Знамя Победы, классный час

Классный час «Знамя Победы«Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения». По внешнему виду Знамя Победы — это изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР, пред...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Память»

Слайд 2. Знамя Победы - штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на куполе здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.

Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения».

По внешнему виду Знамя Победы - это изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР, представляющий собой прикреплённое к древку однослойное прямоугольное красное полотнище размером 82 см на 188 см, на лицевой стороне которого вверху у древка изображены серебряные пятиконечная звезда, серп и молот, на остальной части полотнища добавлена надпись белыми буквами в четыре строки: «150 стр. ордена Кутузова II ст. идрицк. див. 79 C.К. 3 У. А. 1 Б. Ф.»[8] (150-я стрелковая ордена Кутузова II степени идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта), на обратной стороне полотнища в нижнем углу у древка - надпись «№ 5».

Традиция водружения штурмовых флагов зародилась в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в ходе наступательных действий при освобождении и взятии населённых пунктов.

6 октября 1944 года председатель Государственного комитета обороны СССР, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталин выступил на торжественном заседании Моссовета, посвящённом 27-й годовщине Октябрьской революции, на котором высказал идею водружения Знамени Победы:

«Советский народ и Красная Армия успешно осуществляют задачи, вставшие перед нами в ходе Отечественной войны … Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной Армией остаётся её последняя, заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».

9 апреля 1945 года в районе города Ландсберга на совещании начальников политотделов всех армий 1-го Белорусского фронта было дано указание о том, чтобы в каждой наступающей на Берлин армии были изготовлены красные флаги, которые могли бы быть водружены над Рейхстагом.

Слайд 2. В апреле 1945 года в 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, оказавшейся первой в центре Берлина, из простого красного материала по приказу командующего 3-й ударной армии генерал-полковника В. Кузнецова было изготовлено 9 штурмовых флагов (по количеству дивизий, которые входили в состав армии). Флаги были изготовлены по образцу государственного флага СССР в армейском доме Красной Армии под руководством его начальника майора С. Голикова. Знамёна были изготовлены из немецкого материала, взятого в одной из лавок Берлина. Звезда, серп и молот художником В. Бунтовым наносились от руки и через трафарет. Древки к штурмовым флагам изготовил киномеханик А. Габов. В ночь на 22 апреля штурмовые флаги были вручены от имени Военного совета 3-ей ударной армии представителям стрелковых дивизий. В их числе штурмовой флаг номер № 5, ставший Знаменем Победы.

В период боев не было определено, какое знамя и над каким зданием можно водрузить, чтобы оно стало Знаменем Победы. На обращение командования 1-го Белорусского фронта о главном объекте в Берлине, на котором следует водрузить Знамя Победы, Сталин указал Рейхстаг.

29 апреля начались ожесточённые бои в районе Рейхстага. Штурм самого здания, который обороняло более тысячи германских военнослужащих, начался 30 апреля силами 171-й (под командованием полковника Негоды А. И.) и 150-й (под командованием генерал-майора Шатилова В. М.) стрелковых дивизий. Первая попытка штурма, предпринятая утром, была отражена сильным огнём обороняющихся. Второй штурм был начат в 13-30 после сильной артиллерийской подготовки. 30 апреля 1945 года по всесоюзному радио, вещавшему также на зарубежные страны, прошло сообщение, что в 14 часов 25 минут над Рейхстагом водружено Знамя Победы. Основанием для этого стали донесения командиров частей, штурмовавших Рейхстаг. Так в донесении начальника штаба 150-й стрелковой дивизии полковника Дьячкова начальнику штаба 79-го стрелкового корпуса от 30 апреля указано: «Доношу, в 14.25 30.4.45 г., сломив сопротивление противника в кварталах северо-западнее здания рейхстага, 1 сб 756 сп и 1 сб 674 сп штурмом овладели зданием рейхстага и водрузили на южной его части Красное знамя…». В действительности к этому моменту советские войска ещё не захватили Рейхстаг полностью, а лишь отдельные группы смогли проникнуть в него. Данное сообщение стало причиной того, что в течение долгого времени в литературе история водружения Знамени Победы была искажена. Как отмечает А. Садчиков «Появление этого радиосообщения объясняется вовсе не идеологическими или политическими мотивами. Ошибку совершило командование той же 150-й стрелковой дивизии, которое поторопилось и преждевременно доложило наверх о своем "успехе". Когда военачальники разобрались в ситуации, изменить что-либо было уже невозможно. Новость стала жить своей жизнью».

