Проект «Межкультурное кафе»

Актуальность проекта         Актуальность проекта в том, что сложные и противоречивые процессы, связанные с изменением общей социокультурной ситуации в обществе,  отражаются и  на системе воспитания  нашего учреждения образования. Рост заболеваемости среди  детей, низкий уровень коммуникативной культуры,  как детей, так и  родителей, неумение правильно организовать свой досуг, особенно в свободное время, -  эти и другие  проблемы стали на первый план при организации  работы в шестой школьный день.      В этой ситуации  особое значение приобретает  культура  человека,    определяющая духовный смысл и ценность его  существования. Поэтому мы решили  создать  в шестой  школьный день «Межкультурное кафе», которое будут посещать родители, ученики, педагоги, представители структур социума. «Межкультурное кафе» предполагает работу отделов: творчества, общения, здоровья. Новизной проекта является то, что все представители социума, родители являются полноправными, активными участниками, организатор... Цель: создание «Межкультурного кафе», которое обеспечивает формирование и развитие у учеников, педагогов, родителей   коммуникативной культуры, культуры здорового образа жизни. В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие основные задачи: 1.     организовать  активный досуг  в шестой день недели; 2.  создать благоприятные условия в школе, семье, социуме для развития  личности учащихся, укрепления здоровья; 3.     повысить  культурный уровень учащихся, родителей; 4.  помочь   родителям   в   решении   конфликтных   ситуаций   по   проблемам взаимоотношений с детьми; 5.  наладить механизм межведомственного взаимодействия при организации шестого школьного дня. Участники проекта: родители, учащиеся, педагоги, представители структур социума (библиотек, ГДК, поликлиники, Православной Церкви, Козловщинского ЭБЦДиМ). Сроки реализации: 2012-  2014 год  Ожидаемые результаты проекта:   1.     повышение уровня физического, психологического, нравственного здоровья учащихся, родителей; 2.     снижение роста правонарушений среди учащихся; 5. повышение уровня  коммуникативной культуры учащихся, родителей; 6. увеличение охвата детей в шестой день; 7. повышение качества воспитательной работы. Этапы реализации проекта: 1.     Подготовительный этап:  август - сентябрь 2012 года ·        выборы оргкомитета по созданию кафе ·        разъяснительная работа среди учеников, родителей ·        рекламная деятельность в структурах социума ·        анкетирование учащихся, родителей ( изучение мнения по темам заседаний) 2.     Основной этап:  октябрь 2012 года – апрель 2014 года  Проведение заседаний различных отделов кафе: 1. Отдел «Творчество»  Содержание: ü работа творческой площадки «Мои кулинарные способности» ü конкурсы: «Многодетная семья», «Моя мама – лучше всех» ü мастер – классы  родителей «Моё хобби» ü выставки работ в ГДК и библиотеках, школе «Творчество наших мам» ü мастер- класс для родителей «Мой интерьер» ü конкурс «Минута славы» ü заседания в литературной гостиной. 2.     Отдел «Общение» Содержание: ü проведение заседаний  «Культура психологического здоровья» ü функционирование клуба «Взросление» ü проведение тренингов ü собрания для родителей разных категорий семей ü проведение семейных праздников, экскурсий. 3. Отдел  «Здоровье»   Содержание: ü проведение спортивных праздников, дней здоровья ü работа фитнес - клуба ü организация совместных походов ü работа площадки здоровья (заседания «Здоровое питание»,  «Вредные привычки», «В здоровом теле – здоровый дух»). 3. Этап подведения итогов - май 2014 года - Выпуск учебно – методических изданий по итогам проекта - Проведение итогового заседания в «Межкультурном кафе» - Выпуск телепередачи «Наше  межкультурное кафе»
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»



номинация

«Лучшая творческая идея организации шестого школьного дня»

Проект «Межкультурное кафе»



Управление образования Гродненского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма

Дятловского райисполкома

Учреждение образования «Козловщинская средняя школа»


Творческий проект на тему:

« Межкультурное кафе»

Разработчики проекта:

педагог- организатор

Хилимончик Е.В.

заместитель директора по воспитательной работе Буяк Т.А.



