- Преподавателю
- Классному руководителю
- Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе
Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абдрашитова А.Н. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.
Классный руководитель
Абдрашитова А.Н.
Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница.
Первый учитель. Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит от учителя. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир. И учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, я стараюсь постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми стараюсь строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг - «Сердце отдаю детям», не оставляю ни одного ребенка, обделенного вниманием.
В учебном процессе особое внимание уделяю развитию психических процессов - расширяю сенсорную основу психики (даю больше занятий рисованием, лепкой), учу наблюдать, сравнивать и анализировать различные предметы и явления, обучаю мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, стараюсь давать больше простора фантазии, поощрять творчество. Стимулирую самостоятельность, инициативу, активность, учу ориентироваться в выборе целей и путей достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия, поручаю детям проверять работы друг друга.
Не стараюсь захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддерживаю и подбадриваю тех, кого преследуют неудачи. Одобряю хорошие поступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставляю без внимания грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строю отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.
Все учащиеся воспитываются в благополучных семьях. Взаимоотношения между детьми в классе доброжелательные. Большинство учащихся после школьных занятий занимаются в секциях, кружках. Внутри класса всем детям распределены поручения. Свои поручения учащиеся выполняют добросовестно. К учебе относятся с интересом, на уроках работают активно, стараются быть самостоятельными. В школьных мероприятиях класс участвует с огромным желанием и интересом. Родители учащихся всячески стараются поддерживать своих детей в учебной деятельности.
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Ежегодно, я сталкиваюсь с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Воспитательная система - это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.
Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива . Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.
Цели и задачи воспитательной работы
Цели:
Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
-
Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
-
Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.
-
Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.
Задачи:
-
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
-
Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
-
Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
-
Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
-
Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.
-
Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине - Уральскому краю, родному городу.
Ожидаемые результаты:
-
Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
-
Овладение навыками нового вида деятельности - учения.
-
Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
-
Формирование базовых учебных способностей.
-
Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
-
Построение модели ученика начальных классов.
РодителиЦелостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Классный
руководитель.
Администрация
Ученик
Педагоги дополнительного
образованания.
Школьная мед.сестра, логопед.
Психологическая служба
Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников
Формы работы
Задачи работы
Способы работы
Коллективная
-
Развивать и совершенствовать познавательную деятельность.
-
Обеспечить условия для формирования коллектива класса.
-
Воспитывать творческую самостоятельность, организованность.
1. Тематические утренники.
2. Сюжетные и ролевые игры.
3. Конкурсы, викторины.
4. Коллективные творческие дела.
5. Спортивные и интеллектуальные игры.
6. Работа в творческих группах.
7. Система часов общения.
8. Экскурсии.
9. Посещение театров и музеев.
10. Индивидуальные беседы со школьниками.
11. Посещение семей учеников классным руководителем.
Групповая
-
Воспитывать способность к сотрудничеству.
-
Развивать умение работать в группе.
-
Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами.
Индивидуальная
-
Выявить способности каждого ребёнка.
-
Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.
Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом
Задачи работы
Способы реализации
-
Развивать познавательные интересы учеников.
-
Расширять знания детей об окружающем мире.
-
Развивать творческое воображение учащихся.
-
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство патриотизма.
-
Экскурсии в музеи, выставочные залы, на предприятия города.
-
Посещение театров, кинотеатров.
-
Проведение праздников.
-
Встречи с интересными людьми.
Цель:
-
Развивать творческий потенциал личности младшего школьного возраста через связь с учреждениями дополнительного образования.
-
Создать условия для выявления самореализации творческих возможностей личности.
-
Развивать познавательный интерес учащихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования.
Формы работы
Задачи работы
Способы реализации
Коллективная
-
Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.
-
Объединить коллектив родителей.
-
Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.
-
Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.
-
Родительские собрания.
-
Организация и проведение праздников и классных мероприятий.
-
Совместная трудовая деятельность.
-
Участие в творческих делах класса.
-
Анкетирования.
-
Дни открытых дверей.
-
Работа родительского комитета.
-
Групповые и индивидуальные консультации.
-
Беседы.
-
Совместные праздники.
-
Совместные походы.
-
Посещение семей классным руководителем.
-
Работа проблемных групп.
Групповая
-
Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
-
Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.
Индивидуальная
-
Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
-
Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.
Цель:
-
Помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.
-
Активизировать родителей для участия в школьных и классных мероприятиях.
класс
Родительские собрания в начальной школе
1 класс
1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).
3. «Умеете ли вы любить?»
4. Круг детского чтения.
5. Здоровый образ жизни школьника.
2 класс
1.Отметка - не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.
2. Правильная организация выполнения домашнего задания.
3. Организация семейного чтения (из опыта родителей).
4. Трудовое воспитание младших школьников.
5. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
3 класс
1. Возрастные особенности младшего подростка.
2. Стимулирование школьников: кнут или пряник?
3. Место ребёнка в детском коллективе.
4. Детское лидерство.
5. Как организовать летний досуг.
4 класс
1. Культура учебного труда и организация учебного времени.
2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.
3. Как по-настоящему любить детей?
4. Почему дети лгут.
5. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.
класс
«Часы общения» в начальной школе
1 класс
1. Теперь я школьник, теперь я ученик.
2. Знакомство с правилами для учащихся.
3. Откуда пришла моя фамилия?
4. Мой знак Зодиака.
5. Мои знаменитые тёзки.
6. Правильное питание - основа здорового образа жизни.
