СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Степанова С.Н., педагог-психолог, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №87, г .Уфа

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья - это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания школьника. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому, решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей в общество.

Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это серьёзная проблема для семьи. Родители такого ребёнка переживают длительный и устойчивый стресс. Полное растворение в ребёнке влечёт за собой потерю родителями индивидуальности, препятствует росту и развитию их личности. Сопровождающие родителей чувства вины и стеснения приводят к формированию защитного механизма, самоизоляции. Это серьёзная проблема, так как для развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с окружающим миром.

Положение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является сложным как с социально-экономической точки зрения, так и с социально-нравственной.

Но несмотря на все сложности, нужно как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам. Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества, может, как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и в дальнейшем пути его образовательного маршрута.

Наша школа одной из первых стала реализовывать Всероссийскую программу «Доступная среда». На сегодняшний день в школе три класса ЗПР(1а, 3а, 4а), в которых обучаются только дети - инвалиды и дети с ОВЗ. Самое главное и сложное для них - это их успешность обучения и социализация в общеобразовательной школе.

В ходе работы наши педагоги используют способы и приемы включения детей в творческую деятельность, особое внимание уделяют совместному творчеству родителей и детей как фактору успешности и социализации ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Дети лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со своими родителями, учатся от них, получают поддержку. Интересен опыт, полученный в рамках проектов по включению детей в творческую деятельность.

Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены в возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств социально - приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на тонус организма, стимулируют творческую активность.

Включение родителей в совместное творчество является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность - это интересное и увлекательное времяпровождение.

Мы поставили перед собой цель: вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей.

И для реализации поставленной цели наметили следующие задачи:

  1. установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;

  2. создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;

  3. способствование творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);

  4. развитие у детей коммуникативных навыков,

  5. формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.

Творческое взаимодействие детей и родителей осуществляется через разные формы работы:

  1. Индивидуальные занятия в семьях с проведением творческих мастерских.

  2. Включение детей и их родителей в подготовку концертов, а также участие в конкурсах различного уровня (от школьного до Международного)

  3. Участие в ярмарках и сборах макулатуры.

  4. Традиционные классные мероприятия.

  5. Проект «70 добрых дел - 70-летию Победы» совместно с учениками 6б класса - нашими шефами.

В нашем классе использование проекта «70 добрых дел - 70-летию Победы» создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает учебную мотивацию, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты, повышает самооценку. Школьники приобретают жизненный опыт решения конкретных проблем.

Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет особое значение для раскрытия личного потенциала, реализации себя, приобретению опыта успешности в конкретном деле за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных знаний, умений и навыков, к профессиональному самоопределению и быть успешным и адаптированным в социуме.

Наш опыт подтверждает, что включения ребенка с ОВЗ в совместное творчество с их родителями и педагогами является значимым фактором успешности и социализации ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе.



© 2010-2022