• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста через внеклассные занятия»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста через внеклассные занятия»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казённое образовательное учреждение Омской области

«Шербакульская адаптивная школа-интернат»


«Рассмотрено»

Заседание методического совета

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Шведкова Т.С.

«__»________________20___г.


«Утверждаю»

Директор

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Сазонов С.М. «__»_________________20___г.










ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


«Экологическое воспитание детей

с ограниченными возможностями здоровья

младшего и среднего школьного возраста

через внеклассные занятия»


(Сроки реализации 2015-2019 гг)









Составила

воспитатель 1 кв. категории

Литвиненко Г.И.










Шербакуль 2015 г.

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Экологическое воспитание и образование подрастающего поколения является одной из главных общественных задач. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Учитывая тот факт, что учащиеся КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» в большинстве проживают в интернате, ответственность за организацию и осуществление внеурочной воспитательной деятельности ложится в основном на воспитателя. Этот факт обусловил необходимость составления данной программы. Кроме этого, приоритетной задачей современного образования является личностное развитие ребенка. А полноценное становление личности невозможно без воспитания экологической культуры школьников.

Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;

  • школьное экологическое воспитание и образование;

  • средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Цель и задачи программы:

Цель: способствовать формированию у учащихся экологической культуры: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

Обучающие:

- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностям

и;

- научиться применять на практике полученные знания.

Развивающие:

- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать потребность в общении с природой;

- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

- способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе.

Коррекционные:

- способствовать коррекции эмоционально - волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на 4 года. В месяц проводится 2 занятия.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно - воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: тематические занятия, мероприятия;

межпредметная - экологическое содержание занятий - практическая реализация принципа интеграции - внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, математики, чтения и др.;

исследовательская работа (проектная деятельность) - элементарные исследования воспитанников под руководством педагога;

экологические праздники и мероприятия;

лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

участие в экологических конкурсах;

практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники и др. акции.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Реализация целей и задач экологического воспитания по данной программе возможна при создании целостной системы, включающей в себя два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV классы) и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования и воспитания на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

На первом этапе у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль на данном этапе играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа) и семье, первичных навыков охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися в это время - наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Второй этап. Работа с учащимися основной школы. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистая роща», походы), элементарная исследовательская деятельность воспитанников совместно с педагогом.

Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям ребят, организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций в большей степени принадлежит педагогу. Исследовательские работы носят элементарный анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Вся воспитательная программа реализуется по тематическим подразделам. На первом этапе: 1) Наука « Экология"; 2) "Соседи по планете";

3) "Пернатые друзья"; 4) "О чем шепчет зелёная планета!"; 5) "Оранжерея на окне"; 6) "Охрана природы"; 7) "Досуговые мероприятия"; 8) «Поведение в природе». На втором этапе: 1) "Секреты неживой природы"; 2) "Секреты живой природы"; 3) «Взаимосвязи живой и неживой природы»; 4) «Красная книга России»; 5) «Природа и человек»; 6) «Поведение в природе»; 7) «Экологические проблемы».

Содержание программы:

Возраст

Задачи

Проводимая работа

Младший школьник

Обогащать представления об окружающем мире. Научить правилам обращения с растительным и животным миром. Обучение азам экологической безопасности.

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Воспитывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Воспитывать потребность в об-щении с природой.

Пробудить у детей чувство любви к природе.

1. Наука « Экология"

Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, как часть природы.

2. "Соседи по планете"

Наблюдения за братьями меньшими. Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: травоядных и хищниках, насекомых, о водяных обитателях. Чтение книг о природе, использование детских энциклопедий. Экскурсии в лес и «фотоохота» помогают узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

3. "Пернатые друзья"

На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц в природе, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. У ребенка формируется психологический контакт с птицами, существами привлекательными и подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы", выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой".

4."О чем шепчет зелёная планета!"

Наблюдения за изменениями, происходящими с растительным миром планеты: деревьями, кустами, цветами; их разнообразие; различные дидактические игры, викторины.

5. "Оранжерея на окне"

Комнатные растения успешно развиваются только там, где мир и добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в классе, букеты цветов в горшочках - говорит о хорошей атмосфере в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

6. "Охрана природы"

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга", узнают о редких видах растительного и животного мира.

7. "Досуговые мероприятия"

Праздники, просмотр мультфильмов и обсуждение их позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

8. Поведение в природе

Элементарные знания по поведению детей в природе. Экскурсии.

Подросток

(5-7 классы)

Формировать представления о месте человека в природе и единстве всего живого.

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Способствовать развитию основных процессов мышле-ния (анализ, синтез, сравнение).

Формировать потребность про-являть активность в решении эколо-гических проблем.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об эколо-гических пробле-мах современности и возможности устойчивого развития совре-менной цивилиза-ции, оценке состо-яния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремле-ния к активной деятельности по охране окружа-ющей среды;

1. "Секреты неживой природы"

Много интересного происходит с явлениями неживой природы. Расширение знаний о различных природных явлениях: заволакивающий туман, круглые бисеринки росы, снег и лед, тяжелые, слоистые облака, небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди, куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в этом разделе.

2. « Секреты живой природы»

Повадки и интересные факты из жизни животного мира Земли. Своеобразие растительного мира планеты. Связи между животными и растениями. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе.

3. Взаимосвязи живой и неживой природы

Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Знание экологических связей помогает объяснить явление детям. Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Живые организмы тоже оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения растительности и животного мира окружающей местности, выявления их особенностей.

4. « Красная книга России»

Дети знакомятся с редкими видами растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу своей страны, о заповедниках и природоохранных территориях.

5. «Природа и человек» Влияние человека на жизнь растений и животных

Связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Школьники осознают необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

6. Поведение в природе.

Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером являются упражнения в применении этих правил на практике. Необходим собственный опыт общения с природой. Поэтому важное место занимают экскурсии, прогулки, походы. Они могут носить краеведческий характер, могут быть посвящены знакомству с природой.

7. Экологические проблемы.

Знание экологических проблем в стране, в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности.

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Охранять природу - значит охранять Родину.

Связь понятий: Родина и природа. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы. Чувство ответственности за свою страну, за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Сохранение и приумножение природных богатств.

( Участие в практической деятельности).


Ожидаемые конечные результаты:

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей.

Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.

Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.

С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня воспитанности через анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Календарно - тематическое планирование занятий.

2015-2016 учебный год

Тема занятия

Месяц

1.

Что нас окружает. Живая и неживая природа.

Сентябрь

Экскурсия в осенний парк.

2.

4 октября - День защиты животных.

Октябрь

Осень - золотая пора.

3.

Путешествие по стране экологии.

Ноябрь

Праздник - «Подарки осени».

4.

Как помочь зимующим птицам

(изготовление кормушек).

Декабрь

Лесные загадки зимушки - зимы.

5.

Откуда берутся снег и лёд?

Январь

Экскурсия в зимний парк.

6.

Как звери в лесу зимуют.

Февраль

Зимой в лесу (практическая работа).

7.

22 марта - Всемирный день воды

Март

Изменения в природе весной.

8.

Путешествие в космос.

Апрель

22 апреля - День Земли.

9.

Викторина «Загадки природы».

Май

Весенние секреты. Акция «Чистая роща».

2016-2017 учебный год

Тема занятия

Месяц

1.

Лесной дом и его обитатели (Кто живет в лесу?).

Сентябрь

Путешествие в город «Огород».

2.

Экскурсия «Удивительный лес»

Октябрь

Дети леса: грибы, ягоды.

3.

Домашние животные - друзья человека.

Ноябрь

Кто главный в лесу.

Живые цепочки.

4.

Как вести себя в природе.

Декабрь

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений.

5.

Путешествие в город «Экоград».

Январь

Жизнь в море и океане.

Охрана морей.

6.

Оформление фотовыставки

«Природа Родины моей»

Февраль

Час чтения рассказов о природе и животных.

7.

Комнатные растения. Уход за ними.

Март

Угроза исчезновения животных.

Создание красной книги.

8.

Акция «Чистый двор».

Апрель

Посадка цветочной рассады.

9.

Акция «Чистая роща».

Май

Кто на земле самый большой и самый маленький?

Каких животных следует опасаться в лесу?

2017-2018 учебный год

Тема занятия

Месяц

1.

Судьба природы - наша судьба.

Сентябрь

Мы - гости леса, а не хозяева.

2.

Лес в жизни человека.

Октябрь

Почему белые медведи не живут в лесу?

За что белого мишку выгнали в Красную книжку?

3.

Береги лес от пожара

(конкурс рисунков, плакатов).

Ноябрь

«По лесным тропинкам» (викторина о лесе).

4.

Луг - царство трав.

Декабрь

Путешествие в «Зеленую аптеку».

Тайны царства насекомых.

5.

«Рада скатерть хлебушку, он на ней,

как солнышко».

Январь

«Поле и человек», знакомство с трудом

людей и их профессиями.

6.

Могут ли овощи нанести вред нашему здоровью?

Февраль

Чтение книг о природе и животных

(Экологическая энциклопедия).

7.

Вода и жизнь. Охрана воды.

Март

Природа - наш дом.

8.

Охрана растений и животных водоёмов.

Апрель

Путешествие по лесу.

9.

Благоустройство школьной территории, участие в

выращивании рассады для школьной клумбы.

Май

Акция «Чистый парк».

Растения Омской области.

2017-2018 учебный год

Тема занятия

Месяц

1.

Царь ли природы человек.

Сентябрь

Планета Земля - наш общий дом.

Исчезающая красота - путешествие

по страницам Красной книги.

2.

Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Октябрь

Воздух и его охрана.

3.

Солнечные лучики (роль Солнца в жизни

растений, животных, человека).

Ноябрь

«Голубая рубашка» планеты Земля.

Красавец Иртыш. Выставка творческих работ

«Подарки щедрой осени»

4.

«Зимой и летом одним цветом»

(ель в жизни человека).

Декабрь

В царстве Берендея.

5.

Все растения важны, все растения нужны.

Январь

Конкурс чтецов «Экологический колокол».

6.

Огонь - спутник и помощник человека.

Февраль

Пожар - стихийное бедствие.

7.

Жалобная книга природы.

Март

Заочное путешествие по заповедникам

нашей страны.

8.

Игра «Экологическое ассорти».

Апрель

Акция «Чистый двор». Экологический субботник.

Акция «Посади цветок».

9.

Экскурсия в краеведческий музей.

Май

Помощь взрослым в выращивании рассады

для пришкольной территории

Красное лето - яркая пора природы.

Использованная литература:

  1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: «ТГАСУ» 2008.

  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М:«Вентана-Граф», 2007.

  3. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат», 1989.

  4. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: «Всемирный следопыт», 1998.

  5. Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

  6. Зверев А.Т. Экология. - М: «ОНИКС», 2005.

  7. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: «Армпресс», 2003.

  8. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение», 1991.

  9. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: «Агрос» 2007.

  10. Иванова Г. В судьбе природы - наша судьба. - М: «Художественная литература», 1990.

  11. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт», 2005.

  12. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир», 2000.

  13. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель», 2007.

  14. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития», 1998.

  15. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: «Лесная промышленность», 2003.

  16. Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000.

  17. Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // «Начальная школа». - 1998. №6. С. 26-28.

  18. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: «Новая школа», 2006

  19. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: «Новая школа», 2014.

  20. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2000.


© 2010-2022