Практикумы для учащихся «Конфликт в нашей жизни», «Учимся разрешать конфликты»

Практикум №1 «Конфликты в нашей жизни»   Цель: учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.  Практикум №2 «Учимся разрешать конфликты»   Цель: учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. Подготовительная работа Социальный педагог предлагает подросткам описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации будут коллективно проанализированы на практикуме. Подростки попытаются совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практикум №1 «Конфликты в нашей жизни»

Цель: учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Оснащение: подготовить листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании.

Ход практикума

Самотестирование

Социальный педагог предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определённый стиль поведения.

Если подобным образом вы ведёте себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведёте себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему.

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего всё началось.

  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить всё в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жёсткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своём, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаёте на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Социальный педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

Если есть желающие обсудить результаты тестирования с одноклассниками, педагог даёт подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

Беседа

Социальный педагог предлагает подросткам обсудить следующие вопросы:

  • В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чём сходство и различие этих понятий?

  • Что такое конфликтная ситуация?

  • Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

  • С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

  • Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

  • Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

  • Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

  • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

Самотестирование

Социальный педагог предлагает подросткам ответить на вопросы ещё одного теста, который поможет понять некоторые причины возникновения конфликтов между людьми.

ТЕСТ «Уровень конфликтности личности»

Ребята! При ответе на вопрос выберете один вариант ответа под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

А) нет

Б) когда как

В) да

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

А) да

Б) ответить затрудняюсь

В) нет

  1. Кто вы в большей степени?

А) пацифист

Б) принципиальный

В) предприимчивый

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А) часто

Б) периодически

В) редко

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

А) разработал бы программу развития коллектива на год вперёд и убедил бы членов коллектива в её перспективности

Б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами

В) чаще советовался бы с людьми

  1. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

А) пессимизм;

Б) плохое настроение

В) обида на самого себя

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

А) да

Б) скорее всего да

В) нет

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

А) да

Б) скорее всего да

В) нет

  1. Из трёх личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

А) раздражительность

Б) обидчивость

В) нетерпимость критики других

  1. Кто вы в большей степени?

А) независимый

Б) лидер

В) генератор идей

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

А) экстравагантным

Б) оптимистом

В) настойчивым

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

А) с несправедливостью

Б) с бюрократизмом

В) с эгоизмом

  1. Что для вас наиболее характерно?

А) недооцениваю свои способности

Б) оцениваю свои способности объективно

В) переоцениваю свои способности

  1. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

А) излишняя инициатива

Б) излишняя критичность

В) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определённая сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов - очень низкий

18-20 баллов - низкий

21-23 балла - ниже среднего

24-26 баллов - ближе к среднему

27-29 баллов - средний

30-32 балла - ближе к среднему

33-35 баллов - выше среднего

36-38 баллов - высокий

39-42 балла - очень высокий

Рефлексивная деятельность

Социальный педагог предлагает подросткам соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Таким образом, в ходе первого практикума посредством самотестирования, побуждающего подростков к самопознанию, самоанализу и самооценке, и беседы с социальным педагогом учащиеся уясняют основные понятия, раскрывающие суть конфликта и правила, помогающие человеку избегать пустых конфликтов.

Блок информации

СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

ПРОТИВОРЕЧИЯ - это рассогласования:

  • мотивов, потребностей, ценностных ориентаций людей;

  • взглядов, убеждений;

  • понимания, интерпретации информации;

  • ожиданий и позиций;

  • оценок, самооценок;

  • знаний, умений, способностей;

  • эмоциональных и психических состояний;

  • целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности.

Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают различными - семейные, деловые, производственные, политические и т.д. Но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счёт других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

  • Критикуйте, но не критиканствуйте.

  • Чаще улыбайтесь.

  • Традиции хороши, но до определённого предела.

  • Во всём надо знать меру.

  • Сказать правду тоже надо уметь!

  • Будьте независимы, но не самонадеянны.

  • Не превращайте настойчивость в назойливость

  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

  • Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть ещё и специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбуждённым человеком;

  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

  • не срывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

  • Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

Завершается практикум перспективным планированием. Подросткам предлагают поучаствовать в следующий раз в практикуме, в ходе которого они узнают правила «беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.


Практикум №2 «Учимся разрешать конфликты»

Цель: учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Подготовительная работа

Социальный педагог предлагает подросткам описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации будут коллективно проанализированы на практикуме. Подростки попытаются совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

Ход практикума

Первая часть практикума - беседа.

В беседе с социальным педагогом подростки вспоминают правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликтов.

Вместе с педагогом учащиеся вспоминают, что такое конфликт, конфликтная ситуация и инцидент.

Социальный педагог предлагает учащимся ознакомиться с правилами разрешения конфликта.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Правила разрешения конфликта

  1. Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):

    • Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)?

    • Что является главным противоречием, в чём рассогласование?

    • Какова цель вашего оппонента?

    • Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты?

    • Какова ваша цель в конфликте?

    • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своём, может, это и незначимо для вас?)

    • Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своём, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чём-либо другом?)

    • Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента. Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в определённой степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов.

    • Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.

  2. Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами):

  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это даёт вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу.

  • Используйте «Я - сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.

  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.

  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчёркивая уважение к личности оппонента.

  • Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.

  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.

  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана).

Вторая часть практикума - анализ конфликтных ситуаций.

После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения конфликтов педагог предлагает подросткам проанализировать конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники.

Для этого создаются микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут подростки коллективно в микрогруппах анализируют ситуации в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.

Педагог напоминает подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные ситуации, сделаны выводы о пользе применения правил «беспроигрышного» разрешения конфликтов, осуществлена рефлексивная деятельность (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта и т.д.).


© 2010-2022