- Преподавателю
- Классному руководителю
- Творческий час «Воспитание толерантности»
Творческий час «Воспитание толерантности»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фаттахова А.А. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Воспитание толерантности.
Цель: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности; стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности; дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.
Основные задачи:
-
формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
-
сформирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;
-
воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-
развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
-
развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;
-
формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
-
повышение уровня творческой активности учащихся;
-
развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле
Ход творческого часа
Тест: «Насколько вы толерантны?»
Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
1 Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?
а) да
б) нет
2 Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтёте?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил
3 Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?
а) да
б) нет
4 Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать
5 Можете ли вы найти контакт с представителями других интересов, обычаями, чем у вас?
а) мне трудно было бы это сделать
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6 Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере
7 Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело?»
а) да
б) нет
8 Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня
б) я лишь радуюсь за него (неё)
9 В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена Ваша реакция:
а) уйдёте пораньше под благовидным предлогом
б) вступите в спор
( собрать тесты)
Воспитатель: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Высказывание учащихся как они понимают слово толерантность.
Воспитатель: В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различные культуры, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.
«Перед вами две дороги. Выбирайте…»
« Перед вами две дороги. Выбирайте…»
« Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре, на правой стороне улицы сидел пожилой мужчина в рваной рубахе, очень грязных брюках, резиновых сапогах. Он был то ли цыганом, то ли таджиком,- сложно было различить. Его волосы длинными, спутанными прядками спадали на его перепачканное лицо. Возле мужчины валялась потрёпанная сумка, а сам он сидел, обхватив левую ногу чёрными руками слегка покачиваясь. Он тихонько стонал, а в глазах - чёрных, глубоких - стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь,у него сломана. Смотри, у него на штанине кровь.
-А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду, - девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты моя девушка, и не смей общаться со всякими…Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что: я…. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно ты понимаешь? Нет. Ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к бомжу. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно отдёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?
- Я сломал её… Кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница, Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. У меня есть полотенце - случайно оказалось с собой. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, юная леди. Спасибо…
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним и хмуро смотрел на то. Как девушка вытирает кровь. - Я забыла кошелёчек… У тебя нет телефонного жетона?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, от взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда. Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Прижмите полотенце. Вот так. Я пойду вызову врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефону автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина. - Спасибо Вам. - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте своё счастье».
Вопросы для обсуждения:
-
Почему молодой человек отказался помочь?
-
Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
-
Нужно ли помогать больному человеку, бомжу? А если он другой, чем вы, национальности?
-
Как вы думаете, каждый ли бомж - лентяй и алкоголик? Могут ли среди беженцев быть умные, образованные люди, которые вследствие ряда причин оказались на «дне» жизни?
-
Как общество должно относиться к бомжам, беженцам? Как к ним относятся в нашем обществе?
Провести ещё раз тест «Насколько вы толерантны?»
Цель: Узнать на сколько у учащихся изменилась степень толерантности.
Воспитатель: « Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желание власти, материального достатка любой ценой, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Другой путь - это путь человека хорошо знающего себя, комфортно чувствуещего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. чтение стихотворения учащейся «Молитва о встрече»
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того , чтобы оправдывать твои надежды ,
не для того , чтобы отвечать твоим интересам ,
не для того , чтобы соответствовать твоим ожиданиям .
И ты пришел в это мир
не для того , чтобы соответствовать моим ожиданиям ,
не для того , чтобы отвечать моим интересам ,
не для того , чтобы оправдывать мои надежды .
Потому что я - это я , а ты - это ты .
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно !
А если нет - ну что ж , ничего не поделаешь
Упражнение « Эмблема толерантности» (по подгруппам)
Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.
Учащимся предлагают самостоятельно нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках.
Политических документах, национальных флагах.
Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.