Классный час на тему моя малая родина - Сямженский край

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Классный час: «Моя Родина Сямженский край»



В настоящее время актуальной становится проблема формирования

гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства

патриотизма, любви к своей Родине.

Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без

формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры

поведения.

План классного часа:

1. Вступительное слово

2. О вологодском говоре.

3. История образование Сямженского района.

4. Игра-викторина «Хорошо ли я знаю родной край?»

5. Награждение победителей.

6. Заключительная часть. Беседа о целях

классного часа

Используемая литература:

  1. А.А. Загоскин «История Сямженского района»

  2. syamzha-ar.vologda.ru/

  3. восход-сямженский.рф


Оформление:

Мультимедийная презентация;





Классный час: «Моя Родина Сямженский край»

Цели:
1. Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края.
2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.


Задачи:
1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
5. Содействовать моральному развитию детей.

Скажи о родине ты добрые слова,

Возьми все это из своих воспоминаний,

Пусть не вершатся там великие дела,

Зато о счастье много там напоминаний.

Там детство, мать, отец,

Там куча старых у тебя друзей осталось,

И там красивая природа, наконец,

И там всегда частенько и легко мечталось.

Вот только тяжело все это осознать,

Все это вдалеке не сразу понимаешь,

Сначала хочется о жизни о другой мечтать,

Ну а потом вдали ты просто таешь…

Ведь родина заключена в тебе,

Она наполнила тебя, взрастила, научила,

Теперь она во всей своей красе,

В тебе находится, и, знаешь, в этом сила.

И ты вернешься, чтобы осознать, -

Тебя влечет родное с детства место,

По телу пробежит и разольется благодать,

И промелькнет пред взором снова детство.

Скажи о родине слова добра,

О том, что скука по всему родному,

Добавь побольше чуть тепла,

И с легкостью пройди к родному дому…

Ольга Фокина

(слайд 2)

I часть.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы - россияне! Россия - огромная страна.

Но у каждого из нас есть своя малая Родина - тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

А где родились вы? Как называют жителей вашей маленькой Родины?

Например: Кто живет в Сямже? - сямженцы.

Педагог называет деревню, а дети называют людей, которые там проживают.

Кто живет в Усть-Реке? - устьречане.

Кто живет в Шокше? - шокшенцы.

Кто живет в Федосихе? - федосихинцы.

Кто живет в Кузминской? - кузменчане.

Кто живет в Истоминской? - истоминцы.

Кто живет в Кочержихе? - кочержихинцы.

Кто живет в Лелековской? - лелековцы.

Кто живет в Слободке? - слободчане.

4. Беседа о деревнях Сямженского района.

- Молодцы, ребята, как мы с вами много деревень знаем и жителей, которые в них живут. Люди в разных деревнях имеют особенности в разговорной, устной речи, применяя слова- диалекты.

«Иди, баба Тая, чай пить.» А я говорю: «Давеча (недавно) пила, Сваты в дом заходили без предупреждения, баские (красивые),уповод Баяли.

-Какие слова-диалекты вы знаеие?

Гли-ко - смотри. Оболокаться - одеваться. Обиходить - все переделать, устроить. Поди - наверное. Седни - сегодня. Сымать - поймать. Уповод - отрезок времени. Фатка - платок.

-А какое главное отличие северного говора? (На севере окают)

ВОлОгОдские рОбята
Захотели мОлОка.
Они сели пОд кОрОву,
ОказалОсь пОд быка.

Административное деление Сямженского района имеет сложную историю. Территория района до 1929г. входила в состав уездов: Вельского, Кадниковского, Тотемского Вологодской губернии.

Не формальным центром ближайших территорий до образования Сямженского района можно считать село Усть-Река, где стояли две красавицы церкви с колокольней. В Усть-Реке проходили ярмарки- промтоварные и конские. Первая на территории погоста, против церкви. Строились палатки с красным товаром: ситцы, полотна, платки, обувь разная, с/х утварь: хомуты, сиделки, сбруя, веревки, посуда деревянная, глиняная. Приезжали торговцы из Вологды, других городов. Народу скапливалось множество и длилась ярмарка не одну неделю. Другая ярмарка конская была зимой в марте месяце. Размещалась она в поле, вправо от дороги. Скоплялось несколько сот лошадей разных мастей и возрастов. Покупались и продавались исключительно лошади. Эти ярмарки были самыми интересными зрелищами для всех.

В Усть-Реке была больница, в последствии стала районной. Аптека, детский дом, школа. 25 января 1935г. БЫЛ ОБРАЗОВАН Сямженский район с центром в д.Дьяковской. Все учреждения располагались пока в частных домах д.Дьковской. Первые старшие классы Сямженской средней школы были в Устьреке, т.к. здания школы пока в Сямже не было. Количество учащихся Устьрецкой школы в те годы доходило до 500 человек.

Исстари население занималось земледелием, лесозаготовками, охотой. Развивались народные промыслы: изготовление изделий из дерева, ткачество, кружевоплетение, плетение из бересты.

II часть.

Игра «Хорошо ли я знаю родной край?»

(За правильный ответ - жетон-Сям.)

1). Как выглядит герб Сямженского муниципального района? Какие элементы он в себя включает?

Классный час на тему моя малая родина - Сямженский край

(слайд 4)

Герб Сямженского муниципального района представляет собой щит. В зелёном поле пучок золотых колосьев и поверх него в оконечности - вьющееся серебряное полотно, на концах расшитое червленью. Щит увенчан золотой районной короной. Герб Вологодской области в вольной части указывает на территориальную принадлежность Сямженского района к Вологодской области.

