Урок по избиретльному праву Выборы и молодежь

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ''№ 18 г. Симферополя''

Открытый урок

«Выборы и молодежь»

Содержание

Аннотация

Введение

Общая характеристика внеклассного мероприятия

Содержание мероприятия «Выборы и молодёжь»

Заключение

Аннотация

Предлагаемый урок предназначен как для проведения внеклассного мероприятия на тему «Выборы и молодежь». Он рассчитан на учеников 8-11 классов общеобразовательных школ. Урок составлен с учетом современных педагогических технологий.

Отличительная черта: работа позволяет учащимся сформировать четкую гражданскую позицию в области избирательного права, что особенно необходимо в современном обществе, умение работать в группах.

Введение

В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном «социо» пространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах.

Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право», которому и посвящено внеклассное мероприятие на тему «Выборы и молодёжь». Классный час посвящен как теоретической части избирательного права, так и практической реализации идей для активизации выборной активности молодежи.

Актуальность данной проблемы: необходимость формирования гражданского самосознания в области избирательного права.

Цель мероприятия: сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия в судьбе государства. Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:

- активизировать учащихся;

- сформировать положительное отношение друг к другу;

- способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.

- сформировать умение разрешать конфликтные ситуации.

Для решения поставленных задач наиболее приемлемым является использование современных информационных технологий (мультимедийная презентация основного материала). Учащиеся разделены на подгруппы.

Термины и понятия, используемые в теме: избирательное право, избирательный процесс, избирательные права граждан, нормы права, Конституция РФ, государство, ответственность, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

I. Общая характеристика внеклассного мероприятия.

Цели внеклассного мероприятия: Сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства. Подвести учащихся к критическому осмыслению получаемой информации.

Обучающая цель: Обеспечить изучение материала по теме "Избирательное право", научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки анализа и систематизации информации.

Развивающая цель: Формировать их познавательную активность и творческое мышление, совершенствовать навыки групповой работы.

Воспитательная цель: Воспитать стремление к сотрудничеству, гражданской ответственности, чувство патриотизма.

Оборудование и материалы, применяемые на внеклассном мероприятии:

1)Мультимедийный проектор, компьютер

2)Мультимедийная презентация «Избирательное право» - призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на восприятие материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать
информацию.

3)Анкеты для учащихся с целью формирования собственной позиции
учащегося на полученную информацию.

Методы и приемы, используемые в мероприятии:

- Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.

- Запись на доске для корректировки основных направлений деятельности на уроке.

- Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.

- Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.

- Метод временных ограничений - для мобилизации творческой активности при работе на уроке.

II. Содержание мероприятия «Выборы и молодёжь».

Классный час № 1. «Основные положения избирательного права». (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Оргмомент: тема сегодняшнего мероприятия «Выбор». Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем и соответственно речь пойдет об избирательном праве. Сегодня мыс вами вспомним основные избирательные права и избирательные системы. Побеседуем над представленными задачами-ситуациями, которые мы обсудим после, и напишете небольшое Эссе на тему: «Зачем необходимы выборы?».

Мотивация: эта тема важна тем, что сегодня мы будем говорить не только о правах человека, ной о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор.

3. Ход мероприятия:

Прежде чем приступить к обсуждению понятий на данную тему, учащимся предлагается ответить на вопросы небольшой анкеты, которая заранее разложена на партах.

Анкета.

1. Волнует ли вас ваше будущее?

а) Да б) Нет

2. Волнует ли вас судьба вашей страны?
а) Да б) Нет

Хотели бы вы принимать участие в её судьбе? а) Да б) Нет

Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать? а) Да б) Нет

Почему вы бы пошли или не пошли голосовать? а) Это мой долг б) Потому что все ходят

в) Не знаю

г) Понимаю, что надо, но лень идти
д) Это ничего не изменит е) Неинтересно
ж) другое

После анкетирования вспоминаем основное содержание Избирательного права. Для этого на экране, при помощи мультимедийной презентации демонстрируются основные моменты с комментариями преподавателя. Избирательное право Избирательные права граждан

Нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной...

Избирательные права граждан - это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст. 3, 23 Конституции РФ)

Избирательные права граждан Активные Пассивные

Основные принципы демократического избирательного права:

Всеобщее

Равное

Прямое избирательное право

Тайное голосование

Виды избирательных систем. Мажоритарная избирательная система:

Результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов

Выборы могут проводиться как за кандидата, так и за партию

Избирательные округа являются одномандатными (может быть избран только один депутат или депутаты по одному списку)

Партия или блок, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте. Пропорциональная избирательная система:

Голосование по партийным спискам

Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос

При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов.

Вопрос к учащимся: сформулируйте плюсы и минусы данных избирательных систем и приведите примеры.

Обсуждение вопроса проходит по подгруппам. Для мобилизации времени можно предложить двум группам работать над одной избирательной системой, другим двум группам - над другой. Время на работу отводится 5-7 минут и столько же на обсуждение.

После заслушивания и обсуждения по подгруппам положительных и отрицательных сторон избирательных систем учащимся предлагается поработать над задачами-ситуациями и прокомментировать их. Осуждение задач также проходит в группах. Каждая подгруппа решает свою собственную задачу, остальные группы дополняют или высказывают свою точку зрения.

Задача 1.

На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г. из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, лишь 4 получили место в Думе.

Как вы думаете, целесообразно ли создавать столь большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Почему?

Задача 2.

Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. А могут ли выборы быть несвободными и нечестными? Как вы себе такие выборы представляете?

Задача 3.

«В 1598 г. после смерти царя Федора Иоанновича на Земском соборе царем был избран его шурин (брат жены) Борис Годунов. В состав Земского собора входили: духовенство -99 человек; бояре, дворяне, дьяки - 277; выборные от городов - 33; стрелецкие головы -7; гости (купцы) -22; старосты гостиных (купеческих) сотен -5 и др.»

Что можно сказать о демократичности состава этого Собора?

После обсуждения в подгруппах, учащиеся выбирают одного человека, который и зачитывает ответ, предложенный его подгруппой. Если в ответе есть неувязки, то задачу предлагается обсудить всему коллективу.

В конце работы, учащиеся самостоятельно пишут Эссе о необходимости избирательного права и роли гражданина в этом процессе.

По окончании написания Эссе, следует прокомментировать домашнее задание для следующего классного часа:

Подготовить проект избирательной листовки с призывом к молодежи о принятии участия в выборах.

Критерии: избирательный листок должен быть красочным, звучным, запоминающимся.

Заключение.

Мероприятие подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность. Как показывает опрос учащихся нашей школы (вариант анкеты изложен выше): большая часть из них считает необходимым принятие участия в выборах любого уровня, не зависимо от их личного отношения к тому или иному представителю власти. Значит, поставленная перед мероприятием цель была достигнута.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и

формировании таких компетенций как:

- принимать ответственные решения;

- участвовать в принятии групповых решений;

- разрешать конфликтные ситуации;

Следовательно, можно сделать общий вывод мероприятия: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.


© 2010-2022