Козловщина

ББК 74.202.25

Т 36

Рекомендовано районным отделом образования, спорта и туризма Дятловского райисполкома

Составители: Т.А. Буяк, заместитель директора по воспитательной работе

Е.В. Хилимончик, педагог - организатор

Рецензенты: И.В.Данильчик, директор школы

Н.Е.Колодко, главный специалист отдела

образования, спорта и туризма Дятловского райисполкома

Т.36 Творческий проект «Межкультурное кафе»:

из опыта работы.

/ сост. Т.А. Буяк, Е.В. Хилимончик - Козловщина: ГУО «Козловщинская средняя школа»

2013.-кол-во стр.35

В данной брошюре представлен материал из опыта работы учреждения образования по организации шестого школьного дня. Новизной опыта является реализация творческого проекта «Межкультурное кафе», который предполагает использование различных активных форм работы с учащимися и их семьями, структурами социума по организации досуга. Прилагаются сценарии проведения заседаний в «Межкультурном кафе».

Адресуется заместителям директоров по воспитательной работе, воспитателям, педагогам - организаторам, классным руководителям.

ББК 74. 202.5

Т.36

@ Т.А.Буяк

@ Е.В. Хилимончик , составление, 2013

УО «Козловшинская средняя школа», 2013



Содержание

1. Проект «Межкультурное кафе»____________________________________ 5

2. Приложения. Реализация проекта__________________________________ 9

2. 1. Приложение 1. Заседание в «Межкультурном кафе»:

ток-шоу «Жить здорово!»__________________________________________ 9

2.2.Приложение 2. Заседание в «Межкультурном кафе» на тему «Воспитание- это…….»________________________________________________________ 14

2.3. Приложение 3. Заседание в «Межкультурном кафе» на тему «Здоровая семья»___________________________________________________________ 19

2.4. Приложение 4. Из опыта работы отдела «Творчество» ______________ 32













Актуальность проекта

Актуальность проекта в том, что сложные и противоречивые процессы,
связанные с изменением общей социокультурной ситуации в обществе,
отражаются и на системе воспитания нашего учреждения образования. Рост заболеваемости среди детей, низкий уровень коммуникативной культуры, как детей, так и родителей, неумение правильно организовать свой досуг, особенно в свободное время, - эти и другие проблемы стали на первый план при организации работы в шестой школьный день.

В этой ситуации особое значение приобретает культура человека, определяющая духовный смысл и ценность его существования. Поэтому мы решили создать в шестой школьный день «Межкультурное кафе», которое будут посещать родители, ученики, педагоги, представители структур социума. «Межкультурное кафе» предполагает работу отделов: творчества, общения, здоровья. Новизной проекта является то, что все представители социума, родители являются полноправными, активными участниками, организаторами всех проводимых мероприятий, акций, социально - значимых дел, так как заседания в «кафе» будут проводиться в школе, на базе структур социума: в библиотеках, ГДК, ЭБЦДиМ, при участии работников РОВД, СПК. Данный проект поможет приобщить всех к культурным ценностям, наладить механизм межведомственного взаимодействия при организации шестого школьного дня, реализации программы воспитания учреждения образования.

Цель: создание «Межкультурного кафе», которое обеспечивает формирование и развитие у учеников, педагогов, родителей коммуникативной культуры, культуры здорового образа жизни.

В соответствии с поставленной целью будут решаться следующие основные задачи:

  1. организовать активный досуг в шестой день недели;

  2. создать благоприятные условия в школе, семье, социуме для развития личности учащихся, укрепления здоровья;

  3. повысить культурный уровень учащихся, родителей;

  4. помочь родителям в решении конфликтных ситуаций по проблемам взаимоотношений с детьми;

  5. наладить механизм межведомственного взаимодействия при организации шестого школьного дня.

Участники проекта: родители, учащиеся, педагоги, представители структур социума (библиотек, ГДК, поликлиники, Православной Церкви, Козловщинского ЭБЦДиМ).

