- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок толерантности Люди с ограниченными возможностями
Урок толерантности Люди с ограниченными возможностями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мустафина А.Ш. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-тренинг на тему «Люди с ограниченными возможностями»
для учащихся 5-7 классов (30 мин)
Вступление
Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…"
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Определение слова "толерантность" у разных народов на разных языках звучит по-разному:
- в испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском - способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .
Цель: формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитать эмпатийность
Ход урока
Вводная беседа на тему «Люди с ограниченными возможностями или инвалиды».
Вопросы:
- Каких людей мы можем назвать с ограниченными возможностями?
- Что вы знаете о людях с ограниченными возможностями?
- Какое их положение в современном российском обществе?
Упражнение «Слепой и поводырь» Класс делится на пары. Одному из каждой пары предлагается надеть повязку, он будет ведомым, второй будет поводырем. Задание для поводыря: провести ведомого за руки по отведенному участку класса, обходя предметы, расположенные на пути (другой вариант: ведомого направлять словами). Потом пары меняются ролями. После проведения упражнения можно задать следующие вопросы:
- Какие у вас были ощущения?
- Что было легче направлять товарища или двигаться самому?
- Не было ли у вас желания взять ведомого под руку?
- Что вы чувствовали, когда ничего не видели?
Упражнение «Имя». Учащиеся разбиваются на пары. В парах каждый по очереди должен написать свое имя не используя рук. После выполнения упражнения ведущий задает вопросы:
- Получилось или нет?
- Как решили проблему?
- Догадался ли кто-то попросить товарища написать своё имя?
В заключение обсуждаются следующие вопросы:
- Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями?
- Почему слово инвалид является для них обидным?
- Как могут себя реализовать в жизни дети-инвалиды?