Образовательная программа курса Художественное вязание

Предлагаемая программа предусматривает обучение вязанию, позволяющему выполнить большой ассортимент изделий.         В кружке обучающиеся не только научатся выполнять вязаные изделия, но и познакомятся с историей вязания, с художественным украшением изделий, с нитями и свойствами полотна, а также научатся готовить пряжу к работе, изготовлять из нее различные сувениры, правильно обращаться с    вязаными изделиями - работая по этой программе обучающиеся могут осваивать учебный материал  как при по...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качество подготовки выпускников как следствие диагностики планируемых результатов. (27.09.2013)

Основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной образовательной программы. Система оценки достижения планируемых результатов выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

В письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 21.10.98 № 04-51-73ин/25-01) говорится, что «под качеством образования понимается комплексная характеристика процесса и результатов обучения, отражающая содержание, уровень и качество подготовки выпускников образовательного учреждения»

Из определения следует, что качество образования - это характеристика только одной из составляющих образования, а именно: обучения. Если исходить из того, что обучение - это процесс овладения знаниями, умениями, навыками, то качество образования следует рассматривать как интегративную характеристику совокупности знаний, умений и навыков обучающихся.

Однако в дополнительном образовании детей, сущностная (качественная) определенность которого состоит в неразрывном единстве процессов обучения, воспитания и развития ребенка, результативность образования связана не только с получением детьми конкретных предметных знаний и практических навыков, но и с развитием многообразных личностных качеств ребенка. В числе этих качеств - организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные (способность к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию), коммуникативные (навыки бесконфликтного общения, способность к сотрудничеству) и т.д. Поэтому в данной сфере понятие «качество образования» должно, как мне кажется, употребляться в более широком, чем в системе общего образования, «личностно-гуманитарном» контексте. Можно сказать, что качество образования в системе дополнительного образования детей - это комплексная характеристика процесса и результатов обучения, воспитания и развития детей, отражающая полноту выполнения дополнительных образовательных программ и результативность образовательной деятельности обучающихся. Компетенции выпускников у нас в МБОУ ДОД отражены в модели выпускника.

Отсутствие в системе дополнительного образования детей образовательных стандартов часто трактуется как серьезное достижение этой системы, обеспечивающее ничем не ограниченный простор для творчества и педагога, и ребенка. Однако это же обстоятельство крайне затрудняет, если не сказать резче - почти исключает - осуществление объективной оценки уровня подготовки детей, обучившихся по той или иной дополнительной образовательной программе. Дело в том, что реально достигнутые детьми результаты обучения приходится соотносить только с теми показателями качества, которые заложены самим педагогом в его программе в качестве ожидаемых результатов. Я работаю по трем образовательным программам и в каждой из них прописаны планируемые результаты. Отслеживание качества этих результатов происходит на протяжении всего учебного процесса. Происходит оно в качестве входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации, а также текущей аттестации после каждой пройденной темы и методом наблюдения. Формы таких аттестаций различные. Это и игровые программы, и конкурсы инструкторов, и компьютерное тестирование, и так далее. После каждой аттестации я провожу индивидуальную работу с обучающимися или делаю корректировку образовательной программы, если в этом есть необходимость. Работа эта ведется ежегодно, т.е. в системе. Аттестацией я выявляю усвоение обучающимися материала образовательной программы. А вот уровень результатов воспитания и развития детей отслеживается диагностикой - уровень воспитанности. В эту диагностику входят все разделы, которые есть в модели выпускника. Проводится она 2 раза в год - в начале и в конце учебного года. Для того чтобы заполнить эту диагностику, я провожу с обучающимися тесты на выявление самооценки, творческих навыков и так далее. Такие разделы: как, например - готовность подарить свою работу другим - отслеживаю методом наблюдения.

Когда понятие «качество» употребляется в сочетании с терминами, отражающими ту или иную предметную область, то оно характеризует не только специфическую особенность этой предметной деятельности, но и уровень, степень развития (степень совершенства) того или иного объекта или процесса. В этом - втором - аспекте оно приближается по своему значению к понятию «результат» (итог деятельности, показатель мастерства). Показатель мастерства в моем объединении можно отследить на обучающихся, работающих по программе «Фантазии из пряжи». Они занимаются проектной деятельностью. На каждого обучающегося составлен индивидуальный образовательный маршрут. Мой интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обусловлен необходимостью организации таких форм и методов образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению обучающегося в образовательном процессе, обеспечивая становление его личностных достижений. Кроме этого планируем результат совместно с ребенком. Чаще всего этот результат направлен на участие в выставках, конкурсах различного уровня. По своему опыту знаю, что участие в выставках очень стимулирует обучающихся. Занимаясь проектной деятельностью, обучающийся не только самостоятельно осваивает новые знания, но и становится всесторонне развитым ребенком. Все изменения в развитии фиксируются в индивидуальных карточках, а все достижения - личных карточках. Такие карточки есть на каждого обучающегося. В 2012-2013 году на каждого обучающегося, занимающегося по программе «Фантазии из пряжи», я завела тетрадь успешности в которую входит индивидуальный план развития «Хочу быть успешным». В этих планах дети учились самостоятельно анализировать свою работу. На начало учебного года кружковцы самостоятельно не могли ответить ни на один вопрос. Так как выполнение проектов было запланировано на весь учебный год, то отслеживание (диагностирование) выполнения этапов проекта велось в течение всего учебного года. Конечно, первое время мне приходилось сидеть индивидуально с каждым обучающимся во время самоанализа выполненной работы. Результат - в конце учебного года самоанализ обучающихся практически совпал с анализом педагога. Я оценивала своих выпускников в сравнении с моделью выпускника, которую вы видите на экране и по количеству призовых мест в конкурсах и выставках различного уровня.

Таким образом, качество подготовки выпускников напрямую зависит от диагностики планируемых результатов. Поэтому диагностику надо проводить постоянно, т.е. в системе.


© 2010-2022