Сроки реализации: 2012- 2014 год

Ожидаемые результаты проекта:


  1. повышение уровня физического, психологического, нравственного
    здоровья учащихся, родителей;

  2. снижение роста правонарушений среди учащихся;

  1. повышение уровня коммуникативной культуры учащихся, родителей;

  2. увеличение охвата детей в шестой день;

  3. повышение качества воспитательной работы.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап: август - сентябрь 2012 года

  • выборы оргкомитета по созданию кафе

  • разъяснительная работа среди учеников, родителей

  • рекламная деятельность в структурах социума

  • анкетирование учащихся, родителей ( изучение мнения по темам заседаний)

  1. Основной этап: октябрь 2012 года - апрель 2014 года

Проведение заседаний различных отделов кафе:

  1. Отдел «Творчество»

Содержание:

  • работа творческой площадки «Мои кулинарные способности»

  • конкурсы: «Многодетная семья», «Моя мама - лучше всех»

  • мастер - классы родителей «Моё хобби»

  • выставки работ в ГДК и библиотеках, школе «Творчество наших мам»

  • мастер- класс для родителей «Мой интерьер»

  • конкурс «Минута славы»

  • заседания в литературной гостиной.

  1. Отдел «Общение»

Содержание:

  • проведение заседаний «Культура психологического здоровья»

  • функционирование клуба «Взросление»

  • проведение тренингов

  • собрания для родителей разных категорий семей

  • проведение семейных праздников, экскурсий.

3. Отдел «Здоровье»

Содержание:

  • проведение спортивных праздников, дней здоровья

  • работа фитнес - клуба

  • организация совместных походов

  • работа площадки здоровья (заседания «Здоровое питание», «Вредные привычки», «В здоровом теле - здоровый дух»).

3. Этап подведения итогов - май 2014 года

- Выпуск учебно - методических изданий по итогам проекта

- Проведение итогового заседания в «Межкультурном кафе»

- Выпуск телепередачи «Наше межкультурное кафе»

Проект «Межкультурное кафе»


Заключение

Актуальность выработки новых подходов в организации шестого школьного дня обосновывается необходимостью формирования навыков здорового образа жизни, коммуникативной культуры учащихся и их родителей, создание единого воспитательного пространства учреждения образования.

Создание «Межкультурного кафе» позволило увеличить охват учащихся в шестой день до 79%, привлечь родителей, представителей социума к участию в жизни школы, дать им возможность стать полноправными участниками, организаторами школьных дел.

Работа отдела «Творчество» позволила выявить новые таланты среди учащихся и их родителей, создать видеофильм о мамах, которые являются настоящими мастерами своего дела. Заседания отдела «Общение» дали возможность родителям найти правильные решения в конфликтных ситуациях по проблемам взаимоотношений с детьми, повысить коммуникативную культуру. Работа отдела «Здоровье» повысила мотивацию детей и родителей в сохранении своего здоровья.

Таким образом, реализация проекта «Межкультурное кафе» позволила правильно организовать свободное время учащихся, снизить рост правонарушений, наладить механизм межведомственного взаимодействия при организации шестого школьного дня. Работа в данном направлении будет продолжаться через создание новых отделов в «Межкультурном кафе», привлечение родителей и учащихся других учреждений образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложения 1.

Заседание в «Межкультурном кафе»

Ток-шоу «Жить здорово!» ( из опыта работы отдела «Здоровье»).

Литвинская Т.С., кл. рук. 8 «А» кл.

Степуро Ирина Леонидовна ,

педагог дополнительного образования

« Добывать и сохранять здоровье может

только сам человек»

Н.М.Амосов

Цели и задачи:

- формировать представление о профилактическом и лечебном действии лекарственных растений и закрепить знания об их значимости;

- развивать умения и навыки распознавания лекарственных растений;

- воспитывать ответственность за состояние окружающей среды и способствовать развитию ответственного отношения к своему здоровью

Оборудование: мультимедийный проектор, компъютер, презентации, одноразовая посуда , чайник , чай ,специальная одежда

Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем заседании.

"Здравствуйте!"- говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Издавна люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!»,

спрашивали : «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровья, а счастье найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку. А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы? (Суждения учащихся )

Здоровье - это когда тебе хорошо.Проект «Межкультурное кафе»

Здоровье - это когда ничего не отвлекает от мира увлечений.

Здоровье - это когда человеку спокойно и комфортно.

Здоровье - это от слова «здорово».

Здоровье - это красота.

Здоровье - это сила.

Здоровье - это выносливость.

Здоровье - это гармония.

