- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Дети и родители. Давайте понимать друг друга (7 класс)
Классный час на тему Дети и родители. Давайте понимать друг друга (7 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костина С.В. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дети и родители. Давайте понимать друг друга
Классный час в 7 классе
Составитель: Костина С. В.,
классный руководитель 7 класса
Открытый классный час в рамках методической недели
«Как избежать насилия в школе или Воспитание милосердия»
Классный руководитель: Костина Светлана Викторовна
Класс: 7
Тема: Дети и родители. Давайте понимать друг друга.
Цель: формирование доброжелательных взаимоотношений в семье, воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
Обучающие:
-
определить понятие конфликта;
-
выявить причины возникновения конфликта в семье между детьми и родителями;
-
обозначить способы сглаживания конфликтных ситуаций.
Воспитывающие:
-
воспитывать уважение и любовь к близким и родным людям;
-
прививать чувство заботы и ответственности за близкого человека;
-
способствовать формированию основных норм нравственности;
-
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей.
Развивающие:
-
способствовать развитию умения правильно оценивать конкретную конфликтную ситуацию;
-
развивать умение высказывать свою точку зрения, способности коммуникативного общения.
Форма проведения: дискуссионные качели.
Организация класса: класс делится на две группы - «дети» и «родители», отдельно создается группа для инсценирования специально подобранных классным руководителем конфликтных ситуаций.
Оформление кабинета: на доске эмблема в виде уравновешенных качелей или весов, эпиграфы к классному часу.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Н. Толстой.)
В семье разлад - так и дому не рад. (Пословица.)
Согласную семью и горе не берет. (Пословица.)
Не нужен клад, когда в семье лад. (Пословица.)
Предварительная работа: накануне классного часа проводится анкетирование ребят по данной проблеме. Примерные вопросы такой анкеты:
-
Что такое конфликт?
-
Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
-
Кто первым в такой ситуации шёл на мировую: вы или родители?
-
Понимают ли вас ваши родители?
-
Что чаще становится причиной конфликтов?
Ход классного часа:
Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.
-
Вступительное слово классного руководителя.
Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Я неслучайно выбрала такую не совсем обычную форму общения - круг. Как вы думаете - почему?.. Да, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг - это гарантия вашей защищенности. Познакомимся с правилами, которые при этом нужно выполнять (ученик зачитывает правила):
-
В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
-
Говорит один, все слушают, не перебивая.
-
Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.
-
Введение в тему классного часа: упражнение «Ассоциации».
Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.
Ученики сидят в кругу, в руках ведущего мяч.
Инструкция: В фокусе нашего сегодняшнего внимания - конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств, образов. Мы все слышали о конфликте. Давайте исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?
После первого ряда произвольных ассоциаций, провести игру
«Ответь на вопрос»:
-
Если конфликт - это музыка, то какая?
-
Если конфликт - это погода, то какая?
-
Если конфликт - это животное, то какое?
-
Если конфликт - это вода, то какая?
-
Если конфликт - это растение, то какое?
-
Если конфликт - это человек, то какой?
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.
-
Целеполагание.
Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители - люди одного поколения, дети - другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Всё это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам.
Итак, конфликт между детьми и родителями. Имеют ли они место у нас, что становится причиной, как с наименьшими потерями выйти из такой ситуации? Это тема нашего разговора сегодня.
-
Рефлексия.
Ответы на какие вопросы хотели бы вы найти в ходе нашего классного часа?
(Примерные формулировки ответов написаны на доске,
каждый выбирает свой ответ.)
- Как избежать конфликта с родителями?
- Какую семью можно назвать «счастливой»?
- Что ещё, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?
- Как следует понимать слова «не нужен клад, когда в семье лад»?
Каждому из нас часто хочется что-то изменить во взаимоотношениях с родителями. Мы даже загадываем желания. Предлагаю и сегодня загадать желания, исполнение которых приведет к миру и согласию в семье.
(Примерные формулировки желаний написаны на карточках, каждый выбирает свой ответ.)
- Хочу, чтобы родители меня понимали.
- Хочу, чтобы в семье меня услышали.
- Хочу, чтобы в нашей семье никогда не ругались.
- Хочу, чтобы родители интересовались моими проблемами.
- Хочу, чтобы мои родители гордились мной.
- Хочу никогда не огорчать родителей.
