Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию

Из опыта работы учителя специальных (коррекционных) классов МБОУ Рожковская СОШ  Сидоровой Натальи Степановны  в сфере духовно- нравственного образования и воспитания  детей с ограниченными возможностями во внеурочной деятельности. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В нашей стране стремительно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Духовно-нравственное воспитани...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Рожковская средняя общеобразовательная школа















«Никольские педагогические чтения»











Из опыта работы

учителя специальных (коррекционных)

классов МБОУ Рожковская СОШ

Сидоровой Натальи Степановны

в сфере духовно- нравственного образования и воспитания

детей с ограниченными возможностями

во внеурочной деятельности.



















с.Рожок, 2014г.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В нашей стране стремительно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Духовно-нравственное воспитание таких учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

В 2013-2014 учебном году я начала работать классным руководителем 5,7,9 специального (коррекционного) класса. Наблюдая за детьми, беседуя с коллегами, ранее работавшими с ними, проведя диагностику

я увидела, что такие дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому они по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Поэтому я считаю, что тема духовно-нравственного воспитания в работе с такими детьми чрезвычайно актуальна.

Целью моей работы как классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В первый год мной разработана программа воспитательной работы «В мире добра». Девизом этой программы и девизом моего класса стали слова «Жизнь дана на добрые дела»

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Эти задачи я решала , используя различные формы, методы и приемы работы не только в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала (например, тема по природоведению «Российская Федерация». Здесь я не только рассказывала детям о том, какие народы населяют Россию, но и старалась воспитывать у них уважение к их культуре, традициям, но и, конечно, в первую очередь любовь к традициям своего народа.

Я провожу эту работу и в системе внеурочных мероприятий.

1 сентября был проведен классный час «Конституция-основной закон». Цель: познакомить учащихся с Конституцией России; развивать познавательный интерес к своей Родине; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства; воспитывать патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою страну.

Классный час, проведенный с обучающимися в ноябре , был посвящен героям- Сосновчанам. Начался он с видео «День героев Отечества», из которого дети узнали, что это за праздник, кому он посвящен. Затем я познакомила учащихся со статьями газеты «Сосновский вестник» о героях сосновского края: Иване Ивановиче Сергунине, Павле Яковлевиче Матвееве, Семене Ивановиче Младенцеве , Иване Васильевиче Фомичеве, Александре Ивановиче Попкове. Спросила детей, есть ли среди их знакомых люди, которых они могли бы назвать героями. Головина Маша назвала бабушку Машу, которая пережила годы войны. Юрин Миша считает героем своего двоюродного брата, потому что он служил в армии, летал на самолетах и потому что он храбрый и сильный. Катя Чернова не смогли никого назвать.

Обсуждая подвиги героев - Сосновчан, задала детям вопрос: А если для нашей страны наступят тяжелые времена, смогли бы они поступить также по геройски. Они затруднились в ответе на этот вопрос.

Для себя я сделала вывод: нужно больше рассказывать детям о людях, совершающих смелые поступки. Нужно воспитывать у них потребность жить по правилу «Сам погибай, а товарища выручай». Была проведена игра- путешествие «Права ребенка» с использованием презентации. В ходе игры- путешествия обучающиеся закрепляли свои знания о правах ребенка. Познакомились с документами: «Конвенцией о правах ребенка», «Семейным кодексом РФ». В ходе игры они комментировали статьи «Семейного кодекса РФ», высказывали свое мнение, приводили примеры из собственной жизни. Игра-путешествие» закончилась блиц- опросом по теме. В конце сделали вывод: данное занятие было полезным. Знания, полученные во время игры- путешествия помогут им в защите прав их будущих детей и младших братьев и сестер.

В январе месяце мы начали реализовывать проект 3 «Д» (Делай добро даром) (см.приложение). Цель этого проекта: создать условия для развития у учащихся стремления делать добро окружающим людям, быть чуткими, добрыми, уметь сострадать. Реализуя проект, дети с удовольствием оказывали помощь пожилым людям, заботились о малышах, приводили в порядок территорию памятника погибшим воинам, проводили праздник для опекаемых ребят «Моя бабушка лучшая на свете», участвовали в акции «Дом без одиночества», в ходе которой посетили больницу, где живут престарелые инвалиды Побеседовав со школьным библиотекарем Лобановой Галиной Геннадьевной, дети узнали, что в библиотеке есть книги, требующие ремонта. Они сразу решили, что этим займутся. В результате около 20 книг ими было отремонтировано.

. В процессе реализации проекта я увидела своих детей совершенно с другой стороны. Оказывается, Юрин Миша очень любит заботиться о малышах, участвовать в представлениях , разыгрываемых для них; Чернова Катя со страданием относиться к пожилым, больным людям и хочет им помочь.

В этом учебном году программа воспитательной работы «Вместе весело шагать». Одной из главных задач данной программы является духовно- нравственное воспитание учащихся. В рамках данной программы мы провели игру- путешествие «Всемирный день поэзии», где дети смогли себя попробовать в роли поэтов. И это у них неплохо получилось. Они сочинили стихотворение о своей малой Родине (см.приложение).

На экскурсии «Люблю тебя, мой край родной», проведенной также в рамках данной программы учащиеся любовались природой родного края. Мы побеседовали о том, почему нужно беречь природу и как это нужно делать. По возвращению в класс просмотрели видео с природой села Рожок, где учащиеся наблюдали красоту наших лесов, озер, слушали пение птиц, живущих в наших лесах. Просмотрели альбом «Природы дивные картины родной Рожковской стороны», где помещены замечательные фотографии родной природы, сопровождаемые стихами жительницы нашего села Швечковой Н.С. Вот одно из них:

Тишиной все объято в округе.

Полумраком одет белый свет

За околицей в нашей деревне

Начинается тихий рассвет.

Сквозь трескучие темные сосны

Пробивается лучик тепла,

Лучик света от нашего солнца,

Лучик веры, надежды, добра.

И результатом данного мероприятия стал плакат «Берегите природу!»

Все эти мероприятия способствуют духовно-нравственному развитию детей, учат их быть добрыми, отзывчивыми, милосердными.

Я считаю, что тема духовно- нравственного воспитания «красной чертой» проходит через всю работу. Ежедневно я веду беседы с детьми о том, что хорошо, а что плохо, обращаю внимание на самые незначительные их хорошие поступки, привожу им примеры из жизни о проявлении нравственности и порядочности других людей, показываю презентации (например, «Экскурсия в Никольский храм», (см.приложение) сопровождаемой песней Копыловой «Научи меня молиться») и т.д.

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве (украшение класса к Новому году, в изготовлении газет, поделок, участиях в конкурсах), которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Конечно, проблем еще очень много, но проведенная работа уже дает пусть еще очень незначительные, но результаты ( коллектив в классе стал более сплоченным, дети чаще поступают по-доброму, помогают друг другу).

Конечно, очень хочется чаще организовывать экскурсии в храмы, художественные галереи, музеи, места боевой славы, что способствует формированию духовно-нравственных качеств школьника.

Воспитание - процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию принесёт свои плоды, что позволит изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.



© 2010-2022