Выступление на педагогическом совете Из опыта работы. Семья: сотрудничество и партнерство

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет











Из опыта работы.

Семья: сотрудничество и партнерство.








Зам. директора по УВР

МКОУ Зайцевской СОШ

Попсуйко О.В.





Октябрь 2015

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся - субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, что бы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». Т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

  • воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся;

  • формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;

  • привитие навыков здорового образа жизни;

  • развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;

  • подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1) Организация диагностической работы по изучению семей

Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др.

I тип - семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.

II тип - семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.

Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип - внешне благополучные семьи.

Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип - конфликтные семьи.

Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип - неблагополучные семьи

Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила: изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания, психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

2) Организация психолого-педагогического просвещения родителей

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).

3) Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся. Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники класса, походы, спортивные игры, ролевые игры.

4) Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

  • Родительские комитеты (классные);

  • Управляющий совет.

  • Информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и изменениях, происходящих в школе.

5) Анкетирования родителей.

В школе не первый год среди участников образовательного процесса проводится мониторинг удовлетворённости работой ОУ.

В школу родители чаще всего приходят на родительские собрания. Реже в тех случаях, если возникают вопросы с успеваемостью ребёнка, или же если в школу их взывает классный руководитель. Совсем мало кто из родителей приходит в школу для оказания помощи для организации классных и школьных мероприятий. Наиболее активны родители в начальной школе.

6) Проведение классных родительских собраний

Каждый классный руководитель ведёт протоколы родительских собраний. Анализ таких протоколов позволил увидеть картину посещаемости родителями собраний в первом полугодии.

Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.


«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»

Приложения


  1. Пример анкеты-размышления для родителей.

Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?

Что Вам мешает правильно его воспитывать?

Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?

Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?

Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?


© 2010-2022