ПроектОбучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Самарской области

ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия Наяновой»


Итоговая работа по программе вариативного блока курсов повышения квалификации по теме:

««Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».




Проект выполнила:

Хабибуллина М.А.

учитель ГБОУ СОШ с. Пестравки


















Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».


Методология проекта.

При организации инклюзивного обучения я опираюсь на идеи А.Г. Асмолова, который рассматривает образование как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути. А также на труды ученого-психолога Л.С.Выготского, определяющий личную деятельность ученика, как основу учебно-воспитательного процесса. «Школа должна окутать ребенка тысячами социальных связей, которые помогли бы в выработке нравственного характера».

Методологическую основу модели инклюзивного воспитательного пространства школы составляют два подхода: личностно ориентированный и средовой. Личностно-ориентированный подход провозглашает человека в качестве основополагающей ценности, которая не зависит от его способностей и достижений. Средовой подход помогает формировать социальный тип и развивать личностную индивидуальность.

Ценностные ориентиры учебно-воспитательного процесса в инклюзивном образовательном пространстве следующие:

  • Взаимное уважение

  • Толерантность

  • Осознание себя частью сообщества

  • Предоставление возможностей для развития навыков и талантов для конкретного человека

  • Взаимопомощь

  • Возможность учиться друг у друга

  • Возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.


Основные приоритеты и направления деятельности

  • Организация работы по осуществлению Здоровье - сберегающей деятельности

-физминутки;

-динамические паузы;

-прогулки на свежем воздухе, экскурсии;

-зарядкаэ



  • Организация работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

-разработка и реализация индивидуально ориентированных и групповых коррекционных, развивающих, профилактических программ;

-разработка, реализация и коррекция индивидуального образовательного маршрута, программы сопровождения ребенка с ОВЗ;

-мониторинг динамики развития детей с ОВЗ

  • Социализация детей с ОВЗ

-организация кружковой, факультативной, секционной и т.д. работы

-организация работы по социально-бытовой ориентации вне рамок учебной деятельности;

-организация конкурсов, праздников, фестивалей, экскурсий

  • Организация работы с социальным окружением ребенка с ОВЗ

-Работа с родителями (законными представителями) - консультации, родительские собрания, лектории, клубы, семинары и т.д.;

-Работа с детьми;

Цель: включение детей с ОВЗ в образовательное пространство, которое способствует развитию личности ребенка и её социализации; удовлетворение потребностей (физических, интеллектуальных, социальных, духовных) детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Изучить и приобрести специальную методическую и учебную литературу для работы с детьми ОВЗ.

  2. Составить и скорректировать адаптированные, образовательные программы.

  3. .Пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

  4. Создать веб-страницу «Особые дети» на своем сайте.

Ожидаемый результат: освоение учебных программ детьми с ОВЗ.

Этапы реализации проекта:



  1. Подготовительный: 2013-2014г.

  2. Основной: 2014-2015 г.

  3. Заключительный:2015-2016г.

Реализация проекта.

1. Изучение основных понятий.

Инклюзивное (интегрированное) обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: риски и перспективы.

В нашей стране в последнее время значительно вырос интерес к детям с ограниченными возможностями здоровья и их включением в образовательную среду.

Такой процесс включения получил название инклюзивного или включенного образования.

С точки зрения инклюзии (включения), система образования должна быть ответственна за обучение всех детей, независимо от состояния их здоровья, способностей и возможностей. Школа не имеет права выбирать себе учеников. Ученики имеют право обучаться вместе со всеми

Термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития каждого ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Следует разграничить понятия интегрированное и инклюзивное обучение.

Интегрированное обучение: система неизменна, ребенок либо адаптируется к ней, либо становится для нее неприемлемым.

Инклюзивное обучение: все дети разные, все дети могут учиться, но при данном обучении система адаптируется к потребностям ребенка.

Плюсы и минусы инклюзивного (интегрированного) обучения:

  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми,

  • •Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями, Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения,

  • •Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей с ОВЗ, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество,•Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки специалистами,Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • Отсутствие гибких образовательных стандартов,

  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка,

  • •Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии,Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ

Для организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ учитывается:

  • Учет соматического состояния здоровья.

  • Учет особенностей познавательной деятельности детей.

  • Обеспечение ППМС сопровождения специалистами разного профиля, подбор педагогических кадров, способными осуществлять интегрированное обучения детей с разными образовательными потребностями.

  • Установление положительного психологического климата в интегрированном обучении в классе.

  • Установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОМНИТЬ:

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

2. Составление адаптированных рабочих программ.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Пестравка

муниципального района Пестравский Самарской области

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического заместитель директора Директор ГБОУ СОШ

объединения по УВР с. Пестравка

учителей русского языка / ____/ Уколова И.В. /______/Казачкова Л.А.

