Содержание и формы работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание и формы работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся.





А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 Г. ХИМКИ

141431, г. Химки Московской области, ул. Школьная, д. 2

тел/факс: 574-13-63, 574-08-80, E-mail: [email protected]

ОКПО 53120394, ОКОГУ 49007, ОГРН 035009553810, ИНН \ КПП 5047045510 / 504701001







«Содержание и формы работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся».











Содержание.

Введение 3

1.Патриотическое воспитание детей в педагогической теории. 4

2.Содержание и формы работы классного руководителя. 7

Заключение. 12

Список литературы. 13











Введение.

Возрождение России как великой державы невозможно без формирования у граждан патриотизма и гражданственности. Патриотизм относится к числу определяющих компонентов духовности русского народа.

Россия в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия вступила в этап кардинальных социально - экономических преобразований, затронув не только сферы государственной политики и экономии, но и духовную сферу: старая идеология разрушена, новая не создана, отсутствует единая система общенациональных ценностей - возник идейный вакуум, духовная нищета, общественные интересы уступили место личным. В период реформирования общества было ослаблено внимание к проблемам воспитания, в том числе и патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - многоаспектная и многогранная проблема, ею занимаются представители многих отраслей знания.

Эта проблема имеет глубокие исторические , культурные, политические, социальные и экономические корни.

Несмотря на большую работу по реформированию и становлению новой системы образования, проделанную как учеными, так и практиками, состояние воспитания молодежи вызывает сегодня особую тревогу российской общественности. Процессы и явления, связанные с распадом советского государства, крушение коммунистических идеалов и образовавшийся на их месте <<этический вакуум>> оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. Отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе привело к беспризорности и безнадзорности детей, эксплуатации детского труда, насилию над детьми и многим другим фактором, отрицательно влияющим на их развитие; в результате увеличивается число правонарушений и преступлений несовершеннолетних, растет детская наркомания и алкоголизм.





3

1.Патриотическое воспитание детей в педагогической теории.

Патриотическое воспитание в советской педагогике рассматривалось как одно из направлений нравственного воспитания (Т.А. Ильина, Г.И. Щукина), идейно - нравственного воспитания (Ю.К. Бабанский). «Патриотизм, - отмечает Т.А. Ильина, - любовь к своему Отечеству - очень глубокое и сильное чувство. Это и ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как наивысшее проявление идейности и политической сознательности. Это и общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране».

По мнению Т. А. Ильиной, любовь к родному дому является основой любви и уважения к своему Отечеству, что предполагает освоение учащимися знаний о своей Родине, воспитание любви к государственным символам (гербу ,флагу, гимну), воспитание любви к родной природе. Средствами такого воспитания являются обучение и воспитание детей на уроках и внеклассной деятельности: « Уроки мужества», создание музеев и уголков боевой славы, специальная подготовка учащихся к службе в армии, военно-спортивные кружки и др.

И. Т. Огородников отмечает, что путь нравственного становления школьника (а патриотическое воспитание является его необходимой составляющей) включает три этапа: «1) накопление знаний, необходимых для формирования убеждений, 2) переход знаний в убеждение, формирование на их основе мировоззрения, 3) претворение знаний и убеждение в конкретное поведение. «Патриотизм означает чувство любви к Родине, родной земле, преданность её народу, ненависть к врагам».

Н .В. Савин считает, что « формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям. Родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у детей любви к близким, к родному краю становится одним из направлений работы школы в деле патриотического воспитания».

В качестве путей и средств патриотического воспитания младших классов Н. В. Савин предлагает целостную систему, включающую в себя пропаганду, например, организацию поведения и деятельности учащихся. Кроме уроков, на которых у младших школьников воспитывается чувство патриотизма, для патриотического воспитания большое значение имеет внеклассная работа:«краеведческая работа, посвященная изучению трудовых и боевых традиций русского народа.»

