- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на педагогическом совете Из опыта работы. Семья: сотрудничество и партнерство
Выступление на педагогическом совете Из опыта работы. Семья: сотрудничество и партнерство
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попсуйко О.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педсовет
Из опыта работы.
Семья: сотрудничество и партнерство.
Зам. директора по УВР
МКОУ Зайцевской СОШ
Попсуйко О.В.
Октябрь 2015
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся - субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации. Поэтому сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Задачи взаимодействия и приоритетные направления совместной деятельности семьи и школы.
Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Как писал Ш. Амонашвили, «нельзя, что бы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему». Т.е. семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.
Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:
-
воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся;
-
формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;
-
привитие навыков здорового образа жизни;
-
развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;
-
подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1) Организация диагностической работы по изучению семей
Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др.
I тип - семьи с высоким уровнем нравственных отношений.
Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.
II тип - семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.
Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).
III тип - внешне благополучные семьи.
Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.
IV тип - конфликтные семьи.
Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.
V тип - неблагополучные семьи
Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила: изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания, психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
2) Организация психолого-педагогического просвещения родителей
Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме (конференция, практикум, деловая игра и др.).
3) Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся. Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники класса, походы, спортивные игры, ролевые игры.
4) Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.
Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:
-
Родительские комитеты (классные);
-
Управляющий совет.
-
Информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Родители информируются о новшествах и изменениях, происходящих в школе.
5) Анкетирования родителей.
В школе не первый год среди участников образовательного процесса проводится мониторинг удовлетворённости работой ОУ.
В школу родители чаще всего приходят на родительские собрания. Реже в тех случаях, если возникают вопросы с успеваемостью ребёнка, или же если в школу их взывает классный руководитель. Совсем мало кто из родителей приходит в школу для оказания помощи для организации классных и школьных мероприятий. Наиболее активны родители в начальной школе.
6) Проведение классных родительских собраний
Каждый классный руководитель ведёт протоколы родительских собраний. Анализ таких протоколов позволил увидеть картину посещаемости родителями собраний в первом полугодии.
Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей
И нас, учителей!»
Приложения
-
Пример анкеты-размышления для родителей.
Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?
Что Вам мешает правильно его воспитывать?
Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?
Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?
Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?