и литературы

Протокол №_____ «____»______2013 г.

«____»______2013 г.

Руководитель:_____

/_______________/



Адаптированная рабочая программа

по предмету «Чтение и развитие речи»

класс 5

2013-2014 учебный год





Ф.И.О. учителя: Хабибуллина М. Г.









с. Пестравка

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа курса «Чтение и развитие речи» в 5 классе разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011 г. составлена для учащегося 5 класса СКОУ VIII вида.

При составлении данной адаптированной программы учитывались принципы коррекционно - развивающего обучения: принцип индивидуального подхода в обучении, принцип продуктивной обработки информации, принцип мотивации к учению, так как ученик имеет: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Программа направлена на достижение планируемых результатов.

Данная адаптированная программа для учащихся с ОВЗ, занимающихся индивидуально в 5 классе по программе СКОУ 8 вида определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.

.Изучение курса « Чтение и развитие речи» является актуальным, поскольку помогает школьнику понимать жизнь окружающего мира, чтобы в дальнейшем правильно адаптироваться в современном обществе, способствует развитию воображения, творческого мышления, воспитывает настойчивость, объективность.

На изучение предмета выделено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. В связи с этим внесены изменения в распределение часов по разделам программы.

1. Целью изучения курса является:

- разностороннее развитие личности учащихся,

- обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое и умственное воспитание.

- помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

- готовит учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

- через принцип коррекционной направленности обучения способствует исправлению недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения предметом.

- воспитывает формирование таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

2. Задачи курса:

- формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности, на основе понимания читаемого материала.

- развитию речи и мышлению учащихся.

- учить отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;

- устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;

- делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Сроки реализации программы:

I четверть - 18 уроков (9 недель)

II четверть - 14 урок (7 недель)

III четверть - 20 уроков (10 недель)

IV четверть - 16 уроков (8недель)

3. Изменения, внесенные в программу.

Некоторые темы изучаются менее подробно, чем того требует основная программа.

Содержание данной адаптированной программы носит коррекционно- образовательный характер.

Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как проблемное обучение, технология развивающего обучения, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся.



В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:

. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

В содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Изучаемые произведения:

I. Устное народное творчество.

Считалки, заклички - приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка».

II. Картины родной природы.

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по - своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов - Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

III. О друзьях - товарищах.

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Я. Аким «Твой друг».

IV. Басни И. Крылова.

И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».

V. Спешите делать добрые дела.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

О. Бондарчук «Слепой домик».

В. Осеева «Бабка».

А. Платонов «Сухой Хлеб».

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».

Р. Рождественский «Огромное небо».

VI. О животных.

Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».

С. Михалков «Будь человеком».

VII. Из прошлого нашего народа.

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

VIII. Из произведений зарубежных писателей.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки).

М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2 ч.

II. СКАЗКИ

7 ч.

III. КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

11 ч.

Лето

5

Осень

6

IV. О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

5 ч

V. БАСНИ И. КРЫЛОВА

2 ч.

VI. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

6 ч.

VII. КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

15 ч.

Зима

5

Весна

10

VIII. О ЖИВОТНЫХ

7 ч.

IX. ИЗ ПРОШЛОГО НАШЕГО НАРОДА

7 ч.

X. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

4 ч.

XI. РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ

2 ч.

Предполагаемые результаты изучения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Для умственно отсталых детей в средних классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

1) овладеть навыками правильного, беглого и выразительного
чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
произведений русских и зарубежных классиков и современных пи
сателей;

2) получить достаточно прочные навыки грамотного письма на
основе изучения элементарного курса грамматики;

3) научиться правильно и последовательно излагать свои мыс
ли в устной и письменной форме;

4) быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.



Система оценки достижений учащихся

Оцениваются и анализируются устные ответы учащегося.



Учащийся должен выучить наизусть следующие произведения:

И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

наизусть 6-10 стихотворений.

Критерии оценки знаний учащихся.



При оценке устного ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения литературоведческих понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.







7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В процессе изучения предмета «Чтение и развитие речи» учащиеся осваивают информационные технологии и, в свою очередь, используют информационные технологии для изучения данного предмета. Это позволяет ставить и решать сложные и актуальные задачи развития учащегося, его интеллектуального, творческого потенциала, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы \ под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: «Просвещение», 2010 г.

  2. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» / автор-составитель З.Ф. Малышева. - М.: «Просвещение», 2009.

  3. Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е. Прокопьенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - серия «Коррекционное обучение».