В своих воспоминаниях командир 756-го стрелкового полка Герой Советского Союза Ф. М. Зинченко пишет: «Всему виной поспешные, непроверенные донесения. Возможность их появления была не исключена. Бойцы подразделений, залёгших перед Рейхстагом, несколько раз поднимались в атаку, пробивались вперёд в одиночку и группами, вокруг все ревело и грохотало. Кому-то из командиров могло показаться, что его бойцы если и не достигли, то вот-вот достигнут заветной цели».

Слайд 3. Только третий штурм Рейхстага увенчался успехом. Бой в здании продолжался до позднего вечера. В результате боя часть здания была захвачена советскими войсками, в разных местах Рейхстага были закреплены несколько красных знамён (от полковых и дивизионных до самодельных), и появилась возможность водрузить красное знамя на крыше Рейхстага.

Предназначенный для водружения над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, ставший Знаменем Победы, был установлен на крыше Рейхстага около трёх часов утра 1 мая. Он стал четвёртым по счету знаменем из установленных на крыше здания парламента. Первые три знамени были уничтожены в результате ночного дальнобойного немецкого артобстрела крыши рейхстага. В результате артобстрела был разрушен также стеклянный купол Рейхстага, остался только каркас. Но вражеская артиллерия не смогла уничтожить закрепленное на восточной крыше знамя, водруженное Берестом, Егоровым и Кантария.

Слайд 4. Командир батальона, штурмовавшего Рейхстаг, С. А. Неустроев в своих мемуарах пишет, что после полуночи (по местному времени) командир полка полковник Зинченко приказал М. Егорову и М. Кантария немедленно идти на крышу Рейхстага и на высоком месте установить штурмовой флаг. Замполиту батальона лейтенанту А. Бересту было приказано возглавить выполнение боевой задачи по установке флага. Первоначально - около трёх часов ночи - Знамя было установлено на фронтоне главного входа Рейхстага - на восточной части здания - и прикреплено к конной скульптуре Вильгельма I.

В документальном фильме «Знамя Победы» полковник Ф. М. Зинченко вспоминал: «Я подозвал Егорова и Кантария к окну. Видите купол? Вот там должно быть знамя.»; С. А. Неустроев добавил: «Чтобы было надёжно, решили послать Береста. Он дойдёт обязательно - мощный, сильный, волевой. Если что случится с Егоровым и Кантария, он доберётся». Участвовавший в съёмках фильма Кантария вспоминал: «Нам сказали - знамя прикрепите к колонне. Через некоторое время была поставлена другая задача - Бересту, мне и Егорову пробираться на купол рейхстага. Задача Береста - охранять Егорова и Кантария. Мы пробрались на крышу. Показали знамя, чтобы все видели».

Слайд 5. В полдень 1 мая Знамя Победы с борта самолета По-2 сфотографировал фотокорреспондент газеты «Правды» В. А. Тёмин. Этот снимок обошёл газеты и журналы десятков стран мира. Летчик И. Ветшак впоследствии вспоминал: «В связи с очень сложной обстановкой нам, к сожалению, удалось всего только раз пролететь вблизи Рейхстага, где развевался красный флаг. Вот так и появился этот единственный снимок»].

В соответствии с договором с союзниками, район Берлина, в котором находился рейхстаг, становился оккупационной зоной Великобритании. Поэтому вскоре, в связи с передислокацией соединений 3-й ударной армии, Знамя Победы было снято с купола рейхстага. Вместо него было поставлено большое красное знамя. В донесении Военному Совету 3-й ударной армии от Перевёрткина, говорится:»Знамя, водружённое над Рейхстагом 30 апреля 1945 года, я приказал хранить и прошу ходатайства перед Маршалом Советского Союза тов. Жуковым, чтобы делегация Первого Белорусского фронта, 3-й ударной армии и 79-го стрелкового корпуса смогли лично вручить это знамя победы в Кремле или в другом месте нашему Великому вождю, любимому Маршалу Иосифу Виссарионовичу Сталину».

