Методическая разработка классного часа Кубань в годы войны

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»







Методическая разработка

Классного часа

Тема: «КУБАНЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ »








группа

181-т

классный руководитель:

Светличная Людмила Сергеевна

Преподаватель естественно-научных дисциплин

Автор:

Светличная Людмила Сергеевна


п. Венцы

2015г.



Предисловие.

В условиях становления в России гражданского общества главной целью образования становиться формирования профессионально и социально - компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность среднего специального учебного заведения, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармонического, духовного, интеллектуального и физического развития, совершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Ценностно-смысловым ядром является гражданско-патриотическое воспитание студентов. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну и ее граждан. Выработка этих качеств имеет огромное значение для развития и важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.

Методические рекомендации.

Данное мероприятие требует некоторой предварительной подготовки. Требуется оформить аудиторию, согласно тематике классного часа подобрать музыкальное оформление мероприятия. Собрать документальные материалы. Обеспечить техническую поддержку классного часа. В подготовке активно задействовать студентов группы. Для написания письма к другу в форме треугольника надо обеспечить учащихся листами бумаги.

План мероприятия

Тема: «КУБАНЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ»

Цель: Приобщение учащихся к великим историческим событиям нашей Родины. ознакомить с историческими сведениями о войне на Кубани.

Задачи: формирование уважительных отношения к истории родного края, ветеранам, ВОВ воспитание патриотизма

Форма проведения: классный час.

Место проведения: аудитория.

Время проведения: внеаудиторное .

Оборудование: сценарий классного часа, информационное обеспечение, плакаты для художественного оформления аудитории.

Сценарий классного часа «КУБАНЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ»

Ведущий 1: Война… произносишь это слово - и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей…

Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.

Как трудно было выстоять, обеспечить армию всем необходимым для Победы! Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятии, в поле вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.

Цифры, факты, события утверждают, что кубанцы-люди героические. 469255 земляков в т.ч. 2952 женщины, не вернулись к своим близким, друзьям, родным, к любимым.

Как и миллионы советских людей, они остались на полях сражений о Волги до Эльбы, от Сталинграда до Берлина.

Прах 61 557 погибших кубанцев покоится на территории 36 государств ближнего и дальнего зарубежья. К глубокому огорчению, нам известны имена и фамилии лишь половины павших смертью храбрых.

Война.. ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому доверялось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним, чтим?... в истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для Истории будет поле Куликово. Бородино, Прожоровка. А для русского солдата- это все родная русская земля. Нужно вставать во весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитников отеческой земли…

Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших, и в первую очередь - тех, кому природой предназначено продолжить жизнь.

Злодеяния фашистов на Кубанской земле


Ведущий 2: Вы все конечно знаете, что война не обошла стороной и нашу с вами малую родину Кубань. 12 февраля этого года мы отмечали 65-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

Оккупировав большинство районов края, фашисты попытались привлечь казачество на свою сторону. За 6 месяцев им удалось сформировать несколько отрядов общей численностью 800 человек. Потерпев поражение в «заигрыванием» с местным населением, фашисты начали действовать с особой жестокостью. За одного убитого партизанами немца расстреливалось до 40 заложников. В Краснодаре оккупанты впервые стали использовать машины -душегубки с помощью которых замучили более 6 000 человек, в поселках Михизеева Поляна, Фарском всех жителей сожгли заживо. С территории края было вывезено в Германию 130 581 человек, в том числе 81 089 женщины, 38 022 ребенка в возрасте до 16 лет.

Малая Земля

Ведущий 3: Вот- не памятник,а просто-в дырах,

точно кружевной, весь сквозной

вагонный остров, искалеченный войной.

Он изранен, он изрезан,

искорежен вкривь и вкось.

Если так пришлось железу,

как же людямздесь пришлось!

Наиболее ожесточенные бои проходили при защите кубанских городов Новороссийска, Туапсе, в Крымском и Абинском районах. Великий подвиг милосердия совершили медицинские работники г. Сочи, возвратив в строй 336 тысяч раненных и больных воинов. Для освобождения городе Новороссийска в феврале 1943 годе на левый берег Цемесской бухты были высажены десанты. 225 дней на крохотном участке суши, названном Малой Землей, или кровопролитные бои, в ходе которых было уничтожено 30 000 вражеских солдат. 21 воин-малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза, 6268 бойцов и командиров награждены орденами и медалями.

За мужество, героизм, самоотверженность, проявленные воинами и жителями Новороссийску присвоено звание «Город-герой» и ордена Ленина. Кроме того, город награжден орденом Отечественной войны I степени, также как и города Сочи и Туапсе.

.Роль молодежи в войне

Ведущий 2:

Черным было небо над Кубанью,

нефть клубила адскую пургу,

мальчики без воинского званья

бились на кубанском берегу.

С тощими ( за хрупкими плечами)

собранными дома вещмешками,

в кепочках,в кургузых пиджачках,

с тяжкими винтовками в руках

раскаленным августовским днем

мальчики держались под огнем.

Не богатыри,не исполины,

под напором бешеных атак,

припадая к желтым склонам глины,

трое суток продержались так…

Умирали хлопцы ополченья

От знакомых улиц в двух шагах.

Было страшно им,и было больно…

Но они иначе не могли.

