Праздничное мероприятие Молодецкие забавы

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Молодецкие забавы

На мой взгляд, мы мало знаем мифологию , обычаи и быт наших прародителей - древних славян. Да, мы изучаем мифы Древней Греции и Рима, но забываем об уникальности своих. А ведь это пласт нашей культуры. Надеюсь, разработанное мною мероприятие заинтересует моих коллег-педагогов.

Помещение, где будет проходить праздник, украшается предметами старины.

Здесь пригодятся рушники, половики, льняные скатерти, самовары, прялки, ухваты, если удастся - рубель для откатки белья, глиняные кувшины, деревянные ложки, соломенное чучело Морены, картинки с изображением праздника Масленицы, Ивана Купала и т.д.

Члены команд (на сцене появляются две группы соперников) выходят в национальных русских костюмах. Ведущий и его помощница - тоже.

Начать праздник можно словами ведущего: «Уважаемые гости, родители, дети! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить свою историю. Вспомнить о том, как жили наши предки, что ели, как веселились, как работали и как отдыхали. Наш праздник называется «Молодецкие забавы». Думаю, что сегодня мы и сами позабавимся, станем крепче духом». Затем можно представить членов жюри и гостей.

Первый конкурс: «Что в имени тебе моем?» (Максимальное количество баллов - 5.)

Ведущий. Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки... Эту мысль можно распространить далее, вспомнить о названии села, города, страны. Вы согласны с тем, что иногда прозвище жителей какого-нибудь посада, что раскинулся там, за рекой, могло ясно характеризовать темперамент, пристрастия, внешность его жителей. А вот что можно подумать о вас, дорогие мои, если услышать названия ваших команд? (В празднике, который проводится на манер КВНа, участвуют две команды. Каждая команда защищает свое имя. Ребята остроумно приветствуют жюри, болельщиков, соперников, давая всем им имена и соответствующие характеристики.)

Второй конкурс: «Хлеб-соль». (Максимальное количество баллов - 5.)

Ведущая. Беллетрист Мария Семенова в своей книге «Мы - славяне» пишет: «Отношение наших предков к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением - преломление хлеба за трапезой было сродни церковному причастию. Вкусившие одного хлеба, каши, земных плодов или дичи люди в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.

Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла. Таким образом, хлеб-соль, которыми по русскому обычаю встречают гостей, в своей языческой сути - не что иное, как мирный договор между двумя высокими сторонами».

А сейчас команды познакомят нас со старинной русской кухней. (Участники команд представляют на суд жюри изготовленные по старинным рецептам русские блюда.)

Третий конкурс: «Делу время, а потехе - час». (Максимальное количество баллов - 5.)

Ведущий. Ну, вот мы и встретили гостей, накормили, напоили. А дальше что? Теперь их следует по-русски хорошенько потешить! Внимание, сцена предоставляется участникам команд, которые могут танцевать, петь, рассказывать байки и читать юмористические стихи. (Начинается веселый концерт соперничающих команд.)

Тихий мальчик

Я очень тихий мальчик,

Поверьте мне, друзья.

Однажды трех собачек

Связал хвостами я.

Я как-то с полки чайной

Хотел достать конфет,

Но повалил случайно

С посудою буфет.

Я с каждым днем все тише,

И нет добрей меня,

Братишкам двадцать шишек

В лесу наставил я.

Я кроткий, я не шустрый,

Не мальчик, а сюрприз.

Недавно вместе с люстрой




Я оборвался вниз.

Я стал таким мальчонком,

Что всех очаровал,

Я в тихий час девчонкам

Усы подрисовал.

Я скромный, я хороший,

В гостях вчера я был,

Гвоздями все галоши

К паркету я прибил.

Владимир Гудимов

Четвертый конкурс: «По одежке встречают...». (Максимальное количество баллов - 7.)

Ведущая. Эта поговорка пришла к нам из глубокой старины. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его положение в обществе. Многие ученые считают, что в те времена «гардероб» любителей покрасоваться тоже был весьма богат и разнообразен. Славились в старину наши мастерицы русской вышивкой и узором. Есть хорошие рукодельницы и в наше время. Приглашаем их на сцену. Они по представленным образцам должны вышить узор. А пока переходим к следующему конкурсу.

Пятый конкурс: «Делать было нечего». (Максимально - 5 баллов.)

Ведущий. А теперь команды должны разгадать «кроссворд». На сцене выставлены предметы старины, к ним прикреплены таблички с номерами. Надо вспомнить, как называются эти предметы. Это и есть задание. (Таблички с номерами крепятся к ухвату, прялке, кочерге, коробу, рубелю, валику, пяльцам... Пока участники занимаются вышиванием и разгадыванием «кроссворда», переходим к следующему конкурсу)

Шестой конкурс: «Один за всех и все за одного». (Это конкурс болельщиков. За каждый правильный ответ болельщик получает в качестве приза леденец на палочке (леденцы изготовили сами ребята), а команде начисляется 0,5 балла.)

Ведущий. Предлагаю вопросы по дохристианской истории Руси. Речь о язычестве, о быте крестьянства.

Далее следуют такие вопросы:

  1. Как звали жену домового? (Большуха.)

  2. Кто такой Перун? (Славянский бог грома.)

  3. Как звали богиню красоты и любви у славян? (Лада.)

  4. Назовите имя славянского поэта-певца.
    Про него известно, что он был «велесовым» внуком. (Баян.)

