Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективеНовые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе



Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.

Классный руководитель

Абдрашитова А.Н.



Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница.

Первый учитель. Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит от учителя. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир. И учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, я стараюсь постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми стараюсь строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг - «Сердце отдаю детям», не оставляю ни одного ребенка, обделенного вниманием.

В учебном процессе особое внимание уделяю развитию психических процессов - расширяю сенсорную основу психики (даю больше занятий рисованием, лепкой), учу наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучаю мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, стараюсь давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Стимулирую самостоятельность, инициативу, активность, учу ориентироваться в выборе целей и путей достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия, поручаю детям проверять работы друг друга.

Не стараюсь захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживаю и подбадриваю тех, кого преследуют неудачи. Одобряю хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставляю без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строю отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.

Все учащиеся воспитываются в благополучных семьях. Взаимоотношения между детьми в классе доброжелательные. Большинство учащихся после школьных занятий занимаются в секциях, кружках. Внутри класса всем детям распределены поручения. Свои поручения учащиеся выполняют добросовестно. К учебе относятся с интересом, на уроках работают активно, стараются быть самостоятельными. В школьных мероприятиях класс участвует с огромным желанием и интересом. Родители учащихся всячески стараются поддерживать своих детей в учебной деятельности.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно, я сталкиваюсь с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Воспитательная система - это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива . Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.

Цели и задачи воспитательной работы

Цели:

Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.

  • Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

  • Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

  • Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Задачи:

  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.

  • Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.

  • Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.

  • Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.

  • Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

  • Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине - Уральскому краю, родному городу.

Ожидаемые результаты:

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.

  • Овладение навыками нового вида деятельности - учения.

  • Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.

  • Формирование базовых учебных способностей.

  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

  • Построение модели ученика начальных классов.

РодителиЦелостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Классный

руководитель.

Администрация

Ученик



Педагоги дополнительного

образованания.

Школьная мед.сестра, логопед.

Психологическая служба





Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников

Формы работы

Задачи работы

Способы работы

Коллективная

  1. Развивать и совершенствовать познавательную деятельность.

  2. Обеспечить условия для формирования коллектива класса.

  3. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность.

1. Тематические утренники.

2. Сюжетные и ролевые игры.

3. Конкурсы, викторины.

4. Коллективные творческие дела.

5. Спортивные и интеллектуальные игры.

6. Работа в творческих группах.

7. Система часов общения.

8. Экскурсии.

9. Посещение театров и музеев.

10. Индивидуальные беседы со школьниками.

11. Посещение семей учеников классным руководителем.

Групповая

  1. Воспитывать способность к сотрудничеству.

  2. Развивать умение работать в группе.

  3. Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами.

Индивидуальная

  1. Выявить способности каждого ребёнка.

  2. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.



Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом

Задачи работы

Способы реализации

  1. Развивать познавательные интересы учеников.

  2. Расширять знания детей об окружающем мире.

  3. Развивать творческое воображение учащихся.

  4. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство патриотизма.


  1. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на предприятия города.

  2. Посещение театров, кинотеатров.

  3. Проведение праздников.

  4. Встречи с интересными людьми.





Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе



Цель:

  • Развивать творческий потенциал личности младшего школьного возраста через связь с учреждениями дополнительного образования.

  • Создать условия для выявления самореализации творческих возможностей личности.

  • Развивать познавательный интерес учащихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования.



Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

Коллективная

  1. Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.

  2. Объединить коллектив родителей.

  3. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.

  4. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.

  1. Родительские собрания.

  2. Организация и проведение праздников и классных мероприятий.

  3. Совместная трудовая деятельность.

  4. Участие в творческих делах класса.

  5. Анкетирования.

  6. Дни открытых дверей.

  7. Работа родительского комитета.

  8. Групповые и индивидуальные консультации.

  9. Беседы.

  10. Совместные праздники.

  11. Совместные походы.

  12. Посещение семей классным руководителем.

  13. Работа проблемных групп.

Групповая

  1. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

  2. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.

Индивидуальная

  1. Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

  2. Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.

Цель:

  1. Помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.

  2. Активизировать родителей для участия в школьных и классных мероприятиях.

класс

Родительские собрания в начальной школе

1 класс

1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.

2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).

3. «Умеете ли вы любить?»

4. Круг детского чтения.

5. Здоровый образ жизни школьника.

2 класс

1.Отметка - не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.

2. Правильная организация выполнения домашнего задания.

3. Организация семейного чтения (из опыта родителей).

4. Трудовое воспитание младших школьников.

5. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

3 класс

1. Возрастные особенности младшего подростка.

2. Стимулирование школьников: кнут или пряник?

3. Место ребёнка в детском коллективе.

4. Детское лидерство.

5. Как организовать летний досуг.

4 класс

1. Культура учебного труда и организация учебного времени.

2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

3. Как по-настоящему любить детей?

4. Почему дети лгут.

5. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.





класс

«Часы общения» в начальной школе

1 класс

1. Теперь я школьник, теперь я ученик.

2. Знакомство с правилами для учащихся.

3. Откуда пришла моя фамилия?

4. Мой знак Зодиака.