4



Отказ от коммунистических идеалов в постсоветский период разрушил складывавшуюся десятилетиями систему воспитания, и в частности патриотического воспитания детей. Это повлекло за собой возникновение различных тенденций в обществе : пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями преимущественно образовательной функции, перенос центра тяжести воспитания детей в семью.

В течении последнего десятилетия прошлого века шло разрушение системы воспитания. Разрушение системы воспитания в целом, безусловно, отрицательно сказалось и на патриотическом воспитании молодежи. Им (патриотическим воспитанием) просто некому и некогда было заниматься. Поэтому в педагогической печати с конца 80-х и почти до конца 90-х годов можно отметить своеобразный вакуум научных работ по патриотическому воспитанию детей в современных условиях.

Ситуация с подростками и молодежью оказалась настолько критической (беспризорность, безнадзорность, наркомания, рост преступности и прочие «черные пятна» перестройки), что и правительство, и педагогическая общественность вынуждены были обратить внимание на проблемы воспитания. В 2004 году приняты важные нормативные документы, в которых вопросы воспитания и патриотического воспитания рассматриваются на государственном уровне.

Сформулируем некоторые итоги:

- в постперестроечный период , в течении почти целого десятилетия, общество и государство не уделяли должного внимания воспитанию, и в частности, патриотическому воспитанию молодежи;

- чрезвычайная актуальность проблемы воспитания вызвала необходимость принятия определенных нормативных документов по воспитанию детей и молодежи в стране;

- в связи с этим возникла необходимость создания концепции патриотического воспитания детей, в которую должно быть включено все то позитивное, что было наработано в советский период.

Патриотическое воспитание детей мы рассматриваем как педагогическую деятельность, в которой взаимодействуют воспитатель и воспитанник, причем в этом процессе позиция воспитанника должна быть активной.

5

Поскольку эта педагогическая деятельность, она обязательно преследует определенную цель, которая, как мы указали ранее, состоит из ряда задач.

В процессе целенаправленной педагогической деятельности у ребенка, подростка формируется чувство любви к Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре, уважение к государственным символам: Гербу, Флагу, Гимну.

Уважение к людям и самому себе сочетается с формированием гордости за свой народ и свою страну; бережное отношение к природе вытекает из любви к своей Родине, дому, месту, где ты живешь (малой родине).

Отношение к продуктам деятельности человека в конечном итоге перерастет в гордость за историческое прошлое своего народа, его свершение, помогает формировать любовь к культуре и национальным традициям.

Сегодня воспитание патриотизма рассматривается как неотъемлемая часть работы школы.







6

2.Содержание и формы работы классного руководителя.

Задачами патриотического воспитания выступают:

- формирование интереса учащихся к истории родного края, через ее активное изучение;

- интереса к музею боевой славы как хранителю этой истории, через постоянное участие в музейной жизни;

  • формирование чувства любви и гордости за свой край, своих односельчан, через познание их судеб;

  • уважения к памятникам материальной и духовной культуры родного края ,через их выявление, изучение и сохранении.

Методы формирования патриотизма у учащихся начальных классов: беседа, дидактическая игра, пример, творческое задание. В качестве форм музейной работы использовались экскурсии, конкурсы, концерты, лекции, музейные занятия. Главный акцент в деятельности школьников делается на получение знаний и нравственных убеждений, одной из составляющих которой является воспитание чувства любви и патриотизма к своему краю, к Родине.



План мероприятий:

I Беседы:

1. Моя малая родина.

2. Земляки- защитники Родины.

3. Москва- город- герой.

4. Панфиловцы.

5. Московская битва.

6. Женщины пос. Подрезково - участницы Великой Отечественной войны.

7. Дети и война.

8. Блокада Ленинграда. Таня Савичева.

9. « За Волгой для нас земли нет».- Сталинградская битва.

7

10. Честь, долг и Отечество.

11. Курская дуга.

12. Письма с фронта.

13. « Они дошли до Берлина».- встреча с ветеранами.

14. Праздник со слезами на глазах.

II Практические занятия:

1. Музейные занятия.