Образовательные электронные ресурсы:

gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Электронные средства (презентации) по следующим темам:

1

История загадки

2

Русские народные сказки

3

Басни И. Крылова

4

Лето в картинах русских художников

5

Осень в картинах русских художников

6

Зима в картинах русских художников

7

Весна в картинах русских художников

8

Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(68 часов)

Раздел

урока в разделе

Тема урока

Дата

I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)

Устное народное творчество

(2 ч.)

1

Считалки, заклички-приговорки (тематика). Язык потешек.

2

Пословицы и поговорки (тематика). Загадки. История загадки.

II. СКАЗКИ (7 часов)

Народные сказки

(5 часов)

1

Русская сказка «Никита Кожемяка»: борьба добра и зла.

2

Правда и вымысел в талафарской сказке «Как наказали медведя».

3

Башкирская сказка «Золотые руки»: секреты жанра.

4

Построение русских сказок «Морозко» и «Два Мороза».

5

Характеры сестёр в татарской сказке «Три дочери».

Авторские сказки

(2 часа)

1

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок). Красота и характер царицы и царевны.

2

Образы животных и образы природы в сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

III. КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (11 часов)

Лето (5 часов)

1

Г. Скребицкий «Июнь»: главные приметы лета.

2

И.Суриков «Ярко солнце светит»: картины родной природы.

3

Единство человека и природы в рассказе А. Платонова «Июльская гроза».

4

Символ России в стихотворении А. Прокофьева «Берёзка».

5

Настроение стихотворения Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату...»

Осень (6 часов)

1

По Г. Скребицкому «Сентябрь»: народный календарь.

2

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»: картины золотой осени.

3

Красота природы в стихотворении К. Бальмонта «Осень».

4

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать»: взаимоотношения людей и природы.

5

По В. Астафьеву «Осенние грусти»: осенняя радость и осенняя грусть.

6

Настроение стихотворения И. Бунина «Первый снег».

IV. О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ (5 часов)

О друзьях-товарищах

(5 часов)

1

Ю. Яковлев «Колючка»: характеры героев.

2

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»: благородное сердце маленького рыцаря.

3

Понимание дружбы в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

4

В. Медведев «Фосфорический мальчик»: характеристика героев.

5

Картины школьной жизни в рассказе Л. Воронковой «Дорогой подарок».

V. БАСНИ И. КРЫЛОВА (2 часа)

Басни И. Крылова

(2 часа)

1

Басня И. Крылова «Ворона и лисица»: задача жанра.

2

Мораль в баснях И. Крылова «Щука и кот», «Квартет».

VI. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО (6 часов)

Спешите делать добро (6 часов)

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»: урок нравственности, данный Сашей Журавлёвым.

2

О. Бондарчук «Слепой домик»: вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи.

3

В. Осеева «Бабка»: ростки добра в душе Борьки и большая, светлая душа бабушки.

4

А. Платонов «Сухой хлеб»: детская душа перед вечными вопросами.

5

В. Распутин «Люся»: тяжелые воспоминания Люси.

6

Содержание и настроение стихотворений В. Брюсова «Труд», Р. Рождественского «Огромное небо».

VII. КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (15 часов)

Зима (5 часов)



1

Образы зимнего леса в стихотворениях Ю. Тютчева «Чародейкою зимою», К. Бальмонта «К зиме».

2

Г. Скребицкий «Декабрь»: изменения в природе.

3

Г. Скребицкий «Всяк по - своему»: как зайцы проводят зиму.

4

Настроение стихотворений С. Есенина «Поет зима - аукает…», «Берёза»: способность поэзии сделать человека добрее и красивее.

5

Настроение стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога».

Весна (10 часов)

1

Г. Скребицкий «Март»: первые приметы весны.

2

Настроения стихотворения А. Толстого «Вот уж снег…».

3

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»: сказка мамы о приходе весны.

4

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»: описание грача.

5

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»: детские забавы.

6

Картины природы в рассказе Г. Скребицкого «В весеннем лесу».

7

Картина ранней весны в повести А. Толстого «Весенние ручьи».

8

Настроение стихотворений А. Пушкина «Гонимы вешними лучами», А. Блока «Ворона», Е. Серова «Подснежник».

9

И. Соколов - Микитов «Весна»: лесные картинки.

10

Настроение стихотворений И. Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном», С. Есенина «Черёмуха душистая», Я. Акима «Весна, весною, о весне».

VIII. О ЖИВОТНЫХ (7 часов)

О животных

(7 часов)

1

М. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка»: подвиг мальчика.

2

А. Толстой «Желтухин»: трогательная дружба человека и птицы.

