- Преподавателю
- Классному руководителю
- Мероприятие для учащихся 7-8 классов Умей сказать: НЕТ!
Мероприятие для учащихся 7-8 классов Умей сказать: НЕТ!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапшина И.Н. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Муниципальный этап конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних
Номинация «Профилактическое мероприятие, направленное на формирование знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья»
Мероприятие для учащихся 7-8 классов
«Умей сказать: НЕТ!»
Форма проведения: занятие с элементами арт-педагогики.
Выполнила Лапшина Ирина Николаевна,
МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»,
социальный педагог.
Стаж 14лет.
Контактный телефон 8(831)52-2-15-30
г.о.г. Шахунья, 2015 г
Пояснительная записка
Цель: дать учащимся представления об опасности СПИДа; воспитывать чувство потребности в сохранении собственного здоровья.
Задачи:
-
создание психологических условий для продуктивного общения;
-
прививать бережное отношение к своему организму;
-
обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
Возраст детей: 7-8 классы (13-15 лет)
Оборудование: Карточки по количеству участников: на 3 карточках написать знак «-»; «+»; «Не участвуй в игре. Ни с кем не разговаривай. Не подписывай ничьи карточек и не давай другим подписывать свою карточку»; остальным выдаются пустые карточки (Упражнение «Степной огонь»). Анкеты для участников (Упражнение «Информация о распространении ВИЧ/СПИД»). Карточки с написанной ситуацией (Ролевая игра «Опасная ситуация»), компьютер, проектор, экран, презентация, ролик «Стой до конца и не вздумай сломаться!»
Форма проведения: занятие с элементами арт - педагогики.
Место проведения: МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина».
План проведения. Данное мероприятие проводилось в декабре 2014 года, в рамках декады борьбы со СПИДом.
Актуальность
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни.
Сегодня проблема здоровьесбережения особенно актуальна. В учебные заведения приходит все меньше здоровых детей.
И задача каждого преподавателя - формирование у учащихся понимания ценности здоровья, здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье. Важно, чтобы обучающиеся овладели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.
К сожалению, современные ученики не считают свое здоровье важной жизненной ценностью, поэтому поиск новых форм и методов работы по сохранению здоровья обучающихся наиболее актуален.
Важнейший фактор работоспособности и гармонически развитой личности - ЗДОРОВЬЕ. Понятие «здоровье» в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
С 2001 года я работаю социальным педагогом, и, ознакомившись с индивидуальными особенностями учащихся и детей с асоциальным поведением, понаблюдав за их нравственно-этическими проявлениями в поведении, отношении друг к другу и окружающим, эмоциональным состоянием осознала для себя необходимость приобщения учащихся к размышлениям о жизни, о своем «Я», о вечных нравственных ценностях, о здоровье.
На сегодняшний день, особенно актуален поиск новых, наиболее эффективных способов, методов, разработанных новых технологий и создания условий для успешного разрешения проблем, связанных с профилактикой здоровьесбережения.
Арт-педагогика является одним из видов технологий здоровьесбережения, поскольку способствует психологическому благополучию и повышает социальный статус учащихся.
Сущность арт-педагогики заключается, во-первых, в ее возможностях формировать адаптивные способности личности с помощью искусства. Во-вторых, в воспитательной функции - воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности. Кроме того, средствами арт-педагогики можно помочь детям справиться со своими психологическими, социальными и физическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, переключиться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
При проведении мероприятия использовала следующие элементы арт-педагогики:
1. Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство.
2. Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой.
3. Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.
4. Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации.
Предполагаемый результат мероприятия
Результатом профилактического мероприятия средствами арт-педагогики, как показывает моя практика, становится:
-
Возвращение воспитанника к полноценному и здоровому образу жизни в обществе.
-
Приобретается чувство внутреннего самоконтроля, осознание своего «Я».
-
У школьников вырабатываются знания, умения и навыки, необходимые при формировании нормативного личностного и социального статуса, с устойчивыми социально-позитивными установками поведения в обществе.
Ход мероприятия
-
Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Давайте, с вами познакомимся! По кругу каждый из вас называет свое имя, возраст, что он знает о ВИЧ/СПИД и свои ожидания от предстоящего мероприятия.
(Ребята по порядку называют сове имя, возраст, что он знает о ВИЧ/СПИД и свои ожидания от мероприятия).
- Молодцы. Теперь мы знаем, имя собеседника и будем обращаться только по имени. В конце мероприятия увидим, оправдаются ли Ваши ожидания.
II . Основная часть
- Ребята, о чем Вам говорит дата 1 декабря?
(ответы учащихся)
- Молодцы. Действительно, 1 декабря - всемирный день борьбы со СПИДом.
Тема Вам очень знакома, Вы очень много можете рассказывать по данной теме. Ребята, что такое ВИЧ и СПИД?
(ответы учащихся)
- Правильно. ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека. Долгое время после заражения ВИЧ не опасен для жизни инфицированного человека и может ничем себя не проявлять. Организм вначале успешно противостоит воздействию вируса, и это единоборство продолжается несколько лет. Однако когда вирусу удаётся разрушить значительную часть иммунной системы, она перестаёт справляться со своими функциями, и человеку угрожают серьёзные болезни и смерть от инфекций, не опасных для большинства людей.
Последнюю фазу ВИЧ-инфекции называют СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. Тема нашего мероприятия «Умей сказать: НЕТ!» ВИЧ/СПИДу. Мы с Вами узнаем о способах распространения ВИЧ/СПИД и способах профилактики инфицирования, выполняя различные игровые упражнения упражнений.