  5. В каком месте у славян не принято ставить дома? Какие вы знаете строительные приметы? (Воротами и окнами нежелательно ставить на север. Нельзя строить дома на перекрестках дорог, на окраинах, на болотах, эти места облюбованы нечистой силой. Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема.)


  1. Есть ли в старинной деревенской избе символические уровни, выражающие идею построения Вселенной? (Да, есть! Крыша, сруб и подвал символизируют соответственно: небо, землю и преисподнюю. Вот почему в подвале всегда чуть-чуть страшно.)

  2. Кто «оберегал» жилище древних славян? (Дух дома - домовой, во дворе хозяин -дворовой, в овине - овинник, а в бане -банник. Но, по верованиям христиан, все эти духи считаются нечистыми. Вместо них хозяин дома (например, Иван или Петр) может прибегать к заступничеству своих
    небесных покровителей (соответственно святого Иоанна Крестителя или апостола Петра).

  3. Какие реальные существа - обязательные атрибуты «чистого» дома? (Кошка, петух.)

  4. Чего никогда не бывает в доме у Бабы-Яги? (Того, чего она боится: дневного света и всего святого. В ее доме нет окон, нет креста и иконы.)

  1. Предмет, по которому стучать нельзя? (Стол.)

  2. По какому небесному светилу выстроили славяне свой календарь? (В первую очередь по солнцу, хотя и луна не исключалась из системы счета времени.)

  3. Именами языческих богов в славянском календаре называли отрезки времени - месяцы. Таким образом, год делился на соразмерные части. Назовите имена этих богов. (Ярила, Купала, Перун, Рожаницы, Макошь, Морена, или Масленица.)

  4. В каком мире Баба-Яга была царицей? (В мире мертвых.)

  1. Могла ли она видеть живых из своих владений? И если да, то как? (Баба-Яга не могла видеть из своего темного царства живых людей. Считалось, что мертвые слепы относительно живых. Она была способна созерцать лишь свои владения.)

  2. А могла ли она выслать кого-нибудь понаблюдать за непослушными ребятами? (Самые известные посланцы Бабы-Яги - это гуси-лебеди).

Седьмой конкурс: «Усек с полуслова». (Командам по очереди предлагается продолжить следующие пословицы и поговорки. При условии, что если одна из команд затруднится с ответом, то право ответа переходит к сопернице. За каждый правильный ответ - 0,5 балла.)

Примерные вопросы:

  1. Дома солома едома ... (а в гостях и овес не едят).

  2. Домашний теленок лучше ... (заморской коровы).

  3. Дома и стены …(помогают).

  4. Дом вести - … («не лапоть плести» или не рукавом трясти»)

  1. Дома - вприкуску, а в гостях …(внакладку)

  2. Муж и жена - … (одна сатана)

  3. На бога надейся, … (а сам не плошай).

  4. Не выбирай жених невесту - … (выбирай тещу).

  5. Один пашет, семеро ... (руками машут).

  1. Каков поп - … (таков приход).

  2. Семь раз отмерь - ... (один отрежь).

  3. Мал золотник, … («да дорог).

  4. Без труда …(не вытащить и рыбку из пруда).

  5. Баба с возу - ... (кобыле легче).

15.Один в поле ... (не воин).
16. Семь бед -… (один ответ).

  1. С мира по нитке - ... (голому рубашка).

  2. Волка ноги... (кормят).

  3. Не плюй в колодец - ... (пригодится воды напиться).

  4. Старость ... (не радость).

  5. Незваный гость... (хуже татарина).

22.По одежке встречают. ... (по уму провожают).

Восьмой конкурс: «Знай и умей». (Максимально - 5 баллов.) От каждой команды вызывается по одному человеку. Им выдается мятый рушник, рубель и валик. Ребята должны показать, как с помощью этих инструментов можно выгладить белье. (В старину делали так: наматывали белье на валик и катали его по столу с помощью рубеля.)

Перед последним конкурсом подводятся предварительные итоги, в том числе и итоги конкурса «По одежке встречают...».

Девятый конкурс: «Эх, Петрович!». (Или «Эх, Степанович!», по отчеству самого уважаемого человека на празднике, т.е. ведущего. Максимально - 5 баллов.)

Ведущий. Число 9 считается священным в славянской мифологии. Этим конкурсом под номером 9 мы и заканчиваем наши «Молодецкие забавы». Это будет турнир частушечников! (Можно предложить «компьютерную тему».)

По ночам пишу я вирус

В творческом экстазе.

Для соперника тружусь -

Подложу зар-разе!

(Есть у нас также строчки, вдохновленные рекламными роликами.)

Пообедал супом «Кнор»,

У меня возник запор,

А поел «Галину Бланку» -

Так забегал спозаранку.

Мчится мне наперерез

Шестисотый «Мерседес».

Мой асфальтовый каток

Понадежнее, браток.

(Далее поем о разном.)

Я с подружкой Клавою

Вдоль по речке плаваю,

А причалить не могу

Муж стоит на берегу.

Я цветочки поливала

На балконе леечкой.

Почему-то стал вдруг мокрым

Дядя на скамеечке...

Ах, меня попутал бес -

Фрол силен, как Геркулес,

Его вела я танцевать,

А он - стенку подпирать!

Пил лишь ром мой дед-пират,

Пил отец денатурат,

Старший сын мой пьет лекарства -

Укрепляет государство!

После подведения итогов награждаются победители и участники. Вечер заканчивается словами русского издателя Новикова: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными»

© 2010-2022