Здоровье - это когда человек способен испытывать значительные нагрузки без последствий.

Здоровье - это когда человек может без труда подняться по лестнице на пятый этаж.

Здоровье - это когда хорошо спишь.

Здоровье - это когда утром просыпаешься бодрым и веселым.

Здоровье - это когда у человека хороший аппетит.

Здоровье - это когда ты готов выполнить любую работу.

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания.

Сегодня у нас заседание на тему " Жить здорово". Мы будем говорить о самом главном - о здоровье, как сохранить наше здоровье.

Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам.

Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц?

Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам. Приглашаем и наших гостей принять участие в нем.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

Народная мудрость гласит: "Здоровому все здорово". Одним из направлений оздоровления человека является умение воспользоваться тем, что нам дает природа. И поэтому мы сегодня побываем в гостях у программы «Жить здорово».

Далее идёт фрагмент занятия объединения по интересам «Фитотерапия», которое проводит педагог дополнительного образования.

Тема: Значение лекарственных растений для здоровья человека.

Занятие проводится по принципу телепередачи «Жить здорово!»

Ток-шоу «Жить здорово!» содержит четыре раздела: «Про еду», «Про медицину», «Про жизнь», «Про дом». Ведущие рассказывают не только о том, как бороться с болезнями, но и том, как улучшить качество жизни с помощью лекарственных растений и сохранить физическую форму и красоту на долгие годы.

В разделе «Про еду» учащиеся расскажут о травяных профилактических чаях и правилах их приготовления.

В разделе «Про медицину» будут знакомить с лечебными медицинскими фиточаями , которые продаются в аптеке.

В разделе «Про жизнь» познакомят с лекарственными растениями , которые используются в косметике.

В разделе «Про дом» прозвучит информация об использовании лекарственных растений в аромотерапии .

Подготовка: учащиеся объединения по интересам «Фитотерапия» за две недели до проведения ток-шоу получают задания, определяют область исследования цели и задачи.Проект «Межкультурное кафе»

План ток-шоу:

Первый раздел «Про еду».

Второй раздел «Про медицину».

Третий раздел «Про жизнь».

Четвертый раздел «Про дом».

Сценарий ток-шоу

Слайд 2

Выходит педагог. Вступительное слово.

Здравствуйте! Сегодня я хочу предложить вам небольшой экскурс в Страну здоровья - самую необыкновенную, непознанную, необъятную и самую прекрасную страну. Почему же неопознанную, спросите вы? Потому что, к сожалению, о болезнях современный человек знает много. Особенно о своих болезнях. О врачах я не говорю. Они изучают этот вопрос в ВУЗах. А есть ли у нас ВУЗы, где учат здоровью? Правильно. Этому нас учит сама жизнь.

Чему же нужно учиться, чтобы быть здоровым?

Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Слайд 3

Слайд 4

Мы начинаем. Это программа «Жить - здорово!» Про то, как жить здОрово, и жить - здорОво! В русском языке эти слова пишутся абсолютно одинаково, а для нас важно, чтобы оба этих понятия стали для нас синонимами.

Слайд 5

Сегодня вы узнаете из раздела «Про еду» о травяных профилактических чаях и правилах их приготовления.

В разделе «Про медицину» вы узнаете о фиточаях.

Раздел «Про жизнь» расскажет об использовании лекарственных растений в косметике.

Четвёртый раздел «Про дом» познакомит вас с аромотерапией.

На дворе осень. Как говорится в поговорке «Осенью семь погод: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, льет и метет». Неудивительно, что у нас неважное настроение, появляется угроза простуды. Что же будем делать? Пить витаминный чай и травяной чай!

Слайд 6

А как это правильно сделать, мы узнаем в разделе « Про еду». Приглашаем к нам сотрудника института лекарственных растений Вакуленко И.А.

Пожалуйста, вам слово.

Слайд 7

Как собирать?

Как сушить?

Как хранить?

Рассказывает, показывает процесс заваривания травяного чая, приглашая желающего помочь и поучиться.

Слайд 8

Слайд 9

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Сегодня сила трав доказана наукой, и мы можем пить фиточаи не просто, полагаясь на интуицию, но и опираясь на заключения медиков и фармацевтов. Замечено, что хорошо составленные сборы можно применять годами без вреда, что особенно важно для людей, уже заболевших.