2. Составление очерков об исторических событиях.

3. Участие в мероприятиях по облагораживанию исторических памятников.

4. Проведение соревнований, конкурсов.

5. Пропаганда патриотических знаний путем организации выставок, праздников.

Под музейным занятием понимается способ образовательно- воспитательного процесса в музейном пространстве. Музейные занятия выступают в комплекте с такими формами как встречи, вечера, конкурсы и игровые программы.

Первое занятие посвящено знакомству с музеем. Школьники узнают, что такое музей и для чего он нужен, кто основал музей, что такое музейный предмет, витрина, выставка, кого называют экскурсоводом. Поняв. Что музей необходим, чтобы знакомить учащихся с историей родного края, с героями- односельчанами, с историей страны, они узнают понятие « Родина». А с чего она начинается?

« Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир». ( В. Сухомлинский) Работу с младшими школьниками мы начинаем с самого доступного для них- изучение своей семьи, как первый шаг в познании Родины.





8

Знакомясь с биографиями своих бабушек и дедушек, ученики учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим события. Но эта работа станет эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки будут не только помощниками, но и союзниками педагогов.

Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно жизнь их семьи связана с жизнью Отечества, помогает работа над такими темами:

1) « Вклад моей семьи в дело Победы» ( сбор материалов с записью рассказов; приглашение ветеранов на встречу; подготовка подарков.)

2) « Семейные реликвии» с демонстрацией наград, памятных сувениров, книг, фотографий, старинных вещей.

Можно сделать вывод. Что изучение учеником своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи, но и является для него первым шагом в познании родины, ее истории, традиций.

III Экскурсии.

Экскурсии к обелиску.

Обелиск поставлен в деревне Кирилловка в честь 20-летия Победы над фашизмом. На нем высечены имена жителей деревни. Которые не вернулись с войны.

Сегодня в непростой исторический период для нашей страны важно сохранять в подрастающем поколении память. Огромным воспитательным потенциалом обладает история борьбы народа с немецко- фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Младшие школьники многое узнают на экскурсиях к памятным местам Великой Отечественной войны, что позволяет на беседах развивать тему патриотизма.

Проводятся комплексные мероприятия по теме « Праздник со слезами на глазах», музейные занятия :» Солдаты Победы», « Шагали девчонки по дымным дорогам», « Детство прерванное войной», « Фронтовые судьбы», « По ту линию фронта».

9

Встречи: 1.С участниками Великой Отечественной войны;

2.С тружениками тыла;

3. С детьми военного времени.

Конкурсы: - рассказов « Солдат в моей семье»,

- рисунков « Рисуют мальчики войну», « Рисуют девочки войну»,

- творческих работ « Война в моей семье»».

Выставки : 1.Война в коллекциях:

  • фронтовых писем,

  • фотографий, наград.

2.Война в творчестве поэтов и писателей.

На музейных занятиях посвященных солдатской доблести и славе, трудностям солдатской службы отслеживается готовность у ученика младших классов внимание, готовность к восприятию информации и эмоциональной окраске восприятия материала.

На встречах с фронтовиками, тружениками тыла, детьми военного времени оценивается активность учащегося начальных классов в диалоге, способность формулировать вопросы, умение сопоставлять услышанное со членами своей семьи. Умение сопереживать и оказывать знаки внимания и уважения к старшим. Прочитав им выученное стихотворение или разученную песню, а также изготовленную собственными руками открытку или сувенир.

Большой интерес как объекты наследия и как источники для изучения военной истории вызывают у учащихся начальных классов письма времен Великой Отечественной войны.

Письма стали одним из символов войны, и из-за своей распространенности, и из-за необычной треугольной формы, наконец, из-за того, что несли надежду в семьи фронтовиков. Письма пронизаны чувством оптимизма, верой в неизбежную победу над врагом. В них видна забота воинов о своих родных, о детях. Зато скупо и мужественно рассказывается о тех трудностях и опасностях, которым бойцы постоянно подвергались на фронте. Фронтовые письма рассматриваются как диалог между прошлым и настоящим.

