- Преподавателю
- Классному руководителю
- Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нуйкина Н.В. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
"Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит".
Саади
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель - ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.
Основное назначение классного руководителя - создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения форм и методов.
Основные положения моей воспитательной системы:
-
Индивидуальный подход в воспитании.
-
Союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией
-
Системность в работе.
Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.
1.Краткая характеристика коллектива
Состав класса по возрасту и полу:
Год рождения
Девочки
Мальчики
Всего
1996
1
─
1
1997
1
─
1
1998
3
1
4
1999
1
1
2
Всего
6
2
8
Неполные семьи- 2 уч-ся Малообеспеченные семьи- 8 уч-ся
Многодетные семьи- 3 уч-ся
Характеристика деятельности класса:
а) В классе предпочитают такие виды деятельности, как познание, труд, общение б) Учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности в)Потребность в эмоционально близких контактах - мотивы участия школьников в деятельности класса
Анализируя результаты исследования удовлетворенности обучающимися работой школы и своим положением в ней, можно сделать следующие выводы: коэффициент «У» для большинство учащихся 2 ≤ У ≤ 3, что свидетельствует о среднем показателе общей удовлетворенности школой и своим положением в ней.
Приведенные результаты позволяют также выявить удовлетворенность отдельными моментами школьной жизни.: уровень дружеских отношений - 2,6, качество учебной подготовки - 2,3, субъективная оценка собственной успешности -2,2.
Немного ниже оценен уровень работы учителей-предметников - 1,9, а также уровень учебной нагрузки и состояния собственного здоровья - 1,8.
Характеристика взаимоотношений:
а) Взаимоотношения в классе спокойные. Нет лидеров, нет и «отверженных»
б) Главенствуют в классе ценности такие как дружба, товарищество.
в) конфликтов среди детей особых не наблюдается, а если и возникают , то разрешаются быстро.г)В классе преобладает эмоциональный настрой. Как известно, в этом возрасте дети подвижны, шумны и непредсказуемы.
Диаграмма демонстрирует степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Место класса в школе:
а) Класс осознает себя единым целым
б) Класс участвует в общешкольных и классных делах
Исходя из анализа уровня школьной мотивации, большинство учащихся классного коллектива соответствуют третьему уровню, который характеризует положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
2. Воспитательные цели и задачи
На 2013-2014 уч. год ставилась следующая цель:
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.
Основными задачами воспитательной работы являлись:
-
создать комфортную психологическую обстановку в классе;
-
организовывать внеклассные мероприятия с
учетом возрастных особенностей учащихся
-
формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
-
развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;
-
привлекать родителей к жизнедеятельности класса.
3.Использованные формы воспитательной работы
Для реализации поставленных воспитательных задач были использованы различные формы:
-
Классные часы и классные собрания как система (темы: «Какие впечатления о школе я оставлю себе на память», «Знатоки права», «Государственные символы России», «мир для меня и я для мира», «Ответственность и безответственность», «Имею право», «Профессия: выбираем вместе», «Простые слова - Основной закон», «За честь страны (итоги Олимпиады)» и др.)
-
Участие в КТД: День знаний, День пожилого человека, День учителя, новогодние праздники, «День здоровья», «8 марта», «Последний звонок».
-
Игры: участие в предметных неделях, КВН по ПДД, «По лабиринтам знаний», и др.
-
Круглый стол: «Наркотики, алкоголь, сигареты», «Семья в жизни человека»
-
Тренинги: «Тактика сдачи экзаменов», «Как улучшить память»
-
Беседы: «Как противостоять стрессу», «Как противостоять давлению среды» Практикум «Толерантность и мы»
-
Разброс мнений «Нужна ли школьная форма?», «Что такое школьный дневник?»
-
Психологические исследования «Атмосфера в классе», «Уровень школьной мотивации», «Уровень воспитанности», «Мои цели и идеалы»
-
Индивидуальные беседы и др.
4.Использованные методы воспитания
-
Коллективная творческая деятельность, ученическое самоуправление
-
Самоанализ, самооценка
-
Постановка перспективы
-
Личный пример, убеждение
-
Требование, стимулирование
-
Поручение
-
Беседа, рассказ
-
Упражнения, игры
-
Поощрение, наказание и др.
5.Работа с родителями
В течение учебного года я посетила семьи не всех учащихся своего класса, были посещены лишь требующие особого внимания. Во время визита в семью заполнялась составленная мною анкета, содержащая самые различные сведения о ребенке и его ближайшем окружении, составлялись акты посещения и обследования жилищно-бытовых условий.
За прошедший год проведено 3 родительских собрания и 2 встречи-беседы после общешкольных родительских собраний.
Вопросы, которые интересовали родителей:
-
Школьные отметки и их роль в жизни ребёнка
-
Процесс адаптации к новой средней школе
-
Объективное отношение родителей к своим детям
-
Взаимоотношения с учителями
-
Качество обучения
-
Школьная форма
Тематика родительских собраний «Роль самооценки в формировании личности», «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»,«ЕГЭ и ОГЭ - это серьезно»
В целом родители учащихся моего класса малоактивны, отмечается слабая посещаемость родительских собраний - 48%.
6.Результаты воспитательной работы
Учащиеся класса понимают и осознают знания о нравственных ценностях и нормах отношений человека с окружающим миром, принимают их в виде личных установок в поведении (за редкими исключениями). Учащиеся проявляют интерес к основным воспитательным формам, у них развиваются коммуникативные умения. Мои воспитанники следуют нормам и правилам внутришкольной жизни, хотя иногда наблюдаются пропуски уроков без уважительной причины (Леня С.) Некоторые учащиеся не в должной мере осознают необходимость ведения дневников (Саша Д., Леня С., Наташа К.) Не все ребята умеют радоваться успехам одноклассников.
По итогам выявления меры соответствия личности учащихся запланированному воспитательному результату и степени реализации цели и задач воспитательной работы:
уровень воспитанности отдельных учащихся таков: у двух учащихся ( Даша С., Света Б.) он является хорошим, у остальных - средний. Дети способны к саморазвитию, отличаются самостоятельностью в общении и деятельности, у них сформированы внутренние регуляторы поведения, но в критических ситуациях им все же требуется помощь.
56% учащихся соответствуют примитивно-поведенческому уровню воспитанности; учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество.
На эмоциональном уровне воспитанности находятся 40% учащихся . Этот уровень отражает
сформированность нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку; относящиеся к этому уровню радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.
Учащимся присущи качества, характерные для нравственно-мотивированного поведения - способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.
В классе много творческих ребят, но им не всегда хватает желания и терпения организовывать творческие дела самостоятельно. Требуется направление и помощь классного руководителя. Считаю, что коллектив в нашем классе как таковой существует, но работать есть над чем. Все вопросы в нашем классе решаются коллегиально, на демократических началах. В классе уважаются права личности, выслушивается и оценивается мнение каждого ребенка. Продолжается работа по развитию ученического самоуправления. Творческие способности учащихся получили дальнейшее развитие. Уровень воспитанности классного коллектива в целом соответствует воспитательным задачам, поставленным в начале учебного года
Концепция воспитательной системы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным.
Подводя итоги воспитательной работы за учебный год, следует отметить, что классный руководитель совместно с воспитанниками стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Анализируя проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.
Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.
Мои дети выросли и повзрослели. Скоро они покинут стены школы. Но на смену им придет кто-то другой. И снова все повторится сначала…
Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!
(Классный руководитель 9 и 11 классов Нуйкина Н.В..)