Геральдическое описание гласит: зелёный цвет поля на щите обозначает природные ресурсы района, основным богатством которых является лес. Золотые колосья указывают на занятость населения района современным сельскохозяйственным производством и его связь с традиционными народными промыслами. Вьющееся серебряное полотно символизирует территориальную расположенность района и проходящую через Сямжу федеральную автодорогу Москва - Архангельск, имеющую важное экономическое и историческое значение в жизни района.

2) Опишите флаг Сямженского муниципального района.

Классный час на тему моя малая родина - Сямженский край

Флаг Сямженского муниципального района представляет собой зелёное полотнище с изображением фигур герба Сямженского муниципального района, с отношением ширины к длине 2:3


3). С какими районами граничит наш район?

(Граничит с Вожегодским, Верховажским, Тотемским, Сокольским и Харовским районами) (слайд 5)

4). На сколько поселений делится Сямженский район?

(8- Коробицынское, Режское, Ногинское, Житьевское, Двиницкое, Сямженское, Устьрецкое, Раменское)

5) Какова площадь района?

(около 4 тысяч квадратных километров)

6) Почему район назвали - Сямженский?

(от одноименной реки Сямжены)

7). Как переводится название реки Сямжена с угрофинского наречия?

(как «мох», «вяжа» - вода - «болотная вода»)

8). На территории района когда-то был монастырь, где был и как назывался?

(в 1420 году, в первые века христианизации Русского Севера, на берегу реки Сямжены, близ озера Шиченское, монахом Евфимием был основан православный Вознесенско-Евфимьевский монастырь.) (слайд 6)

9). Назовите сямженских святых подвижников православной веры. (слайд 7)

(Евфимий и Харитон Сянженские, причисленые к лику Святых всей Руси еще в 16 веке.)

10). Как связано имя Михайло Ломоносова и Петра I с сямженским краем?

(По Архангельскому Тракту, проходящему через территорию района, уходил в Москву Ломоносов с обозом мороженой рыбы. Проезжал и Петра I)

11). Какие племена заселяли территорию района в древние времена?

(финоугорские народы: меря, чудь заволочская, вепсы, коми(пермь, зыряне), саамы)

12). С какого века славянские племена стали осваивать нашу территорию?

( примерно с VIII века)

13). Где в нашем районе находится городок Чудимов?

(на территории Житьевского поселения на левом берегу Сямжены недалеко от Спасо-Ефимьевского монастыря)

14). Чем прославилась деревня Рубцово Коробицынского поселения?

(так называемый кулацкий мятеж в 1919 году)

15). Почему Коробицынское поселение так названо?

(5 июля 1937г. Куракинский с/с переименован в честь героя-пограничника Коробицына А.И.) (слайд 8)

16). Назовите героев Советского Союза уроженцев района.

(К.К. Смирнов, А.А. Румянцев.) (слайд 9)

17). Сколькими Орденами Славы награжден Павлов Александр Иванович из д. Коробицыно.

(кавалер всех трех Орденов Славы) (слайд 10)

18).Какой ученый-биолог уроженец с.Усть-Река внес большой вклад по изучению природы Крайнего Севера?

(Борис Анатольевич Тихомиров) (слайд 11)

19). Каких поэтов-земляков вы знаете?

(Рюмин Павел Ив., Цветков Алфей Ив., Шамгин Анатолий Алексеевич)

20). В Сямженском районе в 80-х годах существовал клуб «трехтысячниц», кто в него мог вступить?

(доярка, надаивающая в год от одной коровы 3000 л молока)

21). Где находится сосна, возраст которой более 150 лет?

(Двиница, д. Путково.) (слайд 12)

22). Какая связь д. Коростелево Сямженского района и этнографического музея в д. Семенково под Вологдой?

(перевезен и отреставрирован дом Копылова) (слайд 13)

23). Самая крупная река района?

(Кубена)

24).Самое большое озеро района?

(Шиченгское)

25) В каком озере района не водится рыба?

(Сигское)

26)Какое охраняемое растение занесено в Красную Книгу России растет и у нас?

(орхидея Венерин башмачек) (слайд 14)

27). Какая красная рыба до недавнего времени водилась в реке Кубене?

(Нельма, длина до 1,3 м, весит до 50 кг) (слайд 15)

(награждение победителей)

Основные производства в районе были лесозаготовка и сельское хозяйство. К сожалению последнего почти нет. Раньше круглый год в деревнях грохотали тракторы. А ведь с их помощью делали всё: сажали зерновые культуры, пахали поля, заготавливали корма и многое-многое другое. Раньше в деревне, как в поезде, каждый день работа и вечный стук. Но как будто кто-то «дернул стоп-кран», жизнь остановилась. Теперь стоят заброшенные дома, заросшие поля, зато государство закупает продукты за границей. У деревень всё меньше шансов на существование. Конечно, есть несколько фермеров для производства сельскохозяйственной продукции, но они работают только на себя. В царские времена их называли зажиточными крестьянами. Оставшиеся деревенские жители надеются и верят, что наступят лучшие времена, что деревни будут процветать, если на эту проблему обратит внимание наше государство и сделает жизнь перспективной для молодёжи. Когда же это произойдёт?

- Говорят: "Где родился, там и пригодился". Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в классном часе.






© 2010-2022