- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сохраним своё здоровье (рекомендации для учителей)
Сохраним своё здоровье (рекомендации для учителей)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вахтикова Г.С. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Памятка для педагогов
«Сохраним своё здоровье»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Здоровье педагога - важная составляющая образовательной среды любого учебного заведения.
Задачи охраны и укрепления здоровья учащихся могут успешно решаться только в том случае, если педагог сам будет обладать психическим и соматическим здоровьем.
Есть такое определение «профзаболевание». И всё, в общем-то, понятно: кроме зарплаты и трудовых успехов твоя любимая (или вынужденно-необходимая) профессия дарит всевозможные «подарки» твоему здоровью. Если это считать естественным и не принимать никаких мер, то на пенсии вы об этом пожалеете. Потому что вместо отдыха на берегу, будете сидеть в очереди к докторам. Поэтому, даже если вы считаете, что совершенно здоровы, самое время подумать о будущем.
Мини - тест он призван помочь обнаружить симптом стрессового состояния. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.
-
Легко ли Вы раздражаетесь?
-
Считаете ли Вы, что даже ближайшие коллеги по работе относятся к Вам недоброжелательно?
-
Кажется ли Вам, что у Вас плохая память?
-
Полагаете ли Вы, что начальник Вас недооценивает?
-
Случается ли Вам просыпаться на два часа раньше срока?
-
Бывает ли у Вас беспричинный страх?
-
Случается ли Вам испытывать острую потребность в алкоголе, никотине или … шоколаде?
-
Бывает ли, что желание поработать у Вас возникает только в конце дня?
-
Замечаете ли Вы у себя повышенный, или наоборот, ослабленный аппетит?
-
Случалось ли Вам слышать от близких, что мышление - враг расслабления?
Если на эти вопросы как минимум в двух случаях даны положительные ответы, то проявляются симптомы стрессового состояния.
Стресс и психологическое напряжение
Стресс - это внутреннее сопротивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействующие на него.
Запомните, главным источником стресса является наше восприятие происходящих в жизни событий.
Снижаем психофизические факторы усталости.
-
Во время работы не следует постоянно стоять или сидеть. Необходимо двигаться для оживления кровотока.
-
Чрезмерное подгибание ног под сиденье стула неблагоприятно для ног, кровотока. Запретите себе класть ногу на ногу.
-
Большое значение для предупреждения радикулита, остеохондроза имеет правильная осанка. Поэтому стоять или работать сидя следует с выпрямленной спиной.
-
Одежда, галстук, ремень и браслет часов (полезнее кожаный ремешок), не должны быть тугими, чтобы не ухудшать кровоток.
-
Очень вредны постоянная спешка, состояния, требующие одновременного выполнения нескольких дел. Поспешайте неспеша.
СТАДИИ ИЛИ ФАЗЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие
(чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов)
б) Истощение
(чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев)
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, пациентам, ученикам
(потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям)
б) По отношению к остальным окружающим
(отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки)
в) По отношению к профессиональной деятельности
(нежелание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой)
г) Возрастание требований
(потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть)
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия
(постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии)
б) Агрессия
(защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением)
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта
(снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; ригидность мышления, отсутствие воображения)
б) Мотивационная сфера
(отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции)
в) Эмоционально-социальная сфера
(безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука)
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета
(бессонница, повышение давления, тахикардия, боли и расстройства; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя)
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка
(чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние)
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА НЕОБХОДИМО:
-
применять лечебно-оздоровительные упражнения:
-
упражнения для позвоночника
-
упражнения для осанки
-
упражнения для шейного отдела позвоночника
-
-
следить за своим физическим здоровьем:
-
-
полноценное питание
-
достаточный сон
-
соблюдение правил личной гигиены
-
режим труда и отдыха
-
занятия спортом
-
-
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
-
-
позитивное мышление
-
оптимизм
-
управление эмоциями
-
доброжелательное отношение к людям
-
любовь к себе
-
РЕКОМЕНДАЦИИ
-
Начинайте каждый день с чувством радости.
-
Поддерживайте это состояние в течение дня.
-
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
-
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
-
Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
-
Питайтесь регулярно и разнообразно.
-
Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
-
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
-
Не переедайте на ночь.
-
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
-
Занимайтесь физическими упражнениями.
-
Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
-
Любите свою душу и тело.
-
Старайтесь окружить их комфортом.
КАК СТАТЬ СВОБОДНЫМ
1 Признайте, что существует проблема, которую вы не можете решить при помощи ресурсов и информации, имеющихся у вас на сегодня.
2 Изучите реальные причины вашей проблемы.
3 Прекратите перекладывать вину за ваши проблемы на других.
4 Будьте готовы просить о помощи.
5 Научитесь ощущать полноту своих чувств, и правильно выражать все ваши чувства.
6 Предпринимайте шаги, направленные на более полное внутреннее осмысление своих чувств, мыслей, ценностей, потребностей, желаний и мечтаний.
7 Научитесь определять свои психологические границы во взаимоотношениях с другими людьми.
Будьте здоровы!