Внеклассное занятие Ежели вы вежливы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие «Ежели вы вежливы…»

Цель: формирование представления о нормах и правилах вежливого речевого общения, о формах речевого воздействия.

Задачи:

  • прививать практические навыки вежливого общения и поведения в различных жизненных ситуациях;

  • помочь воспитанникам в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного и уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие;

  • развивать слуховое восприятие, речь и воображение учащихся.

Оборудование

  1. Толковый словарь С.И. Ожегова.

  2. Карточки с напечатанными заданиями.

  3. Картинки с различными ситуациями.

  4. Карточки с правилами поведения.

Пропедевтическая работа: беседы о вежливости, инсценирование отрывка из рассказа Б.В. Бушелевой, выразительное чтение стихов.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Установление слухового режима.

  2. Слуховая работа.

  • Какое сегодня число?

  • Какой день недели?

  • Назовите дни недели.

  • Назовите осенние месяцы.

  1. Фонетическая зарядка. Дежурные звуки «Ж - З»

а) правильно говорите звуки «ж-з» в прямой позиции: жа-за, жу-зу, жи-зи;

б) заполните лесенки словами, которые начинаются на звуки «з-ж»;

в) назовите вежливые слова, в которых есть звуки «ж-з»;

г) прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу глаголы.

Хорошее железо не ..., хороший человек не ...

Дело словом не ...

Семеро одного не ...

Крепкую дружбу и топором не ...

Друзья ... в беде.

(ждут, ржавеет, заменишь, забывается, познаются, разрубишь)

  1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

- А как можно еще поприветствовать?

Дети:

- Добрый день!

Воспитатель:

- Я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на занятие. Давайте подышим.

  1. Дыхательная гимнастика. Вдохните через нос и выдохните воздух в виде какого-либо звука: «а» - если испытываете страх; «у» - нежелание работать, усталость; «о» - радость.

Воспитатель:

- Я надеюсь, что к концу занятия страх исчезнет, усталость пройдет, а те, кто пришел с хорошим настроением, поделятся им с остальными.

  1. Определение темы занятия.

Воспитатель:

- Давайте представим, что мы включили телевизор, а там показывают тележурнал «Ералаш». Посмотрим? Попытайтесь определить тему нашего занятия.

Инсценирование отрывка из рассказа Б.В. Бушелевой.

После полдника у нас был разговор о вежливости.

- Вот, например, если я сижу в автобусе, - сказала Лида Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю.

- Это каждый дурак знает! - закричал Оганес Суприкян. - А еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

- Ты что, с приветом? - закричал Дима Ковалев. - Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место.

- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса.

Спорили, спорили, и без конца по разговору «пробегало» то «осел», то «козел».

Воспитатель:

- Какие еще невежливые слова «пробегали» в разговоре ребят? Что вам не понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (О вежливости).

- Как вы думаете, на какие вопросы попытаемся ответить?

(Ответы ребят)

Воспитатель:

- Итак, сегодня мы с вами поговорим о вежливости и попытаемся выяснить, в чем же заключается вежливость и какого человека на самом деле можно считать вежливым.

6. Работа с названием занятия.

Воспитатель:

- В качестве названия занятия выбраны строчки из стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы...». Как можно сказать по-другому? (Если вы вежливы)

- Если вы вежливы, то, какие вы? Как понимаете значение слова вежливый? Подберите близкие по значению слова. (Внимательный, обходительный, воспитанный, услужливый, любезный, приветливый, тактичный и т.д.)

- Дополним этот ряд словарной статьей из толкового словаря С.И. Ожегова. (Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.)

Таблички с определениями вывешиваются на доску.

  1. Практическая работа.

Воспитатель:

- Выполнив следующие задания, мы выясним, какие правила приличия должен соблюдать вежливый человек.

Дети получают карточки с заданиями.

Задания.

1)Вспомни как можно больше слов и словосочетаний, которыми мы приветствуем окружающих.

2)Оцени речевое поведение Максима.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Максим увидел свою классную руководительницу и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Светлана Петровна!»

Как поступил бы ты?

3)Ты вошел в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Надо ли поздороваться с ними? А если надо, то как ты это сделаешь?

4)Прочитай выразительно стихотворение Бориса Заходера. Оцени вежливость индюка.

Очень вежливый индюк.

Объявился - Не стесняйся ты, осел!

В доме Заходи, садись за стол!

Вдруг Что же ты молчишь как рыба?

Очень вежливый индюк. Говори: «Приду, спасибо!» -

Раз по тридцать в день, Как ни бился он,

Не реже, Однако

Он кричал: К индюку никто не шел -

- Эй вы, невежи! Ни корова,

Заходите, что ли, в гости - Ни собака,

Научиться Ни хавронья,

Вежливости. Ни осел.

Воспитатель:

- Представьте себе, что индюк в самом деле стал вежливым. Как он будет приглашать к себе в гости? Что скажет?

5)Какие вежливые слова ты знаешь и в каких ситуациях употребляешь?

Воспитатель:

- Здравствуйте, благодарю, спасибо ... Посмотрите, вслушайтесь, почувствуйте эти слова.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад:

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

- Скажите, пожалуйста, каким образом можно усилить красоту, обаяние этих слов? (С помощью улыбки и доброжелательного взгляда.)

8. Повторение правил поведения.

Воспитатель:

- А сейчас, ребята, мы прочитаем замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы ...» и вспомним правила поведения в различных жизненных ситуациях. Послушайте друг друга!

Чтение стихотворения С.Я. Маршака.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме, -

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмёте не на веки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И в целом переплёте.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Воспитатель:

- О каких правилах поведения вы прочитали? Прикрепите правило к подходящей по смыслу картинке.

(Дети по одному выходят к доске, читают правило поведения и прикрепляют рядом с соответствующей картинкой).

9. Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, мы назвали много качеств вежливого человека. Рассмотрите эти картинки и скажите, кто из ребят вежливый, а кто невоспитанный.

(Ответы детей)

- Молодцы! Поступайте всегда так, чтобы про вас не говорили: «Какие невежи!»

- Что мы делали на занятии? О чем говорили? Что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Благодарю вас, ребята! Вы очень хорошо работали на занятии.

10. Дыхательная гимнастика.

Воспитатель:

- Покажите, какое у вас сейчас настроение? Что вы испытываете?

- Попрощайтесь с нашими гостями. (До свидания.)

- Как можно еще попрощаться? (Всего хорошего.)


© 2010-2022