Семья как фактор воспитания и социализации личности ребёнка

 Семья - естественная основа общества и государства. Этот принцип описан Законом Божьим, международными правовыми документами, конституциями. Одной из главных функций семьи является забота о детях и их воспитание (п.2, ст.38  Конституции РФ). В Конвенции  ООН о правах ребёнка, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, говорится о необходимости создания благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития, самоопределения и становления личности ребён...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка на участие в конференции

«Современная школа сегодня и завтра»

ФИО Гапочка Юлия Ивановна

Место работы МОУ СОШ №28 , учитель истории и обществознания

Тема выступления :Семья как фактор воспитания и социализации личности ребёнка

Направление конференции :

Сопровождение учащихся в течение всего периода становления личности










Семья как фактор воспитания и социализации личности ребёнка

Гапочка Юлия Ивановна, учитель истории и обществознания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28

города Воронежа с углублённым изучением отдельных предметов

Семья - естественная основа общества и государства. Этот принцип описан Законом Божьим, международными правовыми документами, конституциями. Одной из главных функций семьи является забота о детях и их воспитание (п.2, ст.38 Конституции РФ). В Конвенции ООН о правах ребёнка, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, говорится о необходимости создания благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития, самоопределения и становления личности ребёнка. Решение поставленной задачи возможно только при условии согласованных действий семьи и школы.

Школа во все времена развития нашего общества стремилась усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать способности ученика. В ней царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, так как он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Эффективное воспитание предполагает непротиворечивость семейного, школьного и социального воспитания. Важнейший принцип педагогической системы - принцип единства семьи и школы.

Необходимость работы с семьёй диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Ни одно образовательное учреждение не имеет права вмешиваться в жизнь семьи. Школа в состоянии воспользоваться другим путём: « оценить источник поведения ребёнка и изменить тактику в отношении к нему»[5, С. 58]. Нередко, объединив свои усилия, семья и школа зажимают ученика в «психологические клещи». Если он двоечник в школе, то он «двоечник и в семье», хотя двойка - не всегда вина ребёнка. Нашу школу и семью надо сделать добрее к ученику. Полного совпадения интересов семьи и школы быть не может. Сегодня расхождения между ними всё более усиливаются. В семье идёт переориентация на иные, чем прежде, ценности: дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, новые идеологические установки нередко приводят к напряжению в отношениях дедов, отцов и детей.

А школа продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Её нравственная программа не может меняться в зависимости от конъюнктуры и моды. Она всегда накапливала и передавала новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живёт человечество. Одна из таких истин - нравственное оздоровление семьи.

В последнее время во многих странах Западной Европы и в США возник термин «воспитание родителей». Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию, родители сами должны осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей. Жизнь показывает, и педагоги школы знают это очень хорошо: чем культурнее и развитее родители, тем больше они занимаются развитием своего ребёнка, тем более у них развивается потребность воспитать ребёнка «лучше, чем я сам». Вот почему так верна истина: воспитатель всегда самовоспитатель. « Родители сами определяют судьбу своего ребёнка, имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребёнком, своё собственное отношение к педагогическим воздействиям общества, а значит, и школы»[4,С.59]. Учитель, руководствуясь педагогическим тактом, во взаимоотношениях с родителями выступает в роли советчика, консультанта-специалиста. Ещё К.Д. Ушинский заметил, что воспитание всем кажется делом знакомым и лёгким, и чем меньше человек с ним знаком, тем более лёгким и знакомым оно ему кажется. В связи с этим хочется вспомнить мудрую мысль Ж.-Ж. Руссо: « Заблуждаются люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими».

Не в интересах растущей личности споры между родителями и педагогами на тему « Кто главный в воспитании?» Необходимы взаимопонимание и взаимодействие, согласованность в действиях семьи и школы, в противном случае ребёнок будет вынужден « выбирать, кто прав: любимые родители или уважаемый учитель?» [2, С. 56].

Совместная деятельность педагогов и родителей полезна им самим. Общаясь с учителями, родители убеждаются, что под влиянием учебно-воспитательного процесса их ребёнок овладевает научной информацией, практическими умениями, развивает свои индивидуальные способности и склонности. Педагоги используют контакты с родителями для более глубокого изучения индивидуальных особенностей учащихся и ситуации, в которой они находятся в семье.

