Методическое пособие Педагогическая диагностика в начальной школе

Методическое пособие "Педагогическая диагностика в начальной школе".это пособие поможет классным руководителям начальных классов определить уровень развития различных психических познавательных процессов: внимание,мышление,воображение,память. в нём представлены тесты различных видов, на определение уровня развития.так же в этом пособии представлены варианты контрольных работ по русскому языку и математике для 1 классов.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособие Педагогическая диагностика в начальной школе



















Содержание:

I. Психические познавательные процессы

1) внимание

2)мышление

3)воображение

4)память

II .Варианты контрольных работ для начальной школы:

  1. По математике 1класс. Тема: «Сложение в пределах 10»

  2. По русскому языку

Внимание

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Мышление

мышление - это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

  1. Тест: на проверку словесно-логического мышления

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Кто больше: лошадь или собака?

  2. Утром люди завтракают, а вечером?

  3. Днем на улице светло, а ночью?

  4. Небо голубое, а трава?

  5. Черешня, груша, сливы, яблоки - что это?

  6. Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд?

  7. Москва, Санкт-Петербург, Казань-это?

  8. Который сейчас час?

  9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка - это…?

  10. На кого похожа собака - на кошку или на курицу?

  11. Для чего на всех автомобилях есть тормоза?

  12. Чем похожи молоток и топор?

  13. Чем отличаются гвоздь и винт?

  14. Что общего между белкой и кошкой?

  15. Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту?

  16. Какие ты знаешь виды транспорта?

  17. Чем отличаются старый от молодого человека?

  18. Для чего занимаются спортом?

  19. почему считается плохо, если кто-то не хочет работать?

  20. Для чего на конверте марка?

Выводы об уровне развития

Правильны ответы на 20-18 вопросов Ребенок готов к школе

На 17-14 Средняя готовность

На 14-13 Необходимы дополнительные обследования

От 13 и ниже Подготовка ниже нормы

+

-

Позволяет выявить уровень

словесно-логического мышления.

Позволяет сэкономить время, т.к. не

требует раздаточного материала.

Позволяет выявить уровень словарного запаса.

Проверить правильность составления предложений.

Проводится индивидуально.

Воображение

МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ ИГРУ"

Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1) Как называется игра?

2) В чем она заключается?

3) Сколько человек необходимо для игры?

4) Какие роли получают участники в игре?

5) Как будет проходить игра?

6) Каковы правила игры?

7) Чем должна будет закончиться игра?

8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

Критерии оценки

1) оригинальность и новизна, 2} продуманность условий,

3) наличие различных ролей,

4) наличие правил,

5) точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов.

0 баллов - полное отсутствие определенного признака,

1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака,

2 балла - отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

  1. балл - очень низкий.

Память

Методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

Методическое пособие Педагогическая диагностика в начальной школе

где А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.

Контрольная работа по математике

Вариант 1.

1. Реши задачу:

Школьники посадили 14 кустов, а деревьев на 6 меньше. Сколько всего саженцев посадили школьники?

  1. Вычисли столбиком:

26 + 47 = 87 - 25 =

44 + 36 = 70 - 27 =

69 + 17 = 44 - 71 =

  1. Реши уравнения:

х + 40 = 62 х + 17 = 33

  1. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 1 см длиннее.

5*. Сумма трёх чисел равна 11. Сумма первого и второго 6, а сумма второго и третьего 9. Найди эти числа.

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

К праздника купили 17 кг груш, а яблок - на 7 кг больше. Сколько всего килограммов фруктов купили к празднику?

  1. Вычисли столбиком:

53 + 37 = 86 - 35 =

36 + 23 = 80 - 56 =

65 + 17 = 88 - 81 =

  1. Реши уравнения:

64 - х = 41 30 + х = 67

  1. Начерти один отрезок длиной 1 дм, а другой на 3 см короче.

5*. Сумма трёх чисел равна 16. Сумма первого и третьего 11, сумма третьего и второго 8. Найдите эти числа.

Контрольная работа по русскому языку

Вариант 1

1. Запиши буквы, с которых начинаются имена людей:

Иван, Лариса, Зоя, Вера, Анна, Слава, Егор, Эмма, Гриша.

Подчеркни гласные буквы.
Вспомни, какие цветы растут на лугу, в саду.

Запиши буквы, с которых начинаются названия цветов:

ромашка, василек, колокольчик, астра, роза.

Подчеркни согласные буквы.
Вспомни и запиши имена людей, которые начинаются с этих букв (2-3 слова).

Какие слова «спрятались»? Выпиши их.

о р л ы к о р а к и р а н а к а р а с ь

Выдели в этих словах слоги.

Вариант 2

1. С помощью буквы и преврати лапу в дерево, рис - в цветок, кота - в морское животное.

лапа кот рис

Запиши слова, которые у тебя получились.

Собери для царевны Несмеяны букет цветов, в названии которых есть звук [н].

(Пион, тюльпан, ромашка, василек, ландыш)

___________
___________
___________

Запиши названия этих цветов. Выдели слоги.

Составь из слогов слова.

ти то ни на со но ты си ки са о ко та

Запиши 2-3 слова.

2. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.

У Сони была кукла (у Ани, у Кати).
У Алеши была машина (у Бори, у Никиты).

3. Зрительно-предупредительный диктант.

У Пети были сани. Он катал Мишу.
Вот лужайка. Жук сел на старый пень.

4. Прослушай предложение.

У осы не усы, а усики.

Запиши слова, в которых все согласные твердые.
Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.

Собака Мушка спит на крыльце.

13


© 2010-2022