Доклад Семья как объект социально - педагогической деятельности

Человек начинает свою жизнь в семье, причем эту семью создавал не он сам, более того – человек не выбирал ее. Он становится частью этой семьи еще задолго до того, как родится и начнет осознавать себя самого и мир вокруг. Именно мать и отец определяют его судьбу, начало жизненного пути. И это начало начал своей жизни человек не может ни отменить, ни изменить. Он получает его как данность, принимает его и несет всю жизнь.            Детство определяет будущее человека. Конечно, существуют и спосо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАС(К)ОУ Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида


Доклад «Семья как объект социально-педагогической деятельности»




Подготовила: Бражкина О.М.

учитель биологии и географии


С. Белоево, 2014г

Человек начинает свою жизнь в семье, причем эту семью создавал не он сам, более того - человек не выбирал ее. Он становится частью этой семьи еще задолго до того, как родится и начнет осознавать себя самого и мир вокруг. Именно мать и отец определяют его судьбу, начало жизненного пути. И это начало начал своей жизни человек не может ни отменить, ни изменить. Он получает его как данность, принимает его и несет всю жизнь.

Детство определяет будущее человека. Конечно, существуют и способности и таланты, но они не разовьются, утратятся, если детство не даст им эту возможность. А если все-таки судьбе будет угодно преумножить эти таланты, то именно в раннем детстве определится, как именно они расцветут. Дети все перенимают, всему подражают, они подмечают, следят за старшими членами семьи. Поэтому в любящей, благополучной семье вырастает свободный, творческий, здоровый психически и физически ребенок. Дети по своей сути доверчивы, впечатлительны, доброжелательны от рождения. Злобе и агрессии они обучаются в семье. Чем счастливее и сплоченнее семья, тем более положительных качеств детства человек сохранит во взрослой жизни, тем ярче, богаче и более творческим будет его жизненный путь.

Вот почему семья считается первичным этапом становления человеческой культуры.

Именно здесь мы живем со всеми нашими возможностями, чувствами и желаниями. Именно здесь просыпаются и взрастают силы нашей души. В семье ребенок учится любить, верить, сопереживать. Именно в семье закладываются основы характера, поведенческие стереотипы человека. Семья открывает перед ребенком главные дороги, от нее зависит его будущее счастье или несчастье. Именно семья делает из ребенка будущую великую личность или низменного проходимца.

Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом или матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости. И зачастую человек просто не задумываясь, берет на себя это призвание. Вот поэтому самое ответственное, благородное и сложное искусство - воспитание детей - становится недооцененным, обесценивается. Получается, что любой, кто физически может иметь детей является непререкаемым авторитетом в деле воспитания, что оно, это воспитание, может происходить самостоятельно и не является чем-то сложным. Это привело к тому, что зачастую в семьях воспитание заменяется простым уходом за ребенком. Это приводит к появлению личных неудач, болезненных явлений, трагических судеб. И все потому, что родители сумели родить и выкормить дитя до определенного возраста, а открыть ему дорогу к любви, к внутренней свободе, вере и совести - источнику духовного равновесия и счастья, не смогли.

И тут на помощь родителям приходят педагоги. Именно педагогическая наука приходит на помощь родителям, именно педагоги-воспитатели помогают решать проблемы становления личности ребенка, корректировать его недостатки.

Главный вопрос воспитания, какой социальный институт ответственен за воспитание подрастающего поколения более других. Тут мнения разделились - одни считают, что семья, другие - школа. Но все уверенно называют именно эти два компонента жизни ребенка. При этом большая доля ответственности падает на семью, а спрашивают строже за результат - школу. Несмотря на явное несоответствие спроса, и возможностей, школа постоянно подвергается нападкам со стороны общественности в этом вопросе. Казалось бы, всем ясно, что рычагов управления и коррекции воспитания детей у школы явно недостаточно, а семья, имея все возможности, нередко просто самоустраняется от процесса воспитания своих детей. Но общественное мнение все же более мягко укоряет родителей за неисполнение ими основных вопросов воспитания, более того, если ребенок одет и сыт, чаще всего и укора не последует в адрес родителей.

Другая ситуация складывается со школой - именно она становится виновницей всех ситуаций, завязанных на недостатках воспитания ребенка. Именно школу винят в отсутствии у детей тяги к знаниям, не беря во внимание тот факт, что родители не прививали эту тягу никогда и, придя в школу, ребенок зачастую имеет в активе негативное отношение к школе, созданное самими же родителями. Казалось бы простые фразы: «Вот пойдешь в школу (сад), там тебе покажут…», «Вот в школе (саду) тебе так вести себя не позволят…» , не несут в себе ничего, кроме желания родителей повлиять на свое расшалившееся чадо. Но именно эти, сказанные даже без злого умысла, слова закладывают в душу ребенка заведомо негативное отношение к школе, именно там, по его мнению, и будет плохо и некомфортно. Поэтому, придя в школу, многие дети похожи на ежиков, ощетинившиеся, постоянно ждущие подвоха со стороны учителей. И вместо плодотворной работы с ребенком, начинается борьба за ребенка. Борьба со стереотипами, вложенными в юные головы именно семьей. Вот и получается, что семья играет роль не столько союзника и партнера, сколько противника. Слишком много времени и сил затрачивается на это противостояние.

