Родительский лекторий Почему цветы жизни не хотят жить

Шагнуть за грань… Решиться только раз…                  Мне снится кровь на выбеленных стенах И холод навсегда застывших глаз, И острие металла в бледных венах. И пусть хоть битый час шумит вода, И пусть она зальет соседей снизу! Уйти… Растаять… Сгинуть навсегда… Глотнуть отравы, сделать шаг с карниза… Мгновенье боли – гаснет целый мир. Последние экранные помехи… И непреодолимость черных дыр Латает амнезийные прорехи. Гитарный рокот, ангельский хорал, Рычанье тьмы. Ты падаешь – но в...          Долгие годы проблема юношеских самоубийств замалчивалась и была под запретом. Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе для всех. Но когда ребенок— этот еще не оперившийся птенец — сам прерывает свой жизненный полет — это величайшая и непоправимая трагедия. Смерть ребенка обычно «запускает» механизм мучительного поиска ответа на вопрос: «Почему?», «Что привело его к столь роковому шагу?» И практически всегда родители признают в случившемся свою вин...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШРодительский лекторий Почему цветы жизни не хотят житьагнуть за грань… Решиться только раз…
Мне снится кровь на выбеленных стенах
И холод навсегда застывших глаз,
И острие металла в бледных венах.

И пусть хоть битый час шумит вода,
И пусть она зальет соседей снизу!
Уйти… Растаять… Сгинуть навсегда…
Глотнуть отравы, сделать шаг с карниза…

Мгновенье боли - гаснет целый мир.
Последние экранные помехи…
И непреодолимость черных дыр
Латает амнезийные прорехи.

Гитарный рокот, ангельский хорал,
Рычанье тьмы. Ты падаешь - но в небо!
И понимаешь вдруг - никто не ждал
Ни там. Ни здесь. Нигде ты нужен не был…

Долгие годы проблема юношеских самоубийств замалчивалась и была под запретом. Когда мы теряем ребенка из-за болезни или несчастного случая - это огромное горе для всех. Но когда ребенок- этот еще не оперившийся птенец - сам прерывает свой жизненный полет - это величайшая и непоправимая трагедия.

Смерть ребенка обычно «запускает» механизм мучительного поиска ответа на вопрос: «Почему?», «Что привело его к столь роковому шагу?» И практически всегда родители признают в случившемся свою вину: упустили… не поняли… не обратили внимания…

Терзаясь чувством вины и идеей «искупления греха», они превращают в ад не только свою жизнь, но и жизнь близких. А ведь нередко среди этих близких оказывается второй ребенок, который вынужденно живет в постоянной скорби о «безвременно ушедшем» и ощущении полного пренебрежения к нему - живому. Выдержит ли он?

Слово «суицид» переводится как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на её прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей - неволей оказывается этот человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Суициды были всегда. Ещё в Древней Греции, когда человек добивался в жизни всего, к чему стремился, когда все мечты воплощались в жизнь, он собирал всех близких ему людей за праздничным столом и в середине пиршества выпивал чашу с ядом. Или в Древней Индии, так называемый «обряд верности» - женщина, у которой умирал муж, самовольно шла на костер и сгорала там.

Ежегодно в России совершают самоубийство около трех тысяч детей. Эта цифра, которую приводит общественная организация "Права ребёнка", держится постоянной с 1998 года.

Начиная с 2003 года наша страна стала лидером по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни.

Самый популярный способ сведения счетов с жизнью - петля: вешаются примерно 50% самоубийц. Следующий по популярности способ - выбрасывание из окон и с балконов. Маленькие россияне решаются наглотаться "бабушкиных сонных" таблеток, резать вены, выбрасываться из окон или лезть в петлю, однако официальная статистика о степени распространенности этого явления предпочитает не знать. Впрочем, даже подкрученный циферблат статистики не так страшен, как осознание того, что перед лицом детского суицида мы, взрослые, практически бессильны: у каждого второго маленького суицидента отсутствует так называемый пресуицидальный синдром - психологический симптомокомплекс, сопутствующий периоду формирования суицидального поведения. Иными словами, решение о смерти рождается в детской голове почти молниеносно, и времени на обдумывание ситуации или сопоставление фактов у его родных уже нет.

Тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на физическое уничтожение своего организма. В современных условиях эта проблема становится все более актуальной.

Для какого возраста характерен детский суицид?

Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы одной мамы шестилетней девочки: - Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда МенЯ у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку - будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».

Печальная статистика случаев аутоагрессии, как проявлений «инстинкта смерти», направленного на собственное «Я» (по З.Фрейду), появляется, когда дети достигают возраста от 11 до 18 лет.

Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 - 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды - это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни.

Когда - то давно считалось, что люди, покушающиеся на собственную жизнь, - не совсем здоровы психически. Однако, как показывает современная статистика. - 2/3 суицидов совершается, как говорится. При ясном уме и твердой памяти.



Что же чаще всего толкает детей на самоубийство?

В жизни у ребенка, считают психологи, есть два якоря, держась за которые, он живет, - семья и школа. Но когда плохо в школе, нередко ухудшаются и отношения с родителями. Ну а если в семье у ребенка конфликт, то какая может быть учеба. А самоубийство обычно и происходит, когда накладываются несколько проблем.

На первое место среди социально-психологических факторов самоубийств выдвигается семейная дезорганизация. Это: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета. Матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность родителей, телесные наказания ребенка. Суицидальный характер носит и распад семьи: разводы родителей, сожительство, заключение повторных браков, конфликты между родителями, болезни и смерть родственников, наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения. Основной причиной детских суицидов также является отсутствие того объема внимания, который хочет получить ребенок. Может быть, я говорю банальные вещи, но дети нуждаются в родительской любви. К сожалению, часто происходит так, что ребенок не получает этого и чувствует себя ненужным. Как правило, подростки хотят не уйти из жизни, а привлечь внимание, заставить себя понять и т.д. Такие суициды рассчитаны на "зрителей", но кончаются чаще трагически, подростки ошибаются и погибают, сами того не желая. Основной причиной, побуждающей детей к столь страшному шагу, является семья, члены которой не всегда понимают колоссальную важность своей роли или имеют довольно специфическое представление о «правильном» воспитательном процессе. Ниже я привожу фрагмент из чрезвычайно интересного доклада суицидолога - госпожи Вроно, которая уже более двадцати лет работает в области детско-подростковой суицидологии и которая в мае 1998 года представляла итоги своей работы на десятом Всемирном конгрессе по семейной психотерапии в Дюссельдорфе: «Дети уверены в том, что смерть имеет начало и конец. В их представлении смерть - это или другой вид существования, или длительное отсутствие, или даже тяжелая болезнь. Они убеждены, что, совершив суицидальную попытку, умрут, но умрут «не до конца». При помощи смерти они стремятся избежать невыносимой жизненной ситуации или избавиться от страха приближающегося за проступок наказания. После «окончания смерти» дети надеются начать новую жизнь без конфликтов с теми, кому был адресован их суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Чаще всего речь здесь идет о родителях. Совершая попытку суицида, дети надеются на то, что смогут этим поступком вынудить их измениться и что «она», смерть, поможет восстановить мир и понимание в семье, и когда «она» закончится, то можно будет по-настоящему счастливо жить в своей семье. Семилетний мальчик после попытки повешения говорил, что решил умереть из-за того, что мать угрожала ему приютом за плохое поведение. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил - не помогало, после каждого нового проступка она продолжала грозить наказанием. И для того «чтобы она поняла», он решил повеситься. «Буду висеть и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо». - «Когда потом?» - спросили его. - «Потом, когда смерть пройдет».

Каждый ребенок живет по принципу «здесь и сейчас» и искренне верит в то, что если его наказывают и отвергают сегодня, значит, то же самое будет происходить с ним и завтра, и всегда. Дети очень непосредственны, но мыслят конкретно, поэтому те удивительные «фигуры речи» и крепкие словесные обороты, которые в порыве злости могут слететь с нежных родительских губ, они всегда склонны воспринимать буквально. Одно слово цепляется за другое, второе за третье, третье за предыдущее, и ребенок уже не вспомнит о кареглазых медвежатах, подаренных ему на Рождество. Конечно, редкие родительские выпады не могут стать основой для развития у ребенка суицидального потенциала, но если внутрисемейная ситуация действительно сложна и изобилует подобными вещами, то вполне возможно, что в один прекрасный день дитя не выдержит напряжения и тихо уйдет. И кто-то чужой потом начнет свою привычную работу - будет проводить посмертный анализ обстоятельств, предшествующих и сопутствующих самоубийству: изучать биографию, воспроизводить события последних дней, проводить опрос родственников, анализировать посмертные записки...

Как фактор, играющий роль в формировании суицидального поведения, выступают и «школьные проблемы». Здесь большее влияние могут оказать и дезадаптация в учебе и в труде, и отношения со сверстниками и учителями. Наибольшее количество детей со школьной дезадаптацией приходится на средние классы, то есть на подростковый возраст. Школьная дезадаптация в младших классах встречается в 5-8% случаев, у подростков 18-20%. Однако следует отметить, что школьные проблемы не являются основными причинами, толкающими подростка к суициду.