Слайд 10

Раздел «Про медицину» У нас в гостях - педиатр Козловщинской больницы Ёдчик Жанна Александровна

Слайд 11

Говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на них с другой стороны.

Слайд 12

В третьем разделе « Про жизнь» мы познакомимся с фитокосметикой. Об этом расскажет косметолог Литвинская М.С.

Растения, используемые в косметических целях, менее известны, чем лекарственные, однако их свойства и действия на организм человека общеизвестны.

Рассказывает об уходе за волосами. Делает отбеливающую маску из калины.

Слайд 13

Слайд 14

История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Предки передали нам в наследство знания о многих лекарственных растениях, наша задача - не растерять эти знания, приумножить их и передать потомкам.

Слайд 15

Одно из самых популярных направлений нетрадиционной медицины - аромотерапия. Где, как ни дома, после трудного, напряженного школьного дня можно отдохнуть, расслабиться. В этом поможет нам аромотерапия.

Четвертый раздел «Про дом» расскажет нам о ней. Слово Городко П.С.

Слайд16

«Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь».

Нам с вами было хорошо,

Пусть и вам будет жить здОрово!

Слайд 17

(Играет музыка, дети пьют чай, горит аромолампа)

Рефлексия

Учащиеся выбирают предложенные афоризмы и высказывания известных людей о ЗОЖ.

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».Проект «Межкультурное кафе»

Будьте здоровы!

Любите друг друга!

Спешите делать добрые дела,

Говорите нежные слова!

Чтоб не случилось, всегда человек

Желает здоровья другому навек!

Мы «здравствуйте» вам напоследок кричим,

Дыханьем природы мы вас одарим.

- Улыбайтесь чаще! Будьте здоровы!

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Приложения 2. Заседание в «Межкультурном кафе»

на тему «Воспитание - это…….» (из опыта работы отдела «Общение»)

Ломако И.А., кл. руководитель 7 «Б» класса

Цель: организация совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания.

Задачи:Проект «Межкультурное кафе»

1.Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.

2.Раскрыть позицию школы об ответственности педагогов за развитие детей.

Материалы: ручки, фломастеры, писчая бумага, цветная бумага, ватман.

Ход заседания

-Здравствуйте, уважаемые гости!

-Здравствуйте, пришедшие к нам сегодня родители!

-Здравствуйте дорогие дети!

-Поздоровайтесь ещё раз со мной сначала те, кто живёт в многодетной семье.

-Теперь те, с кем живёт дедушка или бабушка.

-У кого есть сестра.Проект «Межкультурное кафе»

- У кого есть брат.

-И, наконец, те, кто в семье единственный ребёнок.

-Сегодня мы собрались с вами на заседании «Межкультурного кафе», чтобы получить заряд бодрости и хорошего настроения!

-Что такое «здравствуй»?

-Лучшее из слов.

-Потому что «здравствуй»

Значит - будь здоров.

-Правило запомни:

Знаешь - повтори!

Старшим это слово первым говори.

-Вечером расстались,Проект «Межкультурное кафе»

-Встретились с утра,

-Значит, слово «здравствуй»

-Говорить пора.

-Вежливость в классе начинается,

Чтобы не кончаться никогда,

Она с годами закрепляется,

И остаётся с человеком навсегда.

-Доброта - стремление человека

Сделать счастливым других людей.

Понять и исполнить желанье другого-

Одно удовольствие, честное слово.

-Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Зерно прорастает в земле,

Дитя прозревает в семье.

В семье человек вырастает,

И всё, что потом обретает,

Приходит к нему не извне.

Л. Н. Толстой

1. Знакомство.

Добрый день, уважаемые взрослые, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на очередное заседание «Межкультурного кафе». Давайте с вами познакомимся и определимся, как вас называть в процессе общения.

(Каждому участнику необходимо изготовить бейдж, на котором будет написано имя и нарисован символ, который отражает его сегодняшнее настроение. Презентация бейджей. «Меня зовут… , я нарисовал (а)…, потому что…»

2.Вступительное слово педагога.

Вот мы и познакомились. Сегодня мы вместе постараемся обсудить очень важный вопрос взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.

