- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему О формировании профессиональных компетенций через патриотическое воспитание обучающихся
Доклад на тему О формировании профессиональных компетенций через патриотическое воспитание обучающихся
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тулина Н.В. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий
Научно-практическая конференция
«Профессиональная компетенция преподавателя
в условиях реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов»
ДОКЛАД НА ТЕМУ
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
докладчик
Тулина Наталья Валентиновна,
социальный педагог
Самара, 2013
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство - силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идёт негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с чётко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодёжной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятий и терминов. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время всё большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только в социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле, патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органичном единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Приведённое определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социо-культурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ - неслучайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако, социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается учебными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Всё это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в техникуме нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф.Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.
Формирование патриотизма у подрастающего поколения - интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодёжи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможностью непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что именно в техникуме воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в «Концепции модернизации российского образования», определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация техникума не только на сообщение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Цель: разработать и апробировать комплекс педагогических условий для формирования в среде обучающихся качеств гражданина и патриота.
Задачи:
1.Отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
2.Организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
3.Обеспечить возможности для самореализации, социализации обучающихся;
4.Демонстрировать обучающимся значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
Группа методов
Методы
Свойства методов
Методы формирования сознания личности
Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера
Постановка обучающегося в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании
Методы
организации деятельности и
формирования опыта
гражданского поведения
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов
Необходимо создавать ситуации, в которых обучающийся упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности обучающихся для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения
Методы стимулирования деятельности
и поведения
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха
Необходимо побуждать обучающихся корректировать своё поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает обучающихся к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение
При работе с обучающимися важно соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности обучающихся;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
Литература:
-
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
-
Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2011
-
Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова - СПб.: КАРО. 2012