Воспитание гуманности через родительский коллектив

«При воспитании детей не нужно настраивать их на то, чтобы они везде занимали главенствующую роль. Вместо того чтобы растить детей в духе соперничества, мы должны воспитывать у них стремление приносить людям пользу, дух товарищества, доброту и любовь. Делать это надо не нравоучениями, а примером родителей»                                                                                         Б.Спок Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой б...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание гуманности через родительский коллектив

«При воспитании детей не нужно настраивать их на то, чтобы они везде занимали главенствующую роль. Вместо того чтобы растить детей в духе соперничества, мы должны воспитывать у них стремление приносить людям пользу, дух товарищества, доброту и любовь. Делать это надо не нравоучениями, а примером родителей»

Б.Спок


Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. И сегодня современным родителям нужна помощь, т.к. отсутствие знаний по педагогике и психологии ведёт к ошибкам, непониманию, а значит безрезультативности воспитания. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. На родительских собраниях говорю не только об учебе и поведении, но и о гигиене, режиме, домашнем чтении, трудовом воспитании, об этикете, о том, как похвалить другого человека или сделать комплимент, о внешности, умению следить за ней и вкусе, постоянно напоминаю родителям о том, чтобы не забывали проявлять интерес к делам ребенка, не забывали ласкать его и хвалить даже за маленькие удачи.

Во 2 классе провожу совместное собрание родителей с детьми «Педагогика сотрудничества». Дети выступают в роли директора школы, учителей; учат родителей, как их надо воспитывать, как правильно задавать вопросы о школьной жизни, проявлять заинтересованность.

В связи с тем, что класс получился неоднородным по составу (24 мальчика и 7 девочек), по образовательному уровню, по национальности (были в нем азербайджанец и армяне, которые практически не говорили по-русски), очень много ребят из неполных семей,- была необходимость воспитывать человечность, отзывчивость, культуру как детей, так и родителей в духе братства народов и формировать культуру отношений в многонациональном коллективе. Чтобы наладить тесные контакты с семьями учащихся и познакомиться с национальными семейными традициями и предупредить национальные конфликты провела семейный праздник «Дружба народов», где выступили семьи разных национальностей (в классе были русские, армяне, азербайджанец, украинка, дагестанец, киргиз, белорус). Дети и их родители рассказали о своей стране, культуре, пели песни и читали стихи на родном языке и угощали блюдами национальной кухни. Поэтому класс стал дружный, отношения между детьми ровные, товарищеские, серьезных конфликтов не бывает.

Чтобы начать работу по воспитанию гуманности, надо знать черты характера ребёнка и взаимоотношения их с родителями.

На собраниях с родителями провожу такие тесты:

  1. Для изучения личности ребёнка прошу написать в 2 колонки списки положительных и отрицательных черт своего ребёнка. Эта работа направлена на поиск положительных черт личности ребёнка и его принятие. (Родители очень быстро заполняют столбик с отрицательными чертами.)

  2. Написать несколько фраз, наиболее часто встречающихся при взаимодействии с ребёнком и проанализировать их. Это для того, чтобы изучить себя, родителя, как воспитателя.

  3. Написать не менее 10 качеств, которые нравятся в своём ребёнке. Это задание даю в 3 или 4 классе, т.к. дети взрослеют, и родители не понимают и не принимают ребёнка.

4. Написать несколько собственных качеств как компетентного родителя. Это задание нужно для того, чтобы родители посмотрели на себя как на родителей и повысили свою самооценку, а также проанализировали, что не получается.

На каждом собрании есть совет или высказывание, записанные на доске. Например,

  • Мы приучаем ребенка говорить «спасибо». Но научите его и старомодному слову «благодарю». Время от времени говорите ребенку: «Благодарю тебя».

  • Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

  • Люди на телеэкране - это гости вашего дома. Вы же не высмеиваете гостей, как бы глупо они ни выглядели? Поосторожнее и с домашней критикой телепередач.

  • Когда вы о чем-нибудь просите сына или дочь, стоит добавить: «Если это тебя не затруднит». Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим.

  • Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши.

  • Самая лучшая наследственность - воспитанность.

  • Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься.

  • Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Родители читают совет или высказывание с доски. Обговаривают его, и переписывают его в свои блокнотики, с которыми мы договаривались приходить на все собрания с 1 класса.

А еще я провожу с детьми и родителями уроки. Все уроки из цикла «Этическая грамматика». Тематика уроков различна, но по воспитанию гуманности (человечности в общественной деятельности, в отношении к людям) уроки такие:

  • «Будем беречь друг друга»

  • «Дружим с добрыми словами»

  • «Любим добрые поступки»

  • «Отворите волшебные двери добра и доверия»

  • «О настоящем и поддельном»

  • «Тепло родного дома», «Как решать семейные проблемы». На этом уроке называем проблемы и решаем их. Получается примерно следующее:

Чтобы не произошла ссора

- в решающий момент себя сдержать и конфликта избежать

- стараться проявить терпение, чтобы услышать другое мнение

Чтобы не было крика

- не грубить и не буянить, грубость может сильно ранить

- «вежей» быть со всеми и во всем, и обязательно сейчас, а не потом.

Чтобы нравилось быть дома

- считаться с настроением другого, как человека дорогого

- баловать других своей любовью

- соблюдать домашние традиции.

Закончить хочется советом родителям:

  • Самое трудное в воспитании - научить детей человеколюбию. Любить людей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии, -

такова одна из целей моей работы с родителями.


Литература

  1. Журнал «Начальная школа: плюс-минус» № 8 2001, с.57-67

  2. Методическое пособие для учителей начальной школы «Этическая грамматика» М, 1991.«Учительская газета», рубрика «Родительская газета», 1988.

© 2010-2022