3

К. Паустовский «Кот Ворюга»: скрытая улыбка автора.

4

Б. Житков «Про обезьяну»: характеры и настроение героев.

5

Э. Асадов «Дачники»: отношение «добрых» людей к домашним питомцам.

6

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»: урок любви к живой природе.

7

Настроение и тема стихотворения С. Михалкова «Будь человеком».

IX. ИЗ ПРОШЛОГО НАШЕГО НАРОДА (7 часов)

Из прошлого нашего народа

(7 часов)

1

Беседа по содержанию глав из повести О. Тихомирова «Куликовская битва».

2

Беседа по содержанию глав «Рассказов о войне 1812 года» С. Алексеева.

3

Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок): настроение стихотворения, образы членов крестьянской семьи.

4

А. Куприн «Белый Пудель»: впечатление о героях, точка зрения автора.

5

А. Куприн «Белый Пудель»: впечатление о героях, приём противопоставления.

6

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью»: подвиг защитников Москвы.

7

Настроение стихотворения Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата.

X. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (4 часа)

Из произведений зарубежных писателей (4 часа)

1

События в романе В. Гюго «Гаврош». Характер главного героя.

2

Характеры и поступки героев в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

3

Приключения мальчика в романе С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

4

Особенности сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

XI. Повторение

1

Повторение по теме «Художественные особенности и темы рассказов и стихотворений о животных»

2

Итоговое повторение по теме «Картины родной природы: четыре времени года».

Итого:

68 часов



3. Работа с детьми ОВЗ.

Задачи:

1. Обеспечить успешное овладение образовательными программами.

2. Социализировать детей с ОВЗ в образовательном пространстве нашей школы.



ПроектОбучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве





ПроектОбучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространствеПроектОбучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве



Я на протяжении трех лет работаю с детьми ОВЗ, которые живут в Государственном учреждении Самарской области социально-реабилитационный центр «Звездочка» для несовершеннолетних села Пестравка. Большая часть воспитанников социально-реабилитационного центра имеют рекомендации ПМПК на обучение в специальном (коррекционном) классе и в настоящее время обучаются индивидуально по специальным (коррекционным) программам VIII вида в нашей средней обще­образовательной школе села Пестравка.

Обучение детей из реабилитационного центра и из обычных семей (22 учащихся) с различными нарушениями здоровья, имеющих узкий круг общения, испытывающих трудности в социальной адаптации и дефицит доброты со стороны общества, во многих случаях тре­бует не только особых условий пребывания в школе, но и специализированных методов обучения, позволяющих максимально эффективно достигать требуемых образовательных результатов.

Модель ученика (Критерии и Показатели)

Когнитивный (познавательный)

Уровень обученности в соответствии с требованием образовательного стандарта.

Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.

Ценностный

Максимальное снижение имеющейся социальной недостаточности.

Ориентация на активную жизненную позицию.

Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий через трудовое обучение.

Трудотерапия - как метод реабилитации и успешной социализации в обществе.

Овладение навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации.

Уровень воспитанности

Выработка положительных качеств в процессе воспитания и социализации.

Сформированность правильной оценки окружающих и самих себя.

Сформированность нравственного отношения к окружающим.

Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности.

Состояние здоровья Охрана и укрепление психофизического здоровья обучающихся.

Снижение уровня тревожности.

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Модель педагога, который может работать в инклюзивном образовательном пространстве должна иметь следующие черты:

Критерии

Показатели

Личностные критерии

Низкий уровень тревожности.

Адекватная самооценка.

Мотивация на достижение результатов в профессиональной деятельности.

Коммуникативные возможности Способность и склонность к педагогическому общению, способность к эмпатии, низкий уровень конфликтности.

Профессиональная деятельность

Профессиональная компетентность, знание спецпедагогики и спецпсихологии.

Активность, следование профессиональным нормам, отсутствие склонности к проявлению негативных реакций в профессиональной деятельности.

Умение обеспечивать эмоциональное благополучие и развитие обучающихся. Умение создать условия для социальной адаптации детей.

Обладание цивилизованным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья: толерантность, терпимость, забота.

Умение обеспечить условия развития каждому ребенку, адекватные его дефекту. Соблюдать щадящий охранительный режим.

Умение владеть методами своевременной диагностики и умением выбирать адекватные возможностям ребенка образовательные программы.

Способность вырабатывать трудовые навыки, ориентировать обучающихся на посильную трудовую деятельность, проводить профориентацию.

Умение проводить реабилитацию средствами образования при медицинском сопровождении, способствовать интеграции выпускников в современное общество.

4. Мониторинг и результат.

ПроектОбучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

© 2010-2022