Зачастую школа становится виновной и за асоциальное поведение ребенка в обществе. Постоянные мониторинги со стороны различных институтов власти количества курящих, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних обучающихся, и как следствие выговоры и порицания за эти, увеличивающиеся из года в год, данные унижают школу, обесценивают ее работу в глазах тех же родителей.

Все прекрасно понимают, что рост данной категории подростков идет на фоне беспринципности телевидения, показывающего и рекламирующего пагубные привычки, насилие и аморальность в поведении. Этот рост идет от отсутствия ответственности родителей перед детьми и обществом за воспитание в семье. Но все же продолжают склонять по всем каналам именно школу. Объясняется все просто. Как эффективно спрашивать с родителей за воспитание детей еще не придумали. Единственный рычажок - лишение родительских прав, как правило, не действует на семьи группы риска. А вот школа - для учета и контроля вполне пригодна. Кризис семейного и школьного воспитания достиг в нашей стране своего апогея. До сих пор не существует границ и четко определенных точек соприкосновения и совместной деятельности семьи и школы. Более того, появились рамки, ограничивающие это общение и деятельность. К тому же стремление разграничить ответственность за воспитание, снять с одной стороны и переложить на другую, приводит к потере понимания, уважения и стремления к сотрудничеству между семьей и школой. Противоречий конечно много. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией на воспитательных усилиях. А родители, в свою очередь, жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов от реальной жизни, на корыстное отношение педагогов к их детям. Но, несмотря на это, выходом из кризиса может стать партнерство семьи и школы. Партнеры - это не друзья, они не обязаны посвящать друг друга во все свои тайны, вместе проводить досуг и иметь общие интересы. Партнеры - это в первую очередь понимающие необходимость сотрудничества стороны. Это понимание, что без другого, без реализации его интереса, свой собственный интерес не реализовать. Родители ищут в партнерстве систематизированные, «живые» психолого-педагогические знания, возможности вывести отношения с детьми на более качественный, продуктивный, даже более сердечный уровень. Они видят в партнерстве возможность своего собственного личностного роста, повышения родительского авторитета. Школа же в свою очередь получает внутренние ресурсы семьи для расширения поля деятельности воспитательного процесса, повышения учебной мотивации детей даже повышение качественных характеристик воспитательного процесса за счет мастерства и опыта отдельных родителей. Партнерское сотрудничество семьи и школы возможно в различных формах. Это и софинансирование, предоставление образовательной, информационной, технической помощи, разработка и реализация совместных социальных, культурных проектов, совместная управленческая деятельность (попечительские, управляющие советы школ). Взаимодействие семьи и школы должно строиться по следующим направлениям: информирование, просвещение, консультирование, обучение и совместная деятельность. Многие родители нуждаются в пополнении специальных психолого-педагогических знаний. В качестве методов данного взаимодействия можно использовать индивидуальные консультации, обучающие семинары. Родители для ребенка представляют собственную, личную вселенную: они и источник тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для подражания, друзья и советчики. Часть своей роли семья передает школе, но полноценное воспитание детей возможно только при условии, что школьные требования будут поддержаны родителями. Очень часто родители считают себя профессионалами в вопросах воспитания, особенно, если воспитывают второго или последующих детей. Это приводит их к тому, что они не видят явных ошибок в своем воспитании и нередко в штыки принимают любую информацию, противоречащую их концепции воспитания. Как правило, подобные родители не ходят на родительские собрания, поэтому классному руководителю и социальному педагогу школы просто необходимо по собственной инициативе устанавливать с такими родителями личный контакт. В данном случае целесообразно приглашать их в школу индивидуально, посещать на дому, проводить индивидуальные беседы и как следствие намечать возможности помощи в воспитании детей. Конкретные шаги и средства для работы с такими родителями должны быть наиболее деликатными, не ущемляющими самооценку взрослых, не подрывающими авторитет родителей в глазах их детей. В работе с трудными родителями можно посоветовать следовать некоторым правилам. Важно обязательно сообщать о времени и цели своего визита в семью. Положительную роль сыграет доброжелательное начало разговора, оно настроит родителей на диалог, уменьшит напряженность, позволит более конструктивно подойти к возникшей проблеме. Педагог должен уметь терпеливо выслушивать родителей. В общении педагог-родитель, по моему мнению, не должно быть ведомого и ведущего. Роли должны быть равноправны. