- Преподавателю
- Классному руководителю
- Социальный проект Мой дом Россия
Социальный проект Мой дом Россия
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Баланова И.И. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
г.ЗАВИТИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальный проект
«Мой дом - Россия»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 8 - 11 лет
Разработчик: Баланова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
г.Завитинск
2013
-
Паспорт проекта
Наименование проекта: Проект по изучению своей страны и духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России в условиях культурного и социального развития учащихся начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 1 г.Завитинска Амурской области «Мой дом Россия».
Основная цель: создание педагогических условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания, социального развития учащихся в процессе изучения своей Родины.
Задачи проекта:
1.Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;
2.Приобщение школьников к изучению родного края, своей Родины;
3.Привитие навыков и поисковых умений при изучении истории своей Родины;
4.Создания условий для осознания учащимися себя как жителя своей Родины;
5.Развитие социальных навыков учащихся
Адрес учреждений образования: 676870, Амурская область, г.Завитинск, ул.Кооперативная 104:
Автор проекта: Баланова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 г.Завитинска Амурской области
Сроки реализации: 2013 - 2016 учебные года.
Этапы проекта:
I этап (предпроектный). 2012 - 2013 учебный год.
Подготовка документации и разработки комплекса мероприятий по проекту.
II этап (практический). 2013 - 2016 учебные года.
Реализация основных мероприятий. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив.
III этап (итоговый аналитический). 2017 учебный год.
Обработка и интерпретация данных за 3 года. Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта; обобщение опыта.
Ожидаемые результаты:
-
Повышение уровня знаний учащихся о своей родине и её истории;
-
Воспитание патриотизма и любви к своей родине;
-
Привитие навыков охраны окружающей среды;
-
Учащиеся научатся проводить исследовательскую работу;
-
Развитие социальных навыков у учащихся.
-
Обоснование целесообразности осуществления проекта
В сегодняшней жизни всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если дома и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного. Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности за свою страну.
Будущее России, её место и перспективы в современном мире в первую очередь зависят от того, будут ли его жители патриотами и гражданами своей страны. Большая роль в решении этого вопроса отводится школе.
Необходимой предпосылкой становления собственной точки зрения учащихся является его участие в жизни общества. Активно включаясь в преобразовательные процессы, ученик сам изменяет свою внутреннюю природу, осознает свое место в системе общественных отношений, самоутверждается. Невозможно стать гражданином России, не осознав себя как жителя своей «малой Родины» - своего дома, своей улицы, своего района. Чтобы слова стали убеждениями человека, они должны быть прожиты в деятельности, соответствующей возрастным особенностям человека и его возможностям. Когда за словами человека видны его поступки, мы говорит об ответственности личности, о его позиции в жизни и наличии у него опыта гражданской деятельности.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития любого современного общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных ценностей и моральных норм. Стратегическую важность рассматриваемого аспекта трудно переоценить, ведь именно те молодые люди, которым сегодня 8 - 11 лет, через 10-20 лет будут составлять наиболее активное ядро российского общества. Именно они будут принимать наиболее важные решения в политике и экономике, именно им предстоит практически осуществлять стратегию инновационного развития нашей страны.
Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому и патриотическому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому в Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, направленных на приобщение школьников к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, на формирование нравственных идеалов, критериев оценки нравственного и безнравственного, знание нравственных правил и формирование соответствующих поведенческих моделей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Огромная роль в патриотическом и духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения отводится учителю начальных классов. Ведь он стоит у истоков становления человека как личности, будущего гражданина нашей Родины. Данные задачи становления и развития будущего гражданина России невозможно решить только во время учебного процесса. Следует искать дополнительные возможности. Я увидела эти возможности в познании детьми окружающего мира, в знакомстве их с историческим прошлым нашей страны, с жизнью народов населяющих нашу державу, природой, через исследовательскую деятельность. Исходя из этого, мною был создан данный проект.
Настоящий проект направлен на воспитание в каждом школьнике гражданина и патриота, на раскрытие его способностей и талантов, подготовку детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
-
Актуальность проекта
Актуальность проекта определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является патриотическое и духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения, освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данного проекта.
Воспитание патриотизма и духовно - нравственное развитие учащихся в проекте проводится через их деятельность, носит практически - прикладной характер. Даёт возможность учащимся увидеть результаты своей деятельности. Результативность проекта найдет отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе детей, эмоционально-психологического климата детского коллектива, психологического комфорта каждого ребенка, положительных параметрах личностных профилей.
-
Нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
-
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61)
-
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
-
Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);
-
Конституция Российской федерации: Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52
( Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);
-
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.
-
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 1 г.Завитинска.
-
Значимость проекта
Теоретическая значимость проекта:
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими педагогами школы и района.
Практическая значимость проекта:
Данный подход к формированию информационной составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся; предложенные критерии оценки эффективности и результатов данного проекта могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования.
-
Критерии оценки результатов реализации проекта
1.Наличие фото - и видеоматериалов о реализации данного проекта.
2.Трансляция опыта работы по данному проекту.
3.Исследовательские работы учащихся.
-
Цель и задач проекта
Цель: создание педагогических условий для патриотического и духовно - нравственного воспитания школьников, социального развития учащихся в процессе изучения своей Родины.
Задачи:
1.Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства;
2.Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
3.Формирование толерантного отношения к миру;
4.Формирование проектно-исследовательской, коммуникативной и информационной компетенции у учащихся;
5. Способствование реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей школьников;
6.Обеспечение возможностей для самореализации, социализации учащихся;
7.Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Целевая аудитория: учащиеся 2 - 4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа № 1 г.Завитинска.
-
Ожидаемые результаты патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания школьников
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся планируется достижение следующих результатов:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
1.Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
2.Элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3.Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
4.Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
5.Представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
1.Представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2.Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
3.Уважительное отношение к традиционным религиям;
4.Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
5.Способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
6.Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
7.Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
1.Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
2.Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
3.Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
4.Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
5.Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
6.Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
1.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
2.Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
-
Социальные партнеры
1.Школьная и районная библиотеки.
2.Городской и школьный музей
3.Районный ДК
4.Родители
-
Ресурсное обеспечение проекта
Техническое обеспечение:
В школе созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. В школе имеются актовый зал, библиотека, читальный зал, два спортивных зала, стадион, музей, медицинский кабинет.
Учебные классы оснащены современным оборудованием, имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, компьютерные классы, классы, оборудованные нетбуками, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве учебная, художественная и педагогическая литература.
Для успешной реализации, намеченных данным проектом мероприятий, в школе имеется достаточная материально- техническая база, которая постоянно расширяется.
Методическое обеспечение:
Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы. Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
Информационное обеспечение:
Функционирование сайта школы, освещение работы учреждения по реализации проекта, мероприятий. Освещение работы в СМИ.
11. Основные направления проекта
1. Экскурсии в музеи
2. Посещение библиотек, районного ДК
3. Внеклассные мероприятия
4.Походы и экскурсии
5. Туристические поездки по городам России
6.Исследовательская деятельность
12. Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта обеспечивается достижение обучающимися:
1.Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2.Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3.Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
13. Формы подведения итогов реализации проекта
При подведении итогов реализации проекта награждаются лучшие и самые активные учащиеся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами. Проводятся фотовыставки о проделанной работе. Участие учащихся с исследовательскими работами в школьной, районной, областной и всероссийских НПК
План мероприятий по реализации проекта.
№ п/п
Моя школа
Мой край родной
Моя страна - Россия
1.
Посещение школьного музея
Посещение музеев родного края
Очно - заочное посещение музеев городов России
2.
Изучение символики
Школьная символик
Символика родного края
Символика государства Российского
3.
Школьные традиции.
Внеклассное мероприятие «Город в котором я живу»
Заочное путешествие: «Наша столица Москва»
4.
«История моей школы: факты и события»
Классный час «Наши земляки»
Внеклассное мероприятие «Знаменитые люди России»
5.
Вечер памяти «Сыны Отечества» встреча с участниками боевых действий, выпускниками школы
«Вечная память…»
возложение цветов к памятным местам боевой славы.
Внеклассное мероприятие «Герои России»
6.
Тематические уроки мужества «Защита Родины - долг каждого»
Посещение памятных мест родного края
Заочное путешествие «Города герои»
7.
Ежегодное внеклассное мероприятие «С Днем Защитника Отечества!»
Встреча с ветеранами ВОВ и участниками трудового фронта
Игровая интеллектуальная программа «Эрудит»
8.
Участие в школьной выставке декаротивно-прикладного творчества
Участие в районной выставке декаротивно - прикладного творчества
Участие во всероссийских заочных конкурсах детского творчества
9.
«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»
«История города глазами родственников»
Встречи со старожилами
«Национальные особенности жизни людей нашей многонациональной страны»
10.
Участие в творческих конкурсах
11.
Участие в школьных концертах и поздравлениях. Конкурсах стихов и сочинений.
Игра «Умники и умницы»
Исследовательская деятельность: «Наш родной язык»
12.
Исследование природы родного края (Исследовательская деятельность)
«Природа родного края»
конкурсы рисунков и фотографий
Заочное путешествие во времени: «Как жили наши предки».
13.
Озеленение школы и школьного двора
Исследовательская деятельность «Береги свой край родной»
Все чудеса нашей Родины.
14.
Походы
Экскурсии
Выездные экскурсии.
Туристические поездки.
15.
Исследовательская и проектная деятельность. Участие в НПК.
16.
Фотовыставка «Родная
школа в лицах»;
Фотовыставка: «Люби свой край»
Фотовыставка: «Моя Родина - Россия»