Просмотр и обсуждение притчи

3. «Ожидания - опасения».

У нас сегодня будет серьёзный разговор о воспитании. Я думаю, что когда вы шли сюда, вас занимал вопрос, что же надо будет делать? Попрошу и ребят и взрослых написать свои ожидания, что вы ждёте от сегодняшней встречи, на листочке зелёного цвета, а опасения, чего вы боитесь, - на листочке красного цвета. Прошу приклеить свои листочки на плакат под соответствующей надписью:- справа - «Ожидания», слева - «Опасения». Спасибо.

(Данную информацию педагог просмотрит и примет к сведению, когда участники будут работать в группах.

4. Работа в группах. Методика «Солнышко». «Что такое воспитание?»

Работать мы сегодня будем в разных группах. Первый вопрос, что такое воспитание? Каждый участник должен самостоятельно ответить на этот вопрос, потому что каждый из нас понимает это по-своему. Затем в группах приклеиваем свои ответы на лист бумаги по кругу: делаем солнышко. Если ответы близкие или одинаковые, то приклеиваем друг на друга как лучик солнца. И работаем мы в группах «Родители», «Учащиеся». Проект «Межкультурное кафе»

При презентации плакатов педагог обращает внимание на отличия в понимании детьми и родителями термина воспитание.

Воспитание процесс целенаправленного, систематического формирования личности с целью подготовить её к активному участию в общественной и культурной жизни. (Толковый словарь)

5.Делаем плакат «Кто оказывает влияние на детей?»

Вы, уважаемые родители, доверяете нам самое дорогое - ваших детей. В школе ребята проводят очень много времени. Ребята, поправьте меня, если это не так, в течении дня вы общаетесь с различными взрослыми. Согласны? Это общение происходит в разное время, в разных местах. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые в вашей жизни, что они могут вам дать.

Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются ребята, и где это происходит.

(Учитель записывает на доске ответы, выделяя разными цветами: зелёный цвет - все персоны, что относятся к школе; синий - к дому; красный - к улице.)

Посмотрите, всех людей можно условно разделить на3 группы: дом (семья), школа и улица (друзья).

На столах лежат по три цветных кружочка, оцените в процентах влияние школы (зелёный кружочек), семьи (синий), улицы (красный). Условно их сумма 100%.

Родители и дети приклеивают кружочки на доске рядом со своим солнышком. Педагог анализирует информацию, акцентирует внимание на расхождениях, если таковы имеются.Проект «Межкультурное кафе»

6. Работа в трёх группах. «Что положительного, а что отрицательного может дать «Семья», «Школа», «Улица».

Сейчас мы сформулируем представления о роли каждой категории в жизни ребят. Мы объединимся в три группы, которые назовём: «Родители», «Школа», «Улица». С позиции той группы, где вы оказались, вы подумаете и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности.

Проект «Межкультурное кафе»

Проект «Межкультурное кафе»

Группы заполняют таблицы.

Семья

Положительное

Отрицательное


Школа

Положительное

Отрицательное


Улица

Положительное

Отрицательное

Презентация работы. Анализ.

Группы по очереди представляют свои плакаты.

-В заключение я хочу предложить послушать сказку, которая покажет, в аллегорической форме, как может проходить процесс воспитания.

8. Сказка «Фиолетовый котёнок».

Фиолетовый котёнок мыл лапки только в лунном свете.

-Ну что мне с ним делать?- кошка всплескивала лапами.

- Ведь хороший, умный котёнок, а тут, ну что ты с ним будешь делать, хоть кол на голове чеши, ни в какую. Только в лунном! Ну что будешь делать?

- Да что с ним цацкаться?- рычал кабан.

- Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в реку!

- Ишь, ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

- Он просто глупый, - крикнула ворона. - Голова маленькая, мозгов немного. - Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котёнок мыл лапки только в лунном свете. Луна большая, белая, яркая.

-Милый котёнок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?

- А как бывает ещё? - удивился котёнок. - У меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко - жёлтый. Хочешь на него посмотреть?

- Он похож на тебя? Конечно, хочу!

-Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из - за той горы и займёт моё место.

Ранним утром котёнок увидел солнце.

- Ух, какой ты тёплый! - воскликнул котёнок. - А я знаю твою сестру Луну!