5. Мои знаменитые тёзки.

6. Правильное питание - основа здорового образа жизни.

2 класс

1. Моя дружная семья.

2. Кем были мои прадеды?

3. Школа - мой второй дом.

4. Мой класс - мои друзья.

5. Моя семья - чудесное место для жизни.

6. Памятные места города Новошахтинска.

3 класс

1. Учись учиться.

2. Наш семейный альбом.

3. История нашего города.

4. Широка страна моя родная.

5. Известные люди нашего города.

6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников?

4 класс

1

1Дружный класс как маленькая планета.

2. Если бы я был президентом.

3. Город, в котором я родился.

4. Города Ростовской области.

5. Для меня Родина - это…

6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)».











«Я и мои знания»

«Я и моё творчество»



«Я и

окружающий мир»



«Я и моё воспитание»

«Я и моё здоровье»



«Я и моя семья»



Главные идеи:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.

  • Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.

  • Воспитание нравственной культуры.

  • Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

  • Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.

  • Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.

  • Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.

  • Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.



Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы.

  • Дискуссии по нравственной тематике.

  • Посещение театров и кинотеатров.

  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.

  • Шефская работа с детскими садами.

  • Изучение нравственного наследия.

  • Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Мероприятия в начальной школе:

  • Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах»,

«Культура поведения в общественном транспорте»,

«Культура превыше всего»,

«Особенности культурного ученика»,

«Правила поведения на уроке и в школе».

  • Часы общения «Мой знак Зодиака»,

«Какой (ая) Я?», «Мой класс - мои друзья»,

«Какой (ая) Я в глазах одноклассников?»,

«Дружный класс как маленькая планета».

  • Индивидуальные и коллективные беседы с школьным психологом.

  • Классные собрания по итогам четверти, учебного года.

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе

Главные идеи:

  • Сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека.

  • Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.

  • Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.

  • Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

  • Учить детей рациональному правильному питанию.

  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.

  • Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.

  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.

  • Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.

  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.


  • Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.

  • Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.

  • «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  • Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.

  • Спортивные соревнования в классе, школы, города.

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе

Мероприятия в начальной школе:

  • Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».

  • Участия в соревнованиях.

  • Беседы школьной медсестры.

  • Работа по программе «Разговор о правильном питании».

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе

Главные идеи:

  • Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

  • Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

  • Формирование у учащихся культурного общения.

  • Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.

  • Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.

  • Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.

  • Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.

  • Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.

  • Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.

  • Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.

  • Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.

  • Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.

  • Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятия

  • Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.


  • Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.

  • Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.

  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.

  • Проведение праздников.

  • Конкурсы состязания талантов.

  • Чествование именинников, семей в которых растут таланты.

Мероприятия в начальной школе:

  • Концерты в школе искусств «Наши таланты».

  • Проведение новогодних ёлок.

  • Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе



Главные идеи:

  • Семья - основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;

  • Ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;

  • Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;

  • Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

  • Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;

  • Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;



  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия для

каждого ребёнка в семье;

  • Создания благополучной среды общения «учитель - ученик - родитель»;

  • Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;

  • Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;

  • Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья - чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).

  • Спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Праздники - Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.

  • Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.

  • Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров, викторины родителей и детей.

  • Дни открытых дверей.



Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.

  • Интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.

  • Воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.

  • Здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.



Задачи воспитания:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.

  • Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.

  • Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  • Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.

  • Кружки по интересам в классе и в школе.

  • Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.

  • Создание в классе команд и проведение игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Лидер».

  • Экскурсии в музей, посещение выставок.

  • Встречи с талантливыми музыкантами, композиторами, художниками.

Мероприятия в начальной школе:

  • Часы общения «Мои знаменитые тёзки», «Известные люди нашего города», «Если бы я был президентом».

  • Экскурсии на предприятия.

  • Конкурс «Экологическая тропинка», предметные олимпиады.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Группа учащихся

Задачи

Формы реализации

По отношению к учебе


А,

В,

Я,

Н.

Развитие познавательных интересов и способностей

Привлечение к конкурсам, интеллектуальным играм

А,

В,

Я,

Липин Н,.

Воронина Д,

И

Формирование учебной мотивации.

Беседы, работа с родителями,

Поддержка в успехах

И

Развитие общеучебных навыков

Оказание помощи в учебе

Индивидуальный подход

По отношении к общественной жизни

Н,

Е,

А.

Формирование качеств лидера

Воспитание чувства долга и ответственности

Развитие творческих способностей

Привлечение к организации общественных дел в классе

Помощь в организации дел

Сотрудничество и сотворчество

Я.

Н.

Формирование активной жизненной позиции

Привлечение к жизни коллектива

Постараться найти дело по душе

Постоянная поддержка и поощрение

Воспитание через выполнение посильных поручений











Модель выпускника.

Свободная, культурная, нравственно и физически развитая личность, готовая к познавательной деятельности, освоению общеучебных умений и навыков.

Культура личности: развитие эстетических качеств



Развитие умений отвечать за свои поступки, развитие чувства ответственности

Начальные знания, основные умения, любознательность

Любовь к творчеству, любовь к чтению, к совместным делам и друзьям



Патриотизм, трудовые навыки, любовь к природе, забота о животных











© 2010-2022