- Хочу, чтобы мы с родителями знали друг о друге больше.
- Хочу, чтобы мои родители никогда не ссорились.
- Хочу, чтобы родители больше проводили времени со мной.
-
Анализ анкет учеников класса.
Предварительно мы провели среди вас опрос и сейчас представляем некоторые его результаты.
Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
Положительно ответили 83,3% опрошенных.
Что часто становится причиной конфликта?
Ответы распределились следующим образом: 33,3% всех конфликтных ситуаций возникают из-за учебы. И это неудивительно, так как она занимает большую часть вашего времени. 16,6% конфликтов вы объясняете отсутствием взаимопонимания между вами и вашими родителями. В 16,6% случаев ваши друзья становятся причиной ссор с родителями. Среди других причин (33,3%) можно выделить:
-
время вечерних прогулок и их продолжительность, поведение - 16,6%.
-
домашние обязанности и пустяки - 16.6%.
Кто чаще первым идет на сближение?
Результаты опроса показали, что чаще (50% ответивших) в конфликтной ситуации первыми на мировую идут родители, как более старшие, умудренные жизненным опытом. 33,3% из вас - делают это сами. 16,6% - указали, что они первыми идут на сближение с родителями не всегда, а лишь в зависимости от конкретной ситуации.
-
Обсуждение конфликтных ситуаций.
Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Что для этого нужно сделать? Какую линию поведения избрать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни. Для этого разделимся на две группы: «дети» и «родители». Попробуем обсудить ситуации с позиции детей и родителей.
СИТУАЦИЯ 1.
Сын в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся её разговор с сыном.
Обсуждение конфликтной ситуации. Оценка поведения сына и мамы. Обсуждается вопрос: как с самого начала необходимо было повести себя дочери и матери, чтобы избежать конфликта? Слушаются обе точки зрения. Происходит поиск решения, выработка правильного стиля поведения.
СИТУАЦИЯ 2.
Дочь возвращается в два часа ночи. Родители возмущены до предела. Как избежать страшного конфликта в семье?
Аналогичное обсуждение.
СИТУАЦИЯ 3.
Ребенок требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.
Обсуждение. Поиск путей выхода из данной конфликтной ситуации.
Выводы. Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.
-
Составление памятки для детей.
Поговорка «родителей не выбирают» всё-таки верна. Нравится нам это или нет, но достаточно большую часть жизни мы вынуждены провести в родном доме, в семье, и лучше сделать так, чтобы время это прошло с пользой и комфортом. Для этого давайте попробуем сформулировать для нас несколько правил поведения в семье для ребенка.
Ученики зачитывают правила поведения.
Дорогой друг!
-
Всегда старайся проявлять по отношению к близким уважение, заботу, любезность.
-
Помни, грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит твоих родных.
-
Чаще произноси такие слова, как «спасибо», «пожалуйста».
-
Здоровайся с родителями. Помни, здороваясь, мы приветствуем человека и желаем ему здоровья.
-
Уважай родных и близких, считайся с ними.
-
Попробуй не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. Слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, будут восприняты и осмыслены противоположной стороной.
-
Помни, какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счёту они желают тебе добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайся понять их.
-
Умей понять родителей, постарайся посмотреть на ту или иную ситуацию их глазами.
-
Умей просить прощение у родных и близких.
-
Всегда помни: первая заповедь гасит - «почитай отца своего и мать».
- А что можно посоветовать нашим родителям?
Ученики зачитывают памятку для родителей.
-
Не балуйте меня, вы этим меня портите.
-
Не бойтесь быть твердым со мной.
-
Если вы будите давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
-
Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
-
Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
-
Не ругайте на меня без повода, не срывайте на мне зло.
-
Не ругайтесь при мне, это травмирует меня.
-
Научитесь признавать свою неправоту, умейте попросить прощения у меня, если оказались не правы.
-
Чаще интересуйтесь моими делами и успехами.
-
Давайте чаще проводить вместе свободное время.
-
Не поднимайте на меня руку, это только озлобит меня и настроит против вас.
-
Никогда не говорите мне, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности сравняться с вами.
-
Я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
-
Дискуссия «Погода в доме».
Тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме».
Участникам дискуссия предлагается объяснить смысл пословиц, служащих эпиграфом к классному часу.
Продолжает звучать песня «Погода в доме».
Обратите внимание на слова этой песни. Как вы их понимаете?
Не всегда всё благополучно в семье. Порой набегают и тучи.
- Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?
- Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?
А теперь разгоним тучи над домом.
Участники снимают «тучи», читают надписи на них
и откладывают в сторону.
(Лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость, лживость.)
Вот уже засияло солнышко. Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит от нас самих и нашего поведения…
Хотелось бы, чтобы в ваших семьях всегда светило теплое, ласковое солнце. Дул легкий ветерок. Никогда не было проливных дождей и порывистых ветров.
Вывод: Только тогда наш дом будет крепким, когда в нем будет царит мир и покой, взаимопонимание и уважение, когда мы будем прислушиваться друг к другу, давать советы и заботиться друг о друге. Именно об этом стихотворение Т. Кузовлёвой «Семья».
Читает ученик.
На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Всё же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоём, мы - семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь перед сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи, снося в одиночку,
Говорила, измаясь в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят…
Мы едины любовью и верой.
Мы едины землёй и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
-
Заключительный блиц-опрос
Проводится заключительный блиц-опрос, который является и рефлексией.
-
Мои отношения с родителями станут лучше, если…
-
Моих родителе можно перевоспитать, для чего…
-
Я больше не буду ссориться с родителями из-за…
-
Нельзя допускать в отношениях с родителями…
-
Родители никогда не должны…
-
Идеальными родителями я считаю…
Будьте терпеливы и доброжелательны! Желаю успеха мира, тепла и уюта в вашем доме!
-
Домашнее задание.
Заполните дома анкету-таблицу «Я в семье». Подумайте и напишите ответ. Приведите примеры.
Вопрос
Ответ (примерный вариант ответа)
1. Какая ты дочь?
Я помогаю маме в делах по работе, по хозяйству. Иногда упрямая, вредная, а иногда хорошая. Послушная. Иногда расстраиваю маму по пустякам.
2. Какая ты внучка?
Помогаю бабушке во всем, что она просит. Очень, очень редко ругаемся.
3. Какая ты сестра?
Я очень хорошая сестра. Я играю с братом в разные игры. Хожу с ним гулять. Иногда укладываю его спать, сижу с ним в выходные, если моя мама на работе.
4. Какая ты родственница?
Я с родственниками не ругаюсь и не спорю. Когда они к нам приходят, я стараюсь их развеселить и угощаю чаем.
Эта анкета - своего рода «рефлексивный листок». Она не только показывает отношения ребенка с членами своей семьи, но и побуждает его задуматься над этими отношениями.
Памятка для ребенка
Дорогой друг!
-
Всегда старайся проявлять по отношению к близким уважение, заботу, любезность.
-
Помни, грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит твоих родных.
-
Чаще произноси такие слова, как «спасибо», «пожалуйста».
-
Здоровайся с родителями. Помни, здороваясь, мы приветствуем человека и желаем ему здоровья.
-
Уважай родных и близких, считайся с ними.
-
Попробуй не повышать голос в споре: ничего кроме раздражения, это у родителей не вызовет. Слова, сказанные абсолютно спокойно и уверенно, будут восприняты и осмыслены противоположной стороной.
-
Помни, какими бы несправедливыми ни казались поступки родителей, по большому счёту они желают тебе добра. Пусть даже они не всегда могут это объяснить. Постарайся понять их.
-
Умей понять родителей, постарайся посмотреть на ту или иную ситуацию их глазами.
-
Умей просить прощение у родных и близких.
-
Всегда помни: первая заповедь гасит - «почитай отца своего и мать».
Памятка для родителей.
Дорогие мои родители!
-
Не балуйте меня, вы этим меня портите.
-
Не бойтесь быть твердым со мной.
-
Если вы будите давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
-
Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.
-
Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
-
Не ругайте на меня без повода, не срывайте на мне зло.
-
Не ругайтесь при мне, это травмирует меня.
-
Научитесь признавать свою неправоту, умейте попросить прощения у меня, если оказались не правы.
-
Чаще интересуйтесь моими делами и успехами.
-
Давайте чаще проводить вместе свободное время.
-
Не поднимайте на меня руку, это только озлобит меня и настроит против вас.
-
Никогда не говорите мне, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности сравняться с вами.
-
Я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.