В дальнейшем Знамя Победы находилось в штабе 756-го стрелкового полка, потом хранилось в политотделе 150-й стрелковой дивизии до 19 июня. В этот день по распоряжению начальника политотдела дивизии на полотнище была сделана надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идриц. Див.» Надписи: «79 Ск» и «3 УА 1 БФ» были сделаны в этот же день, после того как маршал Жуков распорядился о доставке Знамени в Москву на Парад Победы.

20 июня 1945 года мы в сопровождении начальника политотдела 150-й дивизии подполковника Артюхова приехали в штаб 79-го стрелкового корпуса, где нас встретил начальник политотдела корпуса полковник Крылов. Проверяя боевую характеристику Знамени Победы, полковник развернул знамя и помрачнел. На чистом до того поле появилась надпись: «150 стр. ордена Кутузова II ст. Идрицк. див.»

Крылов пристальным взглядом, в упор посмотрел на Артюхова и спросил: «Кто вам дал право писать это?» И он ткнул пальцем в цифру 150. Артюхов понял, что самовольные действия командования дивизии надо как-то оправдать, и предложил Крылову не смывать и не стирать надпись, а добавить: «79 стр. корпус, 3 Ударная армия, 1 Белорусский фронт». Но места на знамени осталось мало, поэтому написали сокращенно: «79 ск, 3 уа, 1 Бф». Когда Крылов увидел на знамени цифру 79, он остался доволен. И конфликт был улажен.

Слайд 6. Проводы Знамени Победы в Москву состоялись 20 июня 1945 года на берлинском аэродроме «Темпельхоф». Эти проводы сопровождались участниками штурма Рейхстага С. А. Неустроевым, К. Я. Самсоновым, И. Сьяновым, М. Егоровым и М. Кантария. На Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве Знамя было встречено помощником коменданта Москвы полковником Н. Гребенщиковым. Роту почётного караула возглавил капитан В. И. Варенников. Три Героя Советского Союза - знаменосец гвардии старший сержант Ф. А. Шкирёв, ассистенты гвардии старшина И. П. Папышев и гвардии старший сержант П. С. Маштаков - составили знаменную группу.

Знамя Победы должны были пронести по Красной площади на Параде Победы. Для этой цели специально тренировался расчет знаменщиков в составе знаменосца Неустроева и его ассистентов Егорова, Кантария и Береста. Однако у предполагаемого знаменосца Неустроева к 22 годам было пять ранений, а ноги повреждены. В связи с этим, а также в связи с тем, что участниками расчета был продемонстрирован недостаточный уровень строевой подготовки, при том, что назначать других знаменосцев не представлялось возможным и было уже поздно, маршал Г. К. Жуков принял решение - Знамя не выносить. Поэтому, вопреки распространённому мнению, на Параде Победы Знамени не было

По распоряжению Главного политуправления Советской Армии от 10 июля 1945 года Знамя Победы было передано в Центральный музей Вооружённых сил СССР на вечное хранение.

Слайд 7. После 1945 года Знамя выносилось в 1965 году - по случаю 20-летия Победы. Знаменосцами Парада Победы 9 мая 1965 года были: полковник К. Самсонов, сержант М. Егоров, младший сержант М. Кантария. До 1965 года в прежнем здании музея экспонировалось подлинное Знамя Победы. Но впоследствии для обеспечения сохранности реликвии оно было заменено на копию (дубликат), с точностью повторяющий подлинник Знамени Победы. Подлинник до 2011 года находился в хранилище знаменного фонда. Знамя Победы запрещено хранить в вертикальном положении из-за хрупкости сатина, из которого сделан флаг. В связи с этим Знамя было уложено горизонтально и до 2011 года было покрыто специальной бумагой. Как сообщил хранитель Знамени А. А. Дементьев, из древка Знамени были выдернуты девять гвоздей, которыми в 1945 году к нему прибили полотнище (головки их стали ржаветь и травмировать ткань). В 1990 году Знамя вывозилось в Белоруссию и на Украину под лозунгом «Нас объединяет Знамя Победы!». В 2000-х годах подлинное Знамя Победы также было показано на съезде музейных работников России. На это мероприятие был вызван почетный караул из Президентского полка. По словам Дементьева, экспонировавшаяся в стеклянной витрине музея копия (дубликат) «стареет <…> точно так же, как историческое героическое полотнище». В 2003 году Знамя в течение 10 дней находилось в Санкт-Петербурге.

