Родительское собрание: Роль домашнего задания в самообразовании школьника 6 класс

Роль домашнего задания в самообразовании школьника Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.                                                                                                                       Д. И. Писарев. Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.                                                                                                                      Н. Г. Чернышевс...     Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.   Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует менять ...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д. И. Писарев.

Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны

приобретать образование самостоятельными занятиями.

Н. Г. Чернышевский

Задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий;

Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.

Форма проведения: беседа, круглый стол

Подготовительная работа: опрос учителей-предметников, анкетирование учащихся класса (см.

приложение);

1. Сколько времени ты готовишь домашнее задание?

2. Всегда ли ты его выполняешь?

3. Если нет, назови причину:

а) не понимаешь материал;

б) не успеваешь выполнить;

в) лень;

г) неинтересные и однотипные

д) другие причины.

4. На каком этапе урока задается домашнее задание чаще всего?

5. Домашнее задание анализируется или нет? Даются рекомендации по его выполнению?

6. Если ты не понимаешь материал ДЗ, то обращаешься:

а) к учителю;

б) к родителям;

в) к товарищу;

г) не пытаешься разобраться.

изучение проблем дозировки домашних заданий учителями-предметниками;

программа посещения уроков учителями-предметниками.

Комментарии для учителя. Перед началом собрания классный руководитель предлагает родителям ознакомиться с выставкой тетрадей учащихся с домашними заданиями. На каждой парте, за которой сидит родитель ученика, лежит школьный дневник. Родители имеют возможность его полистать и обратить внимание на пометки напротив отметок учащихся.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы школы - проблеме организации

домашней учебной работы школьника.

Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной

деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными

домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной

деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника.

Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познавательного интереса учащихся,

желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную,

положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и

ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются

помочь ему в выполнении домашних задании, или пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать - тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.

II. Анализ анкет и опросов

Анализ таблицы опроса учителей-предметников по классу. Анализ анкетирования учащихся по

проблеме. Вести со школьных уроков. Видеоматериалы посещенных уроков по проблеме.

III. Выступления учителей-предметников

-Анализ дозировки домашних заданий.

-Анализ записей домашних заданий учащимися в дневник.

-Посещение уроков учителей-предметников с целью изучения вопроса контроля учителями-

предметниками выполнения учащимися домашних заданий.

-Рекомендации учителей-предметников по своему предмету по подготовке учеником домашних

заданий.

IV. Проблема глазами учеников

Классный руководитель знакомит родителей и учителей с галереей юмора в своем классе. Выставкапосвящена теме родительского собрания. Учащиеся подготовили юмористические шаржи на тему:

«Тихо! Я делаю уроки!»

V. Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и

уважение к личности своего ребенка:

Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужно единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4 - 5 часов у старшеклассников.

6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.

«Как нужно готовить задание по устным предметам»

1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке:

- о чем рассказывал учитель.

- какие ставили опыты;

- какие рассматривали таблицы, картины, карты.

2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

3. Прочитай текст учебника.

4. Подготовься отвечать по теме урока:

- продумай план ответа;

- расскажи заданное по этому плану;

- старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знаний примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

- сделай выводы;

- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

5. Выполни задания учебника.

Список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашнего задания

Родители часто пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. Приведем список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашнего задания.

Выполнение распорядка дня.

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за уроки. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Распределение заданий по уровню сложности.

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. С каждым днем родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Сначала проверить то, что выполнено правильно.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые выполнены без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой результат". Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется, потом переделывать все задание целиком.

Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Уважаемые родители. Многие из Вас обеспокоены, что дети

не хотят и не любят читать.

Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейных традиций привития интереса к чтению.

Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе.

Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать книгой?

Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. (Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего и ребенок будет неравнодушен к книгам.

Можно ввести: семейный уклад чтения вслух. (Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят: «Вот и читай теперь сам!». При этом взрослые упускают из вида, что даже для быстро читающих детей процесс чтения представляет достаточную трудность. Когда ребенок читает вслух, он старается читать громко, четко, выразительно, быстро. На то, чтобы понимать весь смысл прочитанного, остается не так уж и много, а уж на то чтобы получить удовольствие, говорить и не приходиться.

Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, героическими персонажами. При этом нельзя забывать об улучшении техники чтения.

Чтобы научить своего ребенка быстро и легко читать, родители могут вспомнить следующие приемы

Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком: оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки продуктов, которые надо купить, вещей, которые нужно взять в поход, книг, которые надо прочитать.

Предлагайте текст для чтения только тогда, когда Вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст намного легче и интересней, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчикам по строчкам. Таким образом устраняется ситуация проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

Пишите на листах бумаги разные слова, а ребенок - раскрашивая бумагу, будет «проявлять» и читать эти слова.

Так процесс чтения и приятных эмоций, крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы.

Такая увлекательная тренировка поможет ребенку быстро прочитать знакомые слова, пополнить багаж слов, в конечном итоге улучшит технику чтения.

VI. Подведение итогов

© 2010-2022