-
Упражнение «Пять секунд»
Цель: стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД
Время: 10 минут
Вид: метафора
- Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять - это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять - это ты! (Участник встает).
Повторяла до тех пор, пока все участники не будут стоять.
- Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ - инфекцией за то время, пока я считала. В мире каждые пять секунд заражается один человек. Вот поэтому важно знать все о том, как ВИЧ передается, и как этого избежать.
В настоящее время в мире зарегистрировано более 50 миллионов ВИЧ-инфицированных. В России первый ВИЧ-инфицированный был выявлен в 1987 году. В течение 10 лет Россия относилась к числу стран с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Новый этап эпидемии начался в стране в середине 1996 году и продолжается по настоящее время. Общее количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в РФ сейчас по некоторым данным около 2 млн. человек. Большая часть ВИЧ-инфицированных в России - мужчины. 70% зараженных это молодые люди в возрасте 17-25 лет. Около 70% ВИЧ-инфицированных - потребители внутривенных наркотических веществ. Но в последние годы наблюдается рост половой передачи ВИЧ-инфекции.
-
Игра «Цепная реакция»
-. Сейчас, каждый ученик вытягивает карточку. Кто из Вас «вирус», «защита», выходите.
( остальные - «мирные жители»)
- «Вы - мирные жители города N. Днём все жители работают, а с наступлением ночи все закрывают глаза. Просыпается «вирус» и показывает на того, кого этой ночью он будет заражать и закрывает глаза. Затем просыпается «защита» и показывает на того, кого она будет этой ночью защищать и тоже закрывает глаза. Наступает утро - все жители города просыпаются. Сегодня ночью в нашем городе «вирус» заразил 2 человека (1 - от ВИЧ - инфицированной матери к ребёнку, 2 - во время драки с ВИЧ- инфицированным через рану)». Если одного и того же человека выбрали «вирус» и «защита», то я говорю о том, что «вирус» пытался заразить мирных жителей, но защита защитила 1 (2) человека. По такому принципу игра проводится дальше, но причиной заражения будут другие.
Когда будет «заражена» половина города игру закончили. В конце игры проводится рефлексия (ребята высказывают свое мнение).
- Неправы те люди, которые думают, что не может случиться со мной. К проблеме ВИЧ нельзя относиться безразлично.
-
Ролевая игра «Опасная ситуация»
Цель: формирование навыков безопасного поведения.
Время: 20 мин.
Материал: карточки с написанной ситуацией
- Для выполнения следующего задания мене требуется 4 добровольца. Вам нужно создать диалог. Первой паре: диалог, в результате которого, ваш герой попадает в опасную ситуацию и практикует рискованное поведение. Второй паре: диалог, в котором ваш герой выходит из опасной ситуации, следуя безопасной линии поведения. Каждый диалог нужно разыграть по ролям (Приложение 1).
- Ребята, давайте обсудим диалоги. Вы должны подтвердить или опровергнуть решение, представленное в диалоге.
- В отличии о других заболеваний ВИЧ/СПИД - заболевание, связанное с рискованным поведением людей. От того, насколько человек в состоянии контролировать свои поступки, зависят его здоровье и будущая жизнь.
4. Творческое задание «Клякса»
Цель: выразить чувства и позицию по проблеме в ВИЧ - инфицированным и больным СПИДом.
- Ребята, делимся на три команды. Молодцы. Каждая команда вытягивает одну из карточек:
«Здоровый, активный человек»,
«ВИЧ - инфицированный человек»,
«Больной СПИДом».
«Спортивный человек»
- Вы, в течение 5-10 минут должны изобразить (разукрасить кляксу, что-либо нарисовать, и т.д.) чувства человека, который был определён заданием. Затем каждая команда демонстрирует получившееся изображение ощущений, чувств, а остальные, глядя на рисунок, должны угадать, что было задано на карточке и какие чувства были заложены в рисунке.
- Молодцы, я очень довольна, Вашими знаниями, умениями. Вы замечательно справились с заданием.
III. Заключительная часть
- Ребята, давайте с вами закончим наше занятие просмотром музыкального ролика «Стой до конца и не вздумай сломаться» и обсудим его. Можно ли его отнести к теме нашего мероприятия?
(Выслушиваются ответы учащихся, комментируются педагогом)
- Вначале мероприятия каждый выразил разные ожидания от мероприятия. Оправдались ли Ваши предположения?
(Каждый участник комментирует свои ожидания).
- В заключение, прошу каждого из Вас отразить на чистом листочке Ваше настроение.
Список литературы
-
Система работы администрации школы по профилактике наркомании; планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур. Авт.-сост О.В. Галичкина, Волгоград, учитель, 2006.
-
Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Авт.-сост. Е.Ю. Ляпина, Волгоград, учитель, 2007.
-
CD- диск с материалами ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2014 год.
-
Интернет-ресурс.
Приложение 1.
Ситуация: Друзья пригласили Сашу на вечеринку. Но случайно от Сергея он узнал, что там будет девушка, у которой обнаружили ВИЧ. Сергей сказал, что не хочет заразиться и не знает, стоит ли ему идти в гости. Но Саша отказываться от приглашения не хочет. Он решил, что пойдет, но постарается ничего не есть и не пить за столом. Что делать Сергею и Саше?
Ситуация: Друзья пригласили Сашу на вечеринку. Но случайно от Сергея он узнал, что там будет девушка, у которой обнаружили ВИЧ. Сергей сказал, что не хочет заразиться и не знает, стоит ли ему идти в гости. Но Саша отказываться от приглашения не хочет. Он решил, что пойдет, но постарается ничего не есть и не пить за столом. Что делать Сергею и Саше?
Фото