендеры. Советский геофизик, начальник Гидрометслужбы Советского Союза, государственный и общественный деятель, академик Академии Наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы.


  1. Мы живем в век научно- технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации - результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. Я очень надеюсь, что новые левши, ученые, изобретатели все-таки найдут применение своим силам , что их мастерство и таланты будут служить процветанию Отечества.

Слайд 21 Методические материалы Классный экспресс-час (из опыта работы МОУ Бендерская гимназия №2)

Кац: А теперь в завершении нашего научного классного часа проведем небольшую викторину и узнаем, кто был наиболее внимательным.

1. Этот ученый привез в Россию первую Нобелевскую премию. Кто это? (Академик И. Павлов.)

2. Этого ученого называли «первый наш университет». А потом и университет назвали его именем. Кто это? (М. Ломоносов.)

3. Этого ученого, изобретателя телевидения, назвали «русским подарком Америке». Кто это? (В. Зворыкин.)

4. Поговаривают, что она приснилась этому ученому во сне. Но главное - она прославила его на весь мир. О ком и о чем идет речь? (Д. Менделеев. Периодическая таблица.)

5. Русский А. Попов и итальянец Г. Маркони оказались причастными к появлению очень полезного аппарата, который есть в каждом доме. Что это за аппарат? (Радио.)

6. Шла Первая мировая война. Выдающийся российский химик Николай Зеленский изобрел очень нужное для армии устройство. Правда, чтобы испытать его, пришлось наполнить комнату хлором. Испытания прошли успешно, и это устройство было взято на вооружение. До сих пор оно служит всем армиям мира. Что это за предмет? (Противогаз.)

7. Какой известный хирург родился недалеко от города Дубоссары? (Никола́й Васи́льевич Склифосо́вский)

8. Кто изобрел «огненную машину»? (Иван Иванович Ползунов)

9. В доме на какой улице города Бендеры родился Лев Семенович Берг? (улица Московская)

10. Именем какого академика названа улица в нашем городе? (улица Академика Федорова)



© 2010-2022