- Передай ей привет, - сказало Солнце, - когда встретишь. А то мы с ней редко видимся.

- Конечно, передам.

Фиолетовый котёнок теперь умеет мыть лапки не только в солнце, а даже в мыльной ванной. Ну и что?

Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры, которая не воспитывает котёнка, а расширяет его мир.

9. Рефлексия «Ожидания - опасения».

Наша встреча подошла к концу. Мне бы хотелось узнать ваше мнение. Вернёмся к нашим опасениям и ожиданиям. Я прошу вас, уходя, забрать с собой те неоправданные опасения и сбывшиеся ожидания.

Я благодарю всех за сотрудничество. Всего доброго. До свидания.


Приложения 3. Заседание в «Межкультурном кафе» на тему

«Здоровая семья» (из опыта работы отдела «Здоровье»)

Хилимончик Г.И., кл. руководитель 9 Б класса

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома (Пословица)Проект «Межкультурное кафе»

Жизнь в обществе невозможна

без взаимных уступок.

Д. Самюэл, английский писатель

«Ничего не делай во гневе!

Глуп тот, кто во время бури

садится на корабль»

И. Гауг.

Цели: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье; способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию, проведение: час общения.

Ход заседания

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, гости! Здравствуйте, члены клуба «Здоровая семья», которые сегодня собрались на очередное заседание. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, кто ощущает тепло родного очага» - так утверждает поэтесса Суслова.

  1. Беседа «Тепло родного дома»

Дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне живой цветок, - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так это истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Л. Суслова

- О каком тепле идет речь?

- Как создать тепло в своем доме? Перед вами - макет дома.

- Как же его построили? С чего начинали?

Сегодня на нашем заседании мы тоже будем строителями. Нам только нужно достроить этот дом.


  1. Строительство дома.

1 этап

- С чего начинают строить дом?

-Да, вот фундамент, на котором он держится.

- А что, на ваш взгляд составляет фундамент крепости семейных отношений?

Легенда

В древние времена была семья - сто человек. В ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что - то. Правитель посмотрел и удивился - на листке было начертано сто раз слово - «понимание».

- Итак, фундаментом нашего дома будет Взаимопонимание. Прикрепляем

это слово к нашему макету.

2 этап

- А для того, чтобы поселиться в нашем доме, чтобы к вам приходили гости, нам необходимы нравственные качества личности, которые будут строить взаимоотношения в вашей семье.

У вас на столах кирпичики, на которых написаны положительные и отрицательные качества личности. Выберите те кирпичики, из которых вы бы хотели построить свой дом, и продолжите строительство, прикрепив их к макету. (Зависть, доброта, ложь, честность, обман, порядочность, предательство, благодарность, обида, сострадание, грубость, трудолюбие, корысть, отзывчивость, трусость, сочувствие, лень, справедливость, малодушие, воспитанность, безответственность, доброжелательность, лицемерие, принципиальность, неуважение, смелость, пренебрежение, обязательность, непорядочность, помощь, уважение, ответственность.)

(Обсуждение в группах, прикрепление качеств к макету)

-А почему вы не выбрали таких, например, качеств, как: зависть, грубость…?

- Значит, от чего зависит крепость семейных отношений?

- А теперь скажите, есть ли среди нас тот, кто был обижен кем - либо когда - нибудь? Поднимите руки, пожалуйста.

- Давайте назовём чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся?

(гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мести)

- А испытывали ли вы когда - нибудь такие чувства по отношению к своим родителям? (ответы детей)

- Что делать? Как быть? Как жить в мире с родителями? - вот наш основной вопрос на который сегодня нужно ответить. А поможет нам в этом школьный психолог.

Проблемная ситуация «На приеме у психолога»

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи За хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

3 этап

- Можно ли сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

- А почему возник этот конфликт? Из - за чего столько эмоций, столько обид?

- Прочитайте следующее выражения:

«Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.» (Илья Шавелев)

-Как понимаете смысл этих слов?

- А сейчас давайте подумаем, как можно разрешить семейный конфликт? Что делать, чтобы дом не превратился в пороховую бочку?

- «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой»

( Г. Александров)

- Как понимаете смысл высказывания? Согласны ли вы с ним?