Наконец, для данного возраста характерна проблема сексуального плана. Они обычно редко одни выступают как факторы дезадаптации, часто они бывают дополнены другими. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидальные попытки, если он сочетается с унижением чувства собственного достоинства или же его привязанность была очень сильной.

По данным психиатров, среди детей 7 - 14 лет наибольшее число суицидов совершают мальчики, так как их психика в этом возрасте довольно хрупка и сильнее, чем у девочек, подвержена психотравмам. Если говорить о формах суицида, то медикаменты чаще всего избираются девочками, тогда как мальчики предпочитают (если это слово уместно в подобной статье) расставаться с жизнью «посредством веревки».

Множество исследователей считают, что большая часть детей, совершивших суицидальную попытку или суицид, были психически здоровыми и не имели даже эмоциональных нарушений. (Академик Павлов также напрочь отбрасывал мысль о том, что каждый из совершивших суицидальное действие непременно был душевнобольным. Этот поступок он всегда объяснял отсутствием у суицидента так называемого рефлекса цели.)

Также было установлено, что покончившие или пытавшиеся покончить с собой дети имели более высокий коэффициент умственных способностей по сравнению со своими сверстниками. И, что самое главное, 78% суицидентов принадлежали к внешне благополучным семьям со средним и выше среднего достатком. Не знаю, как прокомментировать следующий факт и возможен ли комментарий вообще, но среди беспризорных детей к суициду, несмотря на всю трагичность их существования, прибегает лишь каждый десятый ребенок (что, конечно, тоже немало, однако вполне объяснимо и с социальной, и с психологической стороны).

Повод для самоубийства или суицидальной попытки может быть незначительным.

Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные.

Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской. Неразделенная любовь, влияние религиозных сект, бытовая неустроенность, отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, внутренняя опустошенность.

Если у ребенка нет контакта с вами, если ему некуда идти, не с кем поделиться своей болью, и эта боль нестерпима, если вы, такие важные и необходимые, недоступны, как звезды на небе, что остается делать? Как бы вы себя чувствовали, какие бы у вас возникали мысли, когда весь мир был бы против вас… Вот таким способом и приходится подросткам до вас достучатся, привлечь ваше внимание. В такой момент многие подростки приходят к выводу о своей ненужности, несостоятельности и подобные мысли заканчиваются трагично. Многие не могут перенести предательства со стороны дорогих людей (особенно безответную первую любовь, измену любимого человека и т. д.) и думают, что не стоит оставаться в этом мире, если он так несправедлив…

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой - то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает яркий контраст. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Как же заметить надвигающийся суицид?

Суицидально опасные группы:

  • молодые люди с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным (отклоняющимся) или криминальным поведением;

  • сверхкритичные к себе. К этой группе относятся лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

  • подростки, сильно расстроенные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

  • люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

  • частые жалобы на соматические недомогания (боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

  • неожиданное ухудшение успеваемости, непосещаемость школы;

  • разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном цвете и отображающие жестокость, особенно направленную на себя;

  • побеги из дома;

  • склонность к уединению и отчуждению;

  • возбужденное или агрессивное состояние;

  • отсутствие планов на будущее.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто их не слушают.

Такие люди испытывают безнадежность и в тоже самое время надеются на спасение. Часто все «за» и «против» суицида настолько уравновешенны, что если близкие, окружение в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни.

Не существует какой - либо одной причины, из - за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого - то единого причинного фактора суицида.

Такой же "каплей" может стать и... интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Пообщаться с разными людьми, купить и продать акции какой-нибудь фирмы, отыскать жениха или невесту, а также "правильно" покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов самоубийц существует, например, в Сети с 1991 года. Там тебе все от души растолкуют и насчет этой поганой жизни, и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального. И ничего с этим не поделаешь. Ибо ребенка от компьютера сегодня уже за уши не оттащить. А правоохранительным органам за подобными сайтами не угнаться.


Как предотвратить трагедию?

При исследовании множества подростковых самоубийств специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток не был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится НЕСОВМЕСТИМОЙ С ЖИЗНЬЮ, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это - подчеркнутое равнодушие.

Поэтому пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь всерьез к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!» и т.п.