Опытные учителя находят различные источники для убеждения родителей в целесообразности и полезности для детей совместной воспитательной деятельности.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными факторами: политическими, экономическими, демографическими, психологическими [3, С. 27].

Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей меняются в зависимости от положения в социально-экономической, политической, духовной сферах общества. Эффективность влияния семьи на ребёнка в значительной степени определяется характером внутрисемейных отношений. Живой пример родителей - это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старшего поколения младшему. « Ориентация детей на поведение родителей как на пример и прообраз собственных действий - это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи» [1, С. 31]. Вот почему так важны поведение, образ мыслей и действий взрослых и в семье, и вне её. Однако воздействие родительских образов имеет не механический характер, а своеобразно усваивается и перерабатывается личностью ребёнка. И здесь важную роль будет иметь взаимодействие различных факторов воспитания.

Цель взаимодействия семьи и школы предполагает помощь родителям в обретении и усовершенствовании подлинной педагогической позиции.

Наиболее используемой формой вовлечения родителей в воспитательную деятельность является взаимопросвещение, в процессе которого важно достичь понимания того, что родители и педагоги не могут отстраняться от инакомыслия молодых людей, также как не могут навязывать им свои взгляды и установки на жизнь и деятельность. Преодолевать ситуации возникающего отчуждения должны взрослые, как более опытные и мудрые. У ребёнка школьного возраста огромная потребность в общении со взрослыми. Молодые люди действительно ожидают от старших и защиты, и советов, как им реализовать свои возможности и решать существующие проблемы.

Совместная воспитательная работа педагогов и родителей способствует практической реализации принципа демократизации учебно-воспитательного процесса. Дети в семье растут, что требует от родителей расширения знаний об их возрастных особенностях развития, меняющихся запросах и интересах, путях оказания помощи в самовоспитании. Накопление таких знаний с помощью профессиональных педагогов помогает родителям оказывать своим детям систематическую психологическую поддержку, преодолевать барьеры и затруднения в общении в семье, создавать положительный микроклимат.

Родители могут занять активную позицию в сотрудничестве с педагогами и школьниками, участвуя в работе кружков, клубов, в проведении экскурсий, коллективных творческих дел, организации студий, различных творческих объединений, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, устных журналов, праздников, пресс-конференций, диспутов, сюжетно-ролевых игр, аукционов путешествий и т.д.

Какие формы работы предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей?

- школьный лекторий проводится по специально разработанной педагогом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций приглашаются специалисты и наиболее подготовленные педагоги;

- конференции наиболее целесообразно проводить для родителей параллельных классов с целью обмена опытом воспитания детей («Как помочь ребёнку в учебной деятельности», « Как организовать досуг ребёнка с семье», « Как помочь ребёнку подготовиться к ЕГЕ »).

- встречи за « круглым столом » позволяют расширить воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов, т.к. в них принимают участие люди разных специальностей и возрастов;

- родительские лектории по микрогруппам проводятся на основе групповых интересов: для родителей « одарённых» детей; для родителей, чьи дети нуждаются в педагогической поддержке; для родителей, чьи дети чувствуют себя « лишними» в классе и т.д.;

- индивидуальные консультации и беседы с родителями школьного психолога, социального педагога, школьного врача, завуча, классного руководителя, учителя-предметника.

Литература:

1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей. Доклад НИИ семьи «О положении детей в Российской Федерации» / Современная школа.- 1999. - № 1-3. - С. 164-166.

2. Лаптева Л. Учителя и родители - соавторы процесса воспитания / Учитель. - 1999. - № 1. - С. 56.

3. Личность, семья, школа ( проблемы социализации учащихся) / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.:СПбГУП.- 1996.

4. Никулина В. Взаимодействие школы и семьи в социализации подростков / Социальная педагогика. - 2003. - № 3. - С.59-61.

5. Романов К.В., Леванькова Н.А. Семья как социокультурный феномен образования. / Инновации в образовании. - 2006.- № 6.-С. 50-59.

6. Селевко Г. Технология социально-педагогической работы / Социальная педагогика .- 2003.- № 1.- С. 55-65.

7. Чикурова Н. Десять заповедей / Директор школы.- 2008.- № 10.- С. 79-81.

8. Шевченко И.П. Образование - формирование личности в системе функциональной связи Семьи-Школы-Государства / Стандарты и мониторинг в образовании.- 2001.- № 3.- С. 12-19.


© 2010-2022