Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе

В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…».     В сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов-психологов  и  должностные обязанности частично перешли к классным руководителям. Они должны оказать полноценную п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ООШ с. Старая Кармала


Профессиональная ориентация

как средство профессионального самоопределения в сельской школе




Автор:

Ягавкина Наталия Николаевна,

классный руководитель

6-7 классов ГБОУ ООШ с. Старая Кармала

м. р. Кошкинский Самарской области







Самара - 2015







Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе

Ягавкина Н.Н., классный руководитель 6-7 классов ГБОУ ООШ с. Старая Кармала

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована важнейшая цель современного отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - « воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Как подготовить учащихся к выбору профессии? Как помочь реализовать свой потенциал, ориентироваться в потоке информации, которой в год мы производим более чем за все 5000 лет существования человечества? Как подготовить учащихся к выбору профессий, которых еще нет. Как показывают экспериментальные данные Центра профориентации, 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства, около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания колледжа, училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…».

В сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов-психологов и должностные обязанности частично перешли к классным руководителям. Они должны оказать полноценную помощь школьнику в выборе профессии. Необходимо насытить традиционное содержание образования новыми формами и методами работы по профессиональному самоопределению. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Когда начинать эту работу? Мнение психологов заключается в том, что в 5-9 классах школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире профессий. Именно тогда девятый класс будет самоценным как выпускной класс основной школы. Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи:

  • в 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес;

  • в 7-8 - надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии;

  • в 9-х - важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию портфолио обучающихся.

По данным школьного мониторинга, выпускники нашей школы мотивированы на получение высшего профессионального образования, лишь 27 % готовы обучаться рабочим профессиям. Около 37% детей считают, что дальнейшая трудовая и жизненная карьера определяется родителями, это свидетельствует о неготовности подростков к взрослой жизни, к принятию самостоятельных решений.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Основными направлениями профориентационной работы являются:

- Профессиональная информация;

- Профессиональное воспитание;

- Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Так как в школе нет психологической службы, администрация школы заключила договор о сотрудничестве с Психологическим Центорм, специалисты центра в течении года проводят диагностику и консультирование учащихся классов.

Формы профориентационной работы.

  • Беседы, лекции, просмотр видеофильмов

  • Профдиагностика, профконсультации для учащихся

  • Консультации для родителей (педагогами, психологами, медицинскими специалистами)

  • Посещение «ярмарок профессий»,

  • Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», «В мире профессий»

  • Выставки учащихся по трудовому обучению, декоративно-прикладному искусству

  • Выставка книг, журналов о профессиях в школьной библиотеке

  • Использование сюжетно - ролевых игр по профориентации

Посредством игры ребятам предоставляется возможность «смодулировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. «Собеседование», «Менеджер», «Продавец-консультант», деловая игра «Выбор президента». Проведение старшеклассниками уроков (занятий) в средних классах

Так, например, многие ребята хотят попробовать себя в роли учителя или воспитателя. Мы даём им эту возможность через «Дни самоуправления», «День Дублёра».

● Работа детских объединений по профессиональным интересам

В нашей школе успешно работает театральное объединение «Уроки Мельпомены». Выпуск школьной газеты «Поиск», где также распределены профессиональные роли, функциональные обязанности дети выполняют на протяжении многих лет.

  • Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»

Компьютерная презентация профессии.

  • Семейное профессиональное древо

  • Профессия в картинках

  • Сочинение и эссе о профессии

  • Игра по станциям «Мир профессий».

Условия изменения качества воспитательного процесса:

 Обучение школьников навыкам самостоятельного карьерного конструирования.

 Обучение школьников навыкам поиска и анализа информации о мире профессий и рынках труда.

 Создание возможности для школьников сформировать субъективную позицию, построенную на собственных уникальных жизненных ценностях.

 Привлечение работодателей к деятельности по профориентации школьников и молодежи.

 Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях.

 Привлечение экспертного сообщества имеющего опыт карьеры в нескольких сферах деятельности, имеющих подтверждение своей профессиональной квалификации для передачи своих знаний школьникам и молодежи.

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в рамках профессиональной подготовки.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека»

Система ценностей формируется, в первую очередь, в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни при условии тесного взаимодействия трёх коллективов: ученики - педагоги - родители.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, но каждая семья психологически готова поддержать все требовмодели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Выстраиваются отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Только объединение усилий педагога и родителей обеспечивает ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь.

Задачами сотрудничества с родителями является:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

2. Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.

3. Создание атмосферы общности интересов.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Методы взаимодействия:

* анкетирование,

* тестирование родителей;

* индивидуальные беседы с родителями.

Формы взаимодействия с семьей:

1. Родительское собрание, концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия школы и семьи, траектория реализации воспитательного проекта.

2. Индивидуальная консультация - возможность откровенно рассказать о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат.

3. Родительские дни - способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Организация мероприятий (праздники, походы, экскурсии).

4. Фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ходе реализации проекта. Галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, экскурсию ведут сами дети.

5. Школьная газета «Поиск» - она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, родители. Газета включает репортаж с места событий (конкурс, поход, экскурсия), интервью, практические советы, поздравления и благодарности лучшим родителям.

6. «Школа для родителей» включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», " Семья и досуг», «Информационная культура», «Профессии будущего».

7. Использование информационно - коммуникационных средств: электронная почта, личный сайт педагога и образовательного учреждения, электронный журнал АСУ РСО, мобильные сообщения.

Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников. Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире.

Литература

1 А.Я.Данилюк А.М.Кондаков В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: «Просвещение» - 2010

2 Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.:Педагогика. 1988. - 208с.Щукина С. 18

3 Закон РФ «Об образования в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

4 Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993

8

© 2010-2022