10

Патриотическое сознание, волевая готовность учащегося к патриотическому поведению, несомненно, являются важнейшими условиями становления и утверждения патриотизма. Однако это чувство не может возникнуть до тех пор, пока младший школьник не начнет действовать как патриот. Ибо сами по себе чувства и идеи, в том числе и патриотические, без практической силы по их реализации вообще ничего не могут осуществлять. Структурно патриотизм выглядит так : патриотические чувства, патриотические отношения, патриотическое сознание, патриотическая деятельность.

Воспитывать чувство патриотизма - не значит принуждать. Наоборот, суть в том, чтобы дать свободу жизненным проявлениям человека для его собственного целесообразного развития, придать определенную социальную направленность развитию личности, наладить связь между социальными ценностями и её жизненной позицией.

Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним, активная деятельность помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать настоящее с прошлым и будущим своего района, тем самым, способствуя формированию глубоких патриотических идей и превращению их в убеждения.

Единство мысли и действия, сознания и поведения учащихся - таков правильный подход к постановке воспитательной работы. Чтобы убедить, надо побудить к действию. Это - исходный принцип методики убеждения. Только активизировав позицию учащихся, можно побудить школьников самостоятельно добывать знания, претворять их в убеждения, проверяя на практике, и, в конечном счете, научить передавать их своим товарищам.













11

Заключение.

Проблема патриотического воспитания молодежи многоаспектна ,ею занимаются представители многих областей знаний ( философы, социологи, психологи, педагоги, историки и др.) Однако в период реформирования нашего общества и системы образования значительно было ослаблено внимание к патриотическому воспитанию. Поэтому возникает необходимость создания концепции патриотического воспитания детей в современных условиях.

В 2001 году правительство Российской Федерации постановляет утвердить Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

  • Особое внимание обращается к работе школьных музеев боевой славы, как одно из эффективных средств патриотического воспитания, которое обеспечивает комплексное воздействие на школьника.

  • Большую значимость школьные музеи приобретают в работе с учащимися начальных классов, для которых важно не только «услышать», но и « осязать», « потрогать», « сделать что-то своими руками». Узнать и осознать непосредственную причастность к Великой Отечественной войне своих родных, в частности бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек;

  • знакомство с историей стало началом изменения личной «позиции» детей: проявление особого интереса к литературе о Великой Отечественной войне; качественное изменение отношения к обучению и участию в жизни школы ( переход от « хочу» к понятию « надо», умению держать слово, вырасти с точки зрения « гражданской позиции».

Патриотическое воспитание учеников - это целенаправленный процесс развития у детей чувства любви к Родине через формирование устойчивого познавательного интереса к истории, народным традициям, уважительное отношение к людям, формирование готовности защищать Родину.

Результаты бесед, практических занятий, экскурсий показали эффективность разработанного комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию.

12

Список литературы.

1.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах.- М.: Просвещение, 1975.

2.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников : Вопросы теории.- М. : Просвещение. 1979.

3.Вансалова Е.Г. Музейная педагогика// Воспитание школьников.- 2000.

4.Лихачев Д.С. Любить родной край// Отечество. Краеведческий альманах. Вып.1.- М., 1990.

5.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1980.

6.Монахов И.П. По следам героев Великой Отечественной войны : Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1987.

7.Валеев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся.- Уфа,1991.

8. Веревкин В.В. Использование на уроках истории музейной экспозиции // Всесоюзная научно-практическая конференция « Проблемы формирования исторического сознания студентов педагогических вузов и учащихся школ» : Тез. докл. - М., 1990

9. Военно - патриотическое воспитание молодежи : Проблемы и опыт/Сост. Ю.И. Дерюгин .- М.: Патриот, 1991.

10. Военно - патриотическое воспитание советской молодежи/ Под ред. Г.В.Средина.- М.: Воениздат, 1983.





13

© 2010-2022