- Преподавателю
- Классному руководителю
- Педагогическая концепция Личностно-ориентированное обучение как средство самореализации обучающихся с ОВЗ
Педагогическая концепция Личностно-ориентированное обучение как средство самореализации обучающихся с ОВЗ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Левашова Т.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Педагогическая концепция
учителя социально - бытовой ориентировки
«Личностно-ориентированное обучение как средство самореализации обучающихся с ОВЗ»
Левашовой
Татьяны Альбертовны.
с. Казанское 2016г.
«В нашей жизни всё неповторимо.
Так ведётся издавна, в веках.
Только лишь одно бесспорно, зримо -
Кто учил, живёт в учениках»
Г.П. Петелина
«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем»
Конфуций
Актуальность
Концепция модернизации российского образования определила новую систему взглядов и понятий образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников школы. В проекте Федеральных государственных стандартов образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Сегодня нашей стране нужны морально и физические здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить перед собой цели и достигать их. Учитель должен воспитывать именно такую личность, а, вернее, учить детей, как стать личностью, которая сможет поставить нужные цели и не побоится сложностей, связанных с их достижением.
Моя педагогическая концепция основывается на любви и уважении к детям, личностно - ориентированном обучении как средстве самореализации моих учеников. Ведь каждый из них - это личность со своим маршрутом достижения успеха.
Проблема: Создание условий для каждого учащегося, способствующих развитию всесторонне гармонически развитой личности, с целью адаптации в социуме учащихся с ОВЗ.
Цель моей педагогической концепции - развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.
Исходя из данной цели, поставила перед собой главную задачу - помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в данный период.
Для достижения главной задачи я стремлюсь:
-
Вселять в ребенка веру в себя, быть во всём примером для детей;
-
Радоваться успехам своих учеников;
-
Создавать условия для правильной оценки внутреннего состояния другого человека, учить сочувствовать и сопереживать ему;
-
Не искать легкого пути в общении с детьми, находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
-
Не иметь любимчиков, любить всех и каждого в отдельности, уметь вселять в ребёнке уверенность, стимулировать к саморазвитию и повышать самооценку.
Основные направления деятельности
Принципы реализации концепции:
1. Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех, изменение отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества).
2. Принцип деятельности предполагает активное включение ребенка в учебно - познавательную деятельность. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
3. Принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой мыслительной деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся.
4. Принцип культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве позволяет интегрировать знания в различных научных областях, использовать метапредметные связи.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание комфортной атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных способов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор путей решения.
7. Принцип индивидуализации обучения, который предполагает учет уровня развития каждого ребенка, его психических особенностей.
8. Принцип адаптивности. Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.
9. Принцип развития. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача - развитие школьника, причем не только развитие его мышления, - а в первую очередь! - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию - за стенами школы.
Из вышеперечисленных принципов для себя выбрала главные личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности и принцип индивидуализации обучения.
Технологии
Для достижения поставленных задач и реализации принципов я использую различные технологии.
Для развития личности каждого обучающегося мною в работе используются: здоровьесберегающие и здровьеразвивающие технологии на уровне не только овладения умениями и навыками, но и формирования у каждого обучающегося внутренней потребности ЗОЖ как важнейшей человеческой ценности. Это уроки здоровья, физкультминутки на уроках, эмоциональные разгрузки, физминутки для глаз, тематические прогулки.
Работая с детьми, стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а применяю проблемно - диалогическую технологию. Ученик на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема часто формулируется самими учащимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю ученикам самим «открыть» новые знания. Такой подход гораздо легче и прочнее помогает учащимися усваивать материал, чем знания, преподнесенные учащимся в готовом виде. При таком обучении считаю результативной работу в группах, парах, использование сингапурской методики обучения, включение в урок разноуровневых и дифференцированных заданий. Это дает возможность ученикам с разным уровнем обученности активно участвовать в учебном процессе.
Игровые технологии
Игра - прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать установленные правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, учитывать интересы других. Именно игра может выполнять исключительную роль включения в познавательную деятельность, облегчая сложный процесс обучения, создавая условия для формирования творческой личности учащихся. На уроках социально - бытовой ориентировки использую различные развивающие игры.
Компьютерные технологии, помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль.
Очень важно применять технологию оценки учебных достижений.
Цель технологии - обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы.
Задачи данной технологии:
-
Определить как ученик овладевает умениями по использованию знаний.
-
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки на каждом этапе урока.
-
Нацелить ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Применение вышеперечисленных технологий способствует целостному развитию личности моих учащихся. Развитие личности ребенка невозможно без развития его познавательного интереса. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес - важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения, так как становление личности школьников происходит в процессе обучения. Стараюсь активизировать познавательную деятельность ребят и повышать интерес к учению на каждом этапе урока. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости. Тогда мои ученики работают на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для них.
Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. В нашей школе развивается «фундамент» личности, позволяющий при правильном воспитании и развитии раскрыть внутренний потенциал ребенка.
Вывод: Мой выбор данной концепции считаю актуальным, потому что на учителе лежит огромная ответственность, так как он в ответе за основы, на которых будет строиться дальнейшее будущее ребенка. Учащиеся берут пример со своего наставника, следуют его принципам, потому что в этом возрасте дети, как «губки» - они доверчиво впитывают всю информацию от находящихся рядом взрослых людей. И потому я стараюсь не забывать слова Жана Жака Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьёй, не солдатом, не священником: он будет - прежде всего, человеком».