2 класс
1. Моя дружная семья.
2. Кем были мои прадеды?
3. Школа - мой второй дом.
4. Мой класс - мои друзья.
5. Моя семья - чудесное место для жизни.
6. Памятные места города Новошахтинска.
3 класс
1. Учись учиться.
2. Наш семейный альбом.
3. История нашего города.
4. Широка страна моя родная.
5. Известные люди нашего города.
6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников?
4 класс
1
1Дружный класс как маленькая планета.
2. Если бы я был президентом.
3. Город, в котором я родился.
4. Города Ростовской области.
5. Для меня Родина - это…
6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)».
«Я и мои знания»
«Я и моё творчество»
«Я и
окружающий мир»
«Я и моё воспитание»
«Я и моё здоровье»
«Я и моя семья»
Главные идеи:
-
Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
-
Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
-
Воспитание нравственной культуры.
-
Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.
Главная цель:
-
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.
Задачи воспитания:
-
Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
-
Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
-
Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
-
Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
-
Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Формы внеклассной работы:
-
Тематические классные часы.
-
Дискуссии по нравственной тематике.
-
Посещение театров и кинотеатров.
-
Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
-
Шефская работа с детскими садами.
-
Изучение нравственного наследия.
-
Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Мероприятия в начальной школе:
-
Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах»,
«Культура поведения в общественном транспорте»,
«Культура превыше всего»,
«Особенности культурного ученика»,
«Правила поведения на уроке и в школе».
-
Часы общения «Мой знак Зодиака»,
«Какой (ая) Я?», «Мой класс - мои друзья»,
«Какой (ая) Я в глазах одноклассников?»,
«Дружный класс как маленькая планета».
-
Индивидуальные и коллективные беседы с школьным психологом.
-
Классные собрания по итогам четверти, учебного года.
Главные идеи:
-
Сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека.
-
Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
-
Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
-
Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.
Задачи воспитания:
-
Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
-
Учить детей рациональному правильному питанию.
-
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
-
Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.
Содержание воспитательной работы:
-
Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
-
Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
-
Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
-
Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.
-
Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
-
Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
-
Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
-
«Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.
Формы внеклассной работы:
-
Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
-
Спортивные соревнования в классе, школы, города.
Мероприятия в начальной школе:
-
Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».
-
Участия в соревнованиях.
-
Беседы школьной медсестры.
-
Работа по программе «Разговор о правильном питании».
Главные идеи:
-
Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
-
Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
-
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.
Задачи воспитания:
-
Формирование у учащихся культурного общения.
-
Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
-
Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
-
Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.
-
Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
-
Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
-
Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
-
Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
-
Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
-
Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
-
Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятия
-
Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
-
Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.
-
Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
-
Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
-
Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
-
Проведение праздников.
-
Конкурсы состязания талантов.
-
Чествование именинников, семей в которых растут таланты.
Мероприятия в начальной школе:
-
Концерты в школе искусств «Наши таланты».
-
Проведение новогодних ёлок.
-
Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».
Главные идеи:
-
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
-
Ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
-
Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
-
Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.
Главная цель:
-
Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
-
Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
-
Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
-
Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
-
Создать условия для духовного общения детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
-
Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
-
Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
-
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия для
каждого ребёнка в семье;
-
Создания благополучной среды общения «учитель - ученик - родитель»;
-
Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
-
Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
-
Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
-
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
-
Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья - чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
-
Спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья».
-
Праздники - Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
-
Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
-
Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров, викторины родителей и детей.
-
Дни открытых дверей.
Главные идеи:
-
Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
-
Интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
-
Воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
-
Здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
-
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
-
Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
-
Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
-
Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.
Формы внеклассной работы:
-
Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
-
Кружки по интересам в классе и в школе.
-
Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
-
Создание в классе команд и проведение игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Лидер».
-
Экскурсии в музей, посещение выставок.
-
Встречи с талантливыми музыкантами, композиторами, художниками.
Мероприятия в начальной школе:
-
Часы общения «Мои знаменитые тёзки», «Известные люди нашего города», «Если бы я был президентом».
-
Экскурсии на предприятия.
-
Конкурс «Экологическая тропинка», предметные олимпиады.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Группа учащихся
Задачи
Формы реализации
По отношению к учебе
А,
В,
Я,
Н.
Развитие познавательных интересов и способностей
Привлечение к конкурсам, интеллектуальным играм
А,
В,
Я,
Липин Н,.
Воронина Д,
И
Формирование учебной мотивации.
Беседы, работа с родителями,
Поддержка в успехах
И
Развитие общеучебных навыков
Оказание помощи в учебе
Индивидуальный подход
По отношении к общественной жизни
Н,
Е,
А.
Формирование качеств лидера
Воспитание чувства долга и ответственности
Развитие творческих способностей
Привлечение к организации общественных дел в классе
Помощь в организации дел
Сотрудничество и сотворчество
Я.
Н.
Формирование активной жизненной позиции
Привлечение к жизни коллектива
Постараться найти дело по душе
Постоянная поддержка и поощрение
Воспитание через выполнение посильных поручений
Модель выпускника.
Свободная, культурная, нравственно и физически развитая личность, готовая к познавательной деятельности, освоению общеучебных умений и навыков.
Культура личности: развитие эстетических качеств
Развитие умений отвечать за свои поступки, развитие чувства ответственности
Начальные знания, основные умения, любознательность
Любовь к творчеству, любовь к чтению, к совместным делам и друзьям
Патриотизм, трудовые навыки, любовь к природе, забота о животных