Беседа на тему Культура общения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура общения - необходимое качество работы библиотекаря.

Писатель Вениамин Каверин считал, что профессия библиотекаря "одна из самых благородных, требующих терпения, любви к делу, силы души. Дело, которому отдает свою жизнь библиотечный работник, потому и требует такой любви, такой самоотверженной преданности, что оно очень скромное и на первый взгляд почти незаметное дело". Жизнь библиотекаря - это жизнь сплошной учебы. Библиотекарь - это педагог, руководящий чтением читателей. Поэтому профессия библиотекаря требует различных качеств: умением владеть речью, воодушевлять и побуждать к читателей к действию. Человек, владеющий речью, всегда сумеет вовремя сказать нужное слово, убедить в своей правоте, защититься от словесной агрессии и, что не менее важно, не сказать лишних слов, уводящих в сторону от мысли, подрывающих доверие слушателей. Вовремя и уместно сказанное слово даст бесспорное преимуществ в любой ситуации. В библиотеке существует своя специфика речевого обращения. Особенно ярко она проявляется в индивидуальных и массовых формах обслуживания читателей.

Готовясь к мероприятиям, библиотекарь всегда задает себе вопросы: как заинтересовать слушателей, как затронуть их профессиональные и личные интересы, какие формы избрать, чтобы дать максимальный объем знаний? Поэтому, опытный библиотекарь будет использовать в индивидуальной работе "метод мостов", когда от известных читателю фактов библиотекарь ведет его к более сложным проблемам или, неожиданно предлагает ему интересную по содержанию книгу, или привлекает его внимание к новинке при помощи цитаты, полемического высказывания, обращая внимание на книжную графику, иллюстрации. Библиотекарь должен заботиться о том, чтобы провести беседу динамично. Вопросы должны играть роль переходов в изложении материала, удерживать внимание собеседников, направлять их мысли в нужное русло. Этот прием особенно эффективен в работе с молодыми читателями. Беседа будет интересна, если в ней присутствуют элементы драматизма, интриги, конфликта, ожидания развязки, и все это связывается с личными переживаниями собеседников, основывается на простых, общечеловеческих проблемах и ценностях.

В этой работе не должно быть стремления к назидательности, изречения прописных истин готовых штампов. Все базируется на доверии, на основе равноправного взаимодействия, сотворчества. Совместно выявляются проблемы, выводятся аргументы за и против, а в результате принимается единое коллективное решение. Такая форма опирается на чувство значимости читателя, утверждает его мысли, что именно благодаря его участию в библиотеке было проведено интересное мероприятие. И, когда, он вновь придет сюда, он будет уверен, что его ждут и он здесь нужен.

Профессия библиотекаря налагает на него определенные требования, прежде всего, общекультурные. Он живет в мире книг, и, следовательно, должен быть начитанным, эрудированным, обладать обширными познаниями в литературе, педагогике, психологии, риторике, ну и, конечно же, любить свое дело.

Важные качества библиотекаря - профессиональный такт, который выражается в уважении к читателям. Он говорит на языке, близком слушателям, находит способы сохранить их внимание до конца мероприятия. По необходимости, глядя на слушателей, он должен уметь переключать их внимание. Направляя внимание аудитории на осмысление каких-то проблем, он в то же время должен дать возможность ей расслабиться и даже посмеяться. Он должен уметь вовремя понять настроение аудитории. Важно, чтобы выбор темы сопрягался с эмоциональным настроем, уровнем знаний, профессиональными возможностями библиотекаря, чтобы он никому не подражал, а стремился к творческому самовыражению. Ведь по физическому и душевному складу мы не одинаковы: одни обладают сильным и красивым голосом, другие от природы - даром убеждения и логики. Очень важно во время любого мероприятия уметь "играть" мимикой, а также всегда наблюдать за аудиторией, чтобы не было скучающих и безучастных слушателей.

© 2010-2022