- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическое пособие Педагогическая диагностика в начальной школе
Методическое пособие Педагогическая диагностика в начальной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кнырь А.А. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Содержание:
I. Психические познавательные процессы
1) внимание
2)мышление
3)воображение
4)память
II .Варианты контрольных работ для начальной школы:
-
По математике 1класс. Тема: «Сложение в пределах 10»
-
По русскому языку
Внимание
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Мышление
мышление - это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
-
Тест: на проверку словесно-логического мышления
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
-
Кто больше: лошадь или собака?
-
Утром люди завтракают, а вечером?
-
Днем на улице светло, а ночью?
-
Небо голубое, а трава?
-
Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?
-
Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?
-
Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?
-
Который сейчас час?
-
Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка - это…?
-
На кого похожа собака - на кошку или на курицу?
-
Для чего на всех автомобилях есть тормоза?
-
Чем похожи молоток и топор?
-
Чем отличаются гвоздь и винт?
-
Что общего между белкой и кошкой?
-
Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?
-
Какие ты знаешь виды транспорта?
-
Чем отличаются старый от молодого человека?
-
Для чего занимаются спортом?
-
почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?
-
Для чего на конверте марка?
Выводы об уровне развития
Правильны ответы на 20-18 вопросов Ребенок готов к школе
На 17-14 Средняя готовность
На 14-13 Необходимы дополнительные обследования
От 13 и ниже Подготовка ниже нормы
+
-
Позволяет выявить уровень
словесно-логического мышления.
Позволяет сэкономить время, т.к. не
требует раздаточного материала.
Позволяет выявить уровень словарного запаса.
Проверить правильность составления предложений.
Проводится индивидуально.
Воображение
МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ ИГРУ"
Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1) Как называется игра?
2) В чем она заключается?
3) Сколько человек необходимо для игры?
4) Какие роли получают участники в игре?
5) Как будет проходить игра?
6) Каковы правила игры?
7) Чем должна будет закончиться игра?
8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
Оценка результатов
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.
Критерии оценки
1) оригинальность и новизна, 2} продуманность условий,
3) наличие различных ролей,
4) наличие правил,
5) точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов.
0 баллов - полное отсутствие определенного признака,
1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака,
2 балла - отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
-
балл - очень низкий.
Память
Методика "Долговременная память".
Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:
где А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.
Контрольная работа по математике
Вариант 1.
1. Реши задачу:
Школьники посадили 14 кустов, а деревьев на 6 меньше. Сколько всего саженцев посадили школьники?
-
Вычисли столбиком:
26 + 47 = 87 - 25 =
44 + 36 = 70 - 27 =
69 + 17 = 44 - 71 =
-
Реши уравнения:
х + 40 = 62 х + 17 = 33
-
Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее.
5*. Сумма трёх чисел равна 11. Сумма первого и второго 6, а сумма второго и третьего 9. Найди эти числа.
Вариант 2.
-
Реши задачу:
К праздника купили 17 кг груш, а яблок - на 7 кг больше. Сколько всего килограммов фруктов купили к празднику?
-
Вычисли столбиком:
53 + 37 = 86 - 35 =
36 + 23 = 80 - 56 =
65 + 17 = 88 - 81 =
-
Реши уравнения:
64 - х = 41 30 + х = 67
-
Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 3 см короче.
5*. Сумма трёх чисел равна 16. Сумма первого и третьего 11, сумма третьего и второго 8. Найдите эти числа.
Контрольная работа по русскому языку
Вариант 1
1. Запиши буквы, с которых начинаются имена людей:
Иван, Лариса, Зоя, Вера, Анна, Слава, Егор, Эмма, Гриша.
Подчеркни гласные буквы.
Вспомни, какие цветы растут на лугу, в саду.
Запиши буквы, с которых начинаются названия цветов:
ромашка, василек, колокольчик, астра, роза.
Подчеркни согласные буквы.
Вспомни и запиши имена людей, которые начинаются с этих букв (2-3 слова).
Какие слова «спрятались»? Выпиши их.
о р л ы к о р а к и р а н а к а р а с ь
Выдели в этих словах слоги.
Вариант 2
1. С помощью буквы и преврати лапу в дерево, рис - в цветок, кота - в морское животное.
лапа кот рис
Запиши слова, которые у тебя получились.
Собери для царевны Несмеяны букет цветов, в названии которых есть звук [н].
(Пион, тюльпан, ромашка, василек, ландыш)
___________
___________
___________
Запиши названия этих цветов. Выдели слоги.
Составь из слогов слова.
ти то ни на со но ты си ки са о ко та
Запиши 2-3 слова.
2. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.
У Сони была кукла (у Ани, у Кати).
У Алеши была машина (у Бори, у Никиты).
3. Зрительно-предупредительный диктант.
У Пети были сани. Он катал Мишу.
Вот лужайка. Жук сел на старый пень.
4. Прослушай предложение.
У осы не усы, а усики.
Запиши слова, в которых все согласные твердые.
Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.
Собака Мушка спит на крыльце.
13