Ну, а уж если он напрямик заявит о своем нежелании жить (Уж лучше повеситься, чем с вами жить!, Выброшусь с балкона, Порежу себе вены, Утоплюсь), - то постарайтесь избежать провоцирующих реакций. Наиболее типичными ошибками многих родителей являются смех и фразы типа: Ну, и пожалуйста! Никто тебя удерживать не собирается, Скатертью - дорожка!, Может тебе веревку с мылом подарить?

Я-то знаю, что в большинстве случаев, за этими фразами, от которых веет холодным равнодушием и ужасающим безразличием, родители прячут свой жуткий страх перед опасной ситуацией. Кроме того, они просто уверены, что и на этот раз их ребенок выполнит все с точностью «до наоборот» (ведь именно так он реагировал все последнее время на все их советы или просьбы!).

Но ваш ребенок этого может не знать. И тогда ваш нервный смех он может принять за сомнение в его решительности и смелости, - и, конечно же, попытается убедить вас в обратном, даже ценой собственной жизни… А слова, от которых веет холодом и равнодушием, он сочтет лишним доказательством того, что он одинок и никому не нужен…

Поэтому будьте предельно осторожны в своих словах и действиях. Самое главное - покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, или, иными словами, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам. В среде подростков суициды особенно "популярны": у них это третья по частоте причина смерти. А вообще самоубийства уносят больше жизней детей, чем даже войны и преступления. Вообще, слово суицид переводиться как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения.

Суициды были всегда. Еще в Древней Греции, когда человек добивался в жизни всего, к чему стремился, когда все мечты воплощались в жизнь, он собирал всех близких ему людей за праздничным столом и в середине пиршества выпивал чашу с ядом. Или в Древней Индии, так называемый "обряд верности" - женщина, у которой умирал муж, самовольно шла на костер и сгорала там.

Начиная с 2003, года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Что же происходит с нашими детьми?

Попробуем еще раз разобраться в причинах детского суицида. Начнем с того, что суицидальное поведение - это не только крик о помощи. Это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить).

Одна из основных причин трагедии является так называемый детский романтизм. Это несчастная любовь, страдания. А также семьи, которые разваливаются на глазах детей, оставляют след в ранимой детской душе. Если физически молодежь развивается раньше своего возраста, то психически в развитии отстает. Окончательно личность сформировывается в 17-18 лет. Конечно, можно накачать бицепсы, наложить толстый слой косметики, но как ни крути, личность формируется не раньше 17 лет. До этого у человека нет моральных устоев, не сформирован механизм ответственности. Мало того, у молодых очень сильно развит рефлекс подражания. Они подражают кумирам с экранов телевизоров, подражают не тем, на кого надо бы походить. Это не нормальные, это психопатические личности.

В 8-10 лет у детей еще нет ценностей жизни, а поэтому нет страха смерти. Предпринимая попытку самоубийства, они думают, что все будут плакать и жалеть о том, что не согласились с ними, да, будет именно так, но они забывают о том, что им это будет уже не нужно. Также в причинах детского суицида очень важную роль играет значимость микрогрупп, это может быть класс, дворовая компания и т. д. Конфликт там - для ребенка уже трагедия.

Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще кончают с собой внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Они ведь тоже не железные.

Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской. Неразделенная любовь, влияние религиозных сект, бытовая неустроенность, отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, внутренняя опустошенность.

Психологи выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители настраивают ребёнка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх, гнетущую тревогу.

Такой же "каплей" может стать и... интернет. Сегодня в Сети можно найти многое. Пообщаться с разными людьми, купить и продать акции какой-нибудь фирмы, отыскать жениха или невесту, а также "правильно" покончить с жизнью. Один из таких специальных сайтов самоубийц существует, например, в Сети с 1991 года. Там тебе все от души растолкуют и насчет этой поганой жизни, и насчет того, сколь романтична Смерть, и насчет всего остального. И ничего с этим не поделаешь. Ибо ребенка от компьютера сегодня уже за уши не оттащить. А правоохранительным органам за подобными сайтами не угнаться.

Обстоятельств, которые могут довести ребенка до смерти очень много. И все они индивидуальны, также как и наши дети. Что можно пожелать родителям подростков? Умеренности в проявлении родительских чувств; быть просто добрым, а не злым или "добреньким"; быть внимательным, а не назойливым или безразличным; быть руководителем, а не надсмотрщиком или потакателем капризам; быть собеседником, а не лектором или "стенкой". Главная мысль, которую вы должны донести до ребёнка: в мире есть кто-то, кому ты нужен и кто нужен тебе, поэтому уходить отсюда нельзя.

Телефоны доверия: 4-65-13

4-26-23 - психотерапевт по кризисным ситуациям Юмакаев Рустам Радикович.

© 2010-2022