Полегли поклассно и

Пошкольно от родного дома не вдали…

…Воды набегают круговертью,

старый берег новой жизнью нов,

и растет с кварталами бессмертные

милых краснодарских пацанов.

И глядишь, что там, где на плотину

залитый асфальтом мчится шлях

памятник поставят исполину-

мальчику с винтовкою в руках.

В предвоенные годы комсомольские организации Кубани достаточно эффективно занимались патриотическим воспитанием молодежи. Это подтверждается массовым порывом юношей и девушек, которые добровольно отправились на фронт защищать Родину от вражеского нашествия.

Уже в 1914 году, в первые дни войны, на бой с врагом ушло более 82 тысяч комсомольцев Кубани - половина краевой комсомольской организации. 952 комсомольца сражались с оккупантами в партизанских отрядах.

Школа стала центром шефской деятельности. Тимуровцы окружили особым вниманием семьи фронтовиков и инвалидов войны.

Учащиеся работали в госпиталях, проводя концерты, ухаживая за ранеными, ремонтируя палаты. Большой вклад внесли школьники и в сбор различных видов вторичного сырья.

Собирали цветные и черные металлы, бутылки для зажигательной жидкости. За годы войны учителя и школьники края собрали 112 тоны лекарственного сырья, необходимого для лечения раненых и больных воинов. Собирали средства на строительство именных танковых колоны и авиаэскадрилий. В конце 1944 годе 40 кубанских педагогов были награждены орденами и медалями- за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Кубанские пионеры тоже внесли свой вклад в победу над врагом. На героической Малой земле в качестве связистов воевали Витя Коваленко, Коля Ткач, Женя Борабаш, в батальоне морской пехоты- Витя Чаленко, Ваня Савинов. Все они были удостоены орденов и медалей, но к сожалению, не дожили до Победы.

За оказание помощи партизанам был закопан живым в станице Кавказской- Федя Токарев, сожжен заживо Шура Белик, повешен Жора Ероско, недалеко от Горячего Ключа расстрелян Леня Тараник, в Майкопе- Женя Попов, в Анапе- Катя Соловьянова, в станице Брюховецкой- Витя и Лена Голубятниковы, в Краснодаре- Володя Головатый.

Русский солдат

Ведущий 1: Много километров прошагал по дорогам войны Николай Масалов наш земляк. Много крови и слёз видел он на этих дорогах. И вот он в самом сердце Германии - у стен гитлеровского Берлина - вражеской столицы.

После тяжёлого боя наступило затишье. Вдруг солдаты услышали детский плач. Николай Масалов бросился на помощь ребёнку. Фашисты открыли страшный огонь. Но солдат забыл о смерти. Он полз к мосту. Там плакала маленькая девочка.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине, в Трептов-парке, стоит памятник русскому солдату. На руках у него немецкий ребёнок.

Ведущий 3: Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

Впервые за всю историю войны именно на Кубани фашисты применили своё варварское изобретение - машину-душегубку. Это были большие грузовики с крытым кузовом. По специальной трубе в кузов поступал отравляющий газ и через 10 минут люди умирали от удушья. Так в Усть-Лабинском районе фашисты уничтожили 320 больных детей. Их загнали в машину прямо из больницы, в одних трусиках и маечках. Закрыли двери «душегубки» и пустили смертельный газ.

Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей, значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не входило.

Город материнской славы

Ведущий 2: Так называют Тимашевск. Здесь находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Война забрала у неё самое дорогое - её сыновей: Александра-старшего и Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана , Ильи, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками. А теперь возле памятника Матери растут девять серебристых елей - девять жизней её сыновей. Памятник от слова память - чтобы помнили и никогда не забывали.

Методическая разработка классного часа Кубань в годы войныМетодическая разработка классного часа Кубань в годы войны

Ведущий 1: Мы сегодня вспомнили, а может, и узнали о некоторых событиях войны. О событиях военных лет касающихся нашего родного края. И я предлагаю вам написать письмо другу - совсем небольшое - несколько слов.

«Теперь я знаю, что такое война. Война - это …» - продолжите, пожалуйста, предложение!

( заготовки для эссе можно выполнить в виде писем военных лет - треугольников. Время написания - 3-4 минуты.)

В заключении хотелось бы сказать: «Сохранением традиций человечество живёт» - написала наша краснодарская поэтесса Надежда Тананко. Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы следуя этой традиции почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

Люди, покуда сердца стучатся,

Помните, какою ценой завоёвано счастье!

Заключение.

Проходят годы, десятилетия и уже осталось мало живых очевидцев и участников той страшной войны. Но нам последующим поколениям осталась память. Нам нельзя забывать и не помнить о тех героических страницах истории нашего народа, нашего края. Человек приходит в этот мир для созидания, творчества, любви. Любви к родным и близким, любви к Родине большой и малой. Земля - прекрасный мир среди своих соседей, который человечество получило в дар. Но до сих пор то там, то здесь гремят взрывы, гибнут люди.

Неужели мы не сможем сохранить для последующих поколений, то что сберегли для нас наши предки, заплатив за голубое небо над нашими головами непомерную цену. Нет! Мы не допустим эту страшную беду в наши дома. Будем вечно чтить память наших отцов и дедов.

Используемая литература


  1. Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

  2. Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

  3. Ортенберг Д. Грани мужества Литературная Россия. 1973.4 мая. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

  4. Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;




© 2010-2022