- А теперь нам нужен школьный психолог.

Выступление психолога: « Способы выхода из конфликта»

Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

«Секрет счастливой семьи»

- Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. Итак, перед вами незаконченные предложения:

Умение владеть собой - это…

- контролировать свое поведение;

- сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;

- держать себя в руках;

- не позволять себе грубости, хамства;

- не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

- работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;

- читать книги по психологии;

- не терять своего достоинства;

- научиться уважать других людей;

- научиться видеть свои недостатки;

- быть строгим к себе и снисходительным к другим.

Чтобы найти компромисс, нужно...

- найти такое решение, которое устроит всех;

- войти в положение другого человека;

- видеть правоту другого человека;

- отказаться от своего эгоизма;

- не считать себя выше других;

- уважать чужое мнение.

Классный руководитель. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

  1. этап «Крыша»

Итак, есть правила, которые помогают вести себя так, чтобы ссоры между вами и родителями происходили как можно реже. Это правила «техники безопасности: Как избежать ссор и конфликтов в семье». Выберите, на ваш взгляд самые безопасные и поместите их на крышу дома.

«Техника поведения» в конфликтных ситуациях в семье:

Распределите обязанности по дому.

Если возник спор, то говорите по очереди, не оскорбляйте партнера!

Научитесь контролировать вспышки гнева.

Ко всему относитесь с юмором.

Не завышайте свои требования.

Неуступчивость - одна из причин семейных конфликтов.

Надо учиться выдержке, такту, умению убеждать.

Забудьте фразу: «Я тебе это уже говорила!»

  1. Центон.

Кл. рук. - в чем смысл твоей жизни? - меня спросили.

- Где видишь ты счастье свое, скажи?

Ученик 1: Терпеть и верить,Проект «Межкультурное кафе»

Все на свете прекрасны -

Взрослые и дети,

Коты, собаки и медведи.

И сослуживцы и соседи.

Терпимость -

Наш взаимный шанс,

Ведь кто - то также терпит нас.

Ученик 2: Чтобы в жизни себя не корить

о том, что сделал кому - то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире не так довольно.

Ученик 3: Владей собой среди толпы смятенной

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти на грех.

Ученики 4: Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и тверд, с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Кл. рук.: Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенья,

Тогда, мой друг, ты будешь Человек!

  1. Рефлексия:

Наш дом построен, пора приглашать гостей. Вам в нем жить.

- А сможете ли вы в нем быть для кого - то светилом? Перед вами лучи солнца. Пусть они и освещают ваш путь в вашу здоровую семью, в ваш здоровый дом, который мы сегодня с вами построили.

(лучи солнца - высказывания учащиеся и их родители прикрепляют к крыше дома)

Добродетель родителей - большое приданое (Гораций)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

Семья сильна, когда над ней крыша одна. (пословица)

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Мой дом - моя крепость.

Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. (Антуан - де Сент - Экзюпери)

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

  1. Подведение итогов.

- Мы сегодня построили замечательный дом и увидели, на чем держится семейное счастье. Не забывайте об этом и постоянно укрепляйте свои родные крепости.

Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»


Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»

Приложение 4

Из опыта работы отдела «Творчество»

Выставка изделий своими руками наших мамПроект «Межкультурное кафе»








Проект «Межкультурное кафе»

Проект «Межкультурное кафе»







Проект «Межкультурное кафе»




Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»


Конкурс «Минута славы»

Проект «Межкультурное кафе»

Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»Проект «Межкультурное кафе»


Учебно - методическое пособие


Творческий проект «Межкультурное кафе»


из опыта работы по организации шестого школьного дня

ГУО «Козловщинская средняя школа»

Ответственный за выпуск Буяк Т.А.

Компьютерный набор Хилимончик Е.В.

Вёрстка и макет Пекарская А.И.

Подписано в печать 02.06.2013 года

Бумага писчая. Форма 60Х 84/ 16

Усл. печ. л. 1, 97 Усл. из. л. 1,32

Тираж 3 экземпляров

Отпечатано на принтере ГУО «Козловщинская средняя школа»


31482

Гродненская обл.,

Дятловский р-н.,

г.п. Козловщина,

ул.Советская,д.

2


© 2010-2022