Родительское собрание Если родители в разводе

Собрание . Если родители в разводе Как бы ни складывались отношения между мужчиной и женщиной, ребенок не должен стать заложником их проблем. А. Мору а Задачи: охарактеризовать последствия развода родителей для ребенка; показать родителям, как можно избежать разрушительного для ребенка стресса; рассмотреть причины разводов и возможные пути сохранения семьи. Форма проведения: беседа. Вопросы для обсуждения: чем является развод для ребенка; как переживает ребенок развод родителей; как можно помочь...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Собрание 11. Если родители в разводе

Как бы ни складывались отношения между мужчиной и женщиной, ребенок не должен стать заложником их проблем.

А. Мору а

Задачи: охарактеризовать последствия развода родителей для ре­бенка; показать родителям, как можно избежать разрушительного для ребенка стресса; рассмотреть причины разводов и возможные пути сохранения семьи.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения: чем является развод для ребенка; как пе­реживает ребенок развод родителей; как можно помочь ребенку в ситуации переживаемого им горя.

Подготовительная работа: проведение классного часа по книге В. Пановой «Сережа»; подготовка рисунков «Я счастлив, когда...»; под­готовка памятки родителям (см. приложение).

Комментарии для учителя. Это родительское собрание необходи­мо проводить не только в первом классе, но и во всех последующих классах, если есть семьи, где родители находятся в разводе. Пробле­ма развода имеет этические и нравственные нормы. Ни для кого не секрет, что многие родители после развода не только не общаются, но и становятся врагами, ведут войну, доказывая своему партнеру свои права и удовлетворяя свои амбиции самыми невероятными способа­ми и средствами. Заложником взаимоотношений бывших супругов становятся их дети. А ведь им так хочется быть одинаково дорогим существом как папе, так и маме.

Начиная работу с учащимися класса, классный руководитель дол­жен в первую очередь изучить ситуацию, которая складывается в каж­дой семье его учащихся. Если в классе есть неполные семьи, где ро­дители в разводе, необходимо самым серьезным образом обратить внимание на ситуацию общения в семьях учащихся, где родители в разводе. Безусловно, при полном соблюдении со стороны классного руководителя этических норм и правил общения как со взрослыми, так и детьми.

Проведение подобного собрания среди родителей поможет пере­осмыслить многие проблемы во взаимоотношениях взрослых друг с другом и детей.

Такое собрание очень хорошо влияет на тех родителей, кто еще находится в раздумьях по вопросу сохранения собственной семьи.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что такое собрание в классном коллективе не только уместно, но и необходимо. В тех семьях, где развод уже состоялся, оно поможет напомнить еще раз о том, что развод - это проблема не двоих, а троих людей, один из ко­торых ребенок.

В тех семьях, в которых процесс распада семьи уже начался, воз­можно, такое собрание поможет родителям если не сохранить семью, то хотя бы решать проблему мирно, цивилизованно и в пользу ребенка.

Ход собрания

  1. Вступительное слово

Развод становится все более обычным явлением в нашем обще­стве. Для большинства детей развод родителей является

серьезной психологической травмой, которая несет отпечаток на всей его последующей жизни. Ребенок переживает чувство утраты гораздо эмоциональнее и глубже, чем взрослые люди.

Страдающему ребенку гораздо труднее выразить обуревающие его эмоции и чувства. Еще достаточно долго после развода родителей и расставания с одним из них ребенок испытывает гнев и боль, печаль и уныние, страх и злобу, беззащитность и чувство вины.

У ребенка не хватает жизненного опыта для того, чтобы понять и выразить свои чувства словами, еще труднее поделиться ими с окру­жающими его людьми. У ребенка на фоне родительского развода мо­гут возникнуть стойкие проблемы в учебе, поведении и взаимоотно­шениях со сверстниками.

  1. Просмотр видеозаписи классного часа

  2. Экскурсия в страну детского счастья (выставка рисунков)

В своих рисунках учащимся предлагалось нарисовать счастье так, как они себе его представляют.

  1. Беседа с родителями по теме собрания

Примерные вопросы для беседы:

  1. Знакомо ли вам слово «горе»?

  2. В каких случаях люди употребляют это слово в речи?

  3. Случалось ли вам переживать горестные минуты?

  4. С чем они были связаны?

  5. Можно ли избежать горестных минут в жизни?

  6. Что для этого надо сделать?

Классный руководитель рассказывает о признаках стресса, кото­рые могут появиться у ребенка после развода родителей:

  1. Трудности с концентрацией внимания и усидчивостью.

  2. Неуклюжесть и неловкость в играх.

  3. Ворчливость и придирчивость к другим людям и сверстникам.

  4. Страхи, которые ранее были ему несвойственны.

  5. Проявление различных физических симптомов (головная боль, боль в животе).

  6. Непослушание, дерзость, нарушение общепринятых правил.

Стресс - нормальная человеческая реакция на любую значимую

утрату. Это может быть переезд в другое место, потеря близкого че­ловека, одиночество и, в том числе, развод.

Пребывая в состоянии стресса, человек переживает физические, эмоциональные и духовные страдания, которые связаны с потерей чего-то или кого-то.

Процесс переживания несчастья, возникшего в жизни человека, необходим ему. Если человек свое горе держит в себе, то он просто может не выдержать груза страданий и погибнуть.

Для того чтобы жизнь вошла в свое русло, человек, взрослый или ребенок, должен прожить свои пять стадий переживания горя:

  • отказ, отрицание;

  • злость, агрессия;

  • избегание упоминания о проблеме;

  • депрессия;

  • принятие.