8 мая 2011 года в Центральном музее Вооруженных сил РФ был открыт зал «Знамя Победы», в котором было размещено подлинное Знамя Победы. Для экспонирования Знамени Победы было спроектировано специальное выставочное оборудование. Знамя было размещено в стеклянный куб, поддерживаемый металлическими конструкциями, выполненными в виде направляющих рельсов для снарядов к реактивной установке БМ-13 «Катюша». В основании конструкции - стеклянные витрины в виде разрушенной свастики, в которых размещены 20 тысяч экземпляров железных крестов, предназначавшихся для награждения германских военнослужащих за взятие Москвы, германские военные знамена, оружие противника, документы, в том числе копия плана «Барбаросса».

Слайд 8. Во́ин-освободи́тель» - монумент в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). В мемориале захоронено около 7000 советских воинов, из общего числа 75 000 павших при штурме Берлина. Известны имена около 1000 из них. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров. Вес - 70 тонн.

Слайд 9. Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.

Скульптор Е. Вучетич работал над созданием макета памятника «Воин-освободитель».В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч.Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945-1993) - дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».Существует три версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.

Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.

По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды - в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.

Слайд 10.Тре́птов-парк (нем. Treptower Park) - знаменитый берлинский парк, расположенный в восточной части города на берегу Шпрее в районе Альт-Трептов в округе Трептов-Кёпеник, пандан расположенному в западной части Берлина .

Слайд 11. Ю́рий Бори́сович Левита́н (наст. Юдка Беркович Левитан) (19 сентября (2 октября) 1914, Владимир- 4 августа 1983, Бессоновка, Белгородская область) - с 1931 года диктор Всесоюзного радио, диктор Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Народный артист СССР (1980). Член ВКП(б) с 1941 года. Обладатель редкого по тембру и выразительности голоса.

Слайд 12. Юрий Борисович Левитан родился 19 сентября (2 октября) 1914 года во Владимире, в еврейской семье. Его отец Борис Семёнович (Бер) Левитан работал в артели портным, мать Мария Юльевна была домохозяйкой. В детстве его прозвали «Трубой» - за зычный голос. Мамы запропастившихся на прогулке мальчишек просили Юру покричать их сорванцов по имен и - эффект был как от мегафона, далеко окрест слышалось раскатистое: «Ва-ася! (Миша, Толя и т. д.) Домо-ой!».

Слайд 13. Но даже с учётом всех природных данных и талантов Левитана, судьба его могла сложиться совсем иначе, если бы не Сталин, услышавший однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире передовицу «Правды». Вождь немедленно позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его завтрашнего доклада на открывающемся XVII съезде партии должен прочесть «этот голос».

Слайд 14. Осенью 1941 Левитан был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург) вместе с диктором О. С. Высоцкой. Вести вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно - все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.

Слайд 15. По-своему «оценил» мастерство диктора Адольф Гитлер. Он объявил Левитана своим личным врагом № 1 (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин) и требовал «повесить его первым, как только вермахт войдет в Москву». Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам - в 250 тысяч) . Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» днем и ночью охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности - чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.

Слайд 16. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе.

Слайд 17. Скульптура «Родина-мать зовёт!» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.[источник не указан 108 дней]

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

По разным данным, прообразом скульптуры выступали: Пешкова Анастасия Антоновна[1] (выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года)[2], Валентина Изотова[3], Екатерина Гребнева[4]. Также существует мнение, что статуя была смоделирована наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 тысяч тонн).

Слайд 18. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Слайд 19. Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали - а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы - 60 миллиметров, до 1999 года - 33 миллиметра, с 2000-2008 - 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва"» Александр Величкин.

Слайд 20. Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959-1967).

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук К. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 - по числу дней Сталинградской битвы - гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 м.

Слайд 21. Скорбящая мать.

Слайд 22. Могила маршала Чуйкова Чуйков Василий Иванович (1900-1982), военачальник, Маршал Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1944, 1945).

Чуйков Василий Иванович - Почётный гражданин города-героя Волгограда. … Он скончался в 1982 году и по завещанию был похоронен в Волгограде, на Мамаевом кургане, вместе с однополчанами 62й армии, погибшими в боях за этот город во время Великой Отечественной.

© 2010-2022