Все эти стадии не ограничены во времени и не имеют четкой пос­ледовательности. Одним из лучших лекарств, которые излечивают душу, пережившую горе, является возможность поделиться своей болью с другим человеком, который сможет посочувствовать чужой боли.

Родители, которые пережили развод, это зачастую люди, сами глу­боко переживающие жизненную драму. За собственными пережива­ниями у них не всегда остается время на собственных детей, которые тоже живут переживанием. Родители становятся сердитыми, нетер­пеливыми, когда ребенок требует к себе внимания. Иногда они ста­раются скрыть свои эмоции от ребенка, что порой лишь усугубляет проблему.

Безусловно, положительным является в данной ситуации тот мо­мент, когда родители обсуждают свои чувства с ребенком, пытаются понять те эмоции и чувства, которые переживает и сам ребенок.

И взрослые, и дети нуждаются в понимании сложившейся ситуа­ции и принятии ее. Чтобы ребенок верил своим родным, в данной ситуации ему родители не должны лгать, он должен иметь точное представление о случившемся. Гораздо хуже, если он узнает об этом от сверстников, доброжелателей, дедушек и бабушек. Умалчивание может привести к затруднениям в общении с ребенком. Дети - это всевидящее око. Они все понимают гораздо быстрее, более обостренно и тонко.

Когда взрослые избегают разговоров о том, что их огорчает, дети деликатно не затрагивают эту тему, читая это по лицу дорогих людей. Тем самым мы лишаем ребенка возможности поделиться тем, что его волнует и тревожит, и лишь усиливаем тревогу и беспокойство.

  1. Школа родительского диалога. Решение ситуаций

Родители работают в группах. Им предлагают следующие ситуа­ции для решения:

Ситуация 1. Ребенок очень хочет видеть своего отца, а мать счита­ет, что им встречаться не следует. Как бы вы поступили в такой ситу­ации?

Ситуация 2. У матери ребенка другая семья. Она требует, чтобы ребенок называл отцом отчима. Ребенок категорически против. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Ситуация 3. Ребенок живет в семье, в которой появился отчим. Через некоторое время он сбегает жить к родному отцу. Ребенка пы­таются вернуть матери. Как бы вы поступили в такой ситуации на месте органов опеки и попечительства?

Ситуация 4. Родители развелись, но положение детей в семье не стало лучше. Мать то отправляет детей к отцу, то запрещает им ви­деться с ним. Общение родителей - это сплошные оскорбления и истерики. Что бы вы посоветовали таким родителям?

Ситуация 5. Отец предлагает матери взять ребенка на отдых, но при этом предупреждает ее, что едет он вместе со своей новой семь­ей. Мать категорически против. Она требует, чтобы отец ехал отды­хать только с ребенком. В противном случае, она не разрешит об­щаться с ним, мотивируя тем, что отец наносит ребенку травму. Как можно было бы разрешить данную ситуацию?

Ситуация 6. Ребенок тяжело переживает потерю одного из роди­телей. Это сказывается на его душевном состоянии, учебных резуль­татах, поведении в среде сверстников. Как нужно вести себя родите­лям или одному из родителей в такой ситуации?

  1. Подведение итогов

Родителям вручаются памятки.

  • В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?

  • Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состо­яние радости, удовольствия?

  • Каким образом вы это делаете?

  • Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?

  • В каких случаях он это делает?

  • Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?

  • Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?

  • Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?

  • Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

Анкетирование детей

  • Ты умеешь радоваться?

  • Если у тебя есть возможность порадоваться, что может стать тому причиной?

  • Ты можешь порадоваться успехам своего друга или просто чужого человека?

  • Как часто ты грустишь?

  • Что может стать причиной грусти?

  • Если тебе грустно, ты можешь кому-нибудь об этом рассказать?

  • Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?

  • Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?

  • Тебе бывает страшно на уроках?

  • В каких случаях с тобой такое бывает?

  • Ты боишься говорить своим родителям, что ты получил(а) плохую отметку?

  • Тебя наказывают за плохие результаты в школе?

Собрание 11. Если родители в разводе

Памятка для родителей

Ваш ребенок глубоко переживает потерю? Тогда помогите ему, используя рекомендации этой памятки.

  1. Простым и понятным языком, соответствующим возрасту ребен­ка, объясните то, что произошло.

  2. Во время объяснения избегайте неясностей и многословия.

  3. Не бойтесь отвечать на его вопросы, даже если порой ответы на них для вас достаточно трудны. " ,

  4. Дайте возможность ребенку выразить свои эмоции и чувства в видах деятельности, которые им интересны.

  5. Не говорите плохо о человеке, который вашему ребенку Д°РоГ'оге

  6. Спрашивайте ребенка о его мыслях и чувствах, говорите о треВ

и страхе. Он должен всегда иметь возможность выговориться- ^

  1. Дайте ребенку почувствовать, что он также любим родными, прежде.

  2. Старайтесь не замыкаться с ребенком в четырех стенах, побольше общайтесь с людьми.

  3. Давайте ребенку возможность встречаться с родителем, если сам ребенок этого хочет.

  4. При встречах не проявляйте злобы и агрессии к бывшему когда - то близкому человеку, чтобы ребенок не испытывал страха и тре­воги в ходе общения с ним.

  5. Помните! Жизнь - удивительная вещь! В ней надо учиться нахо­дить радость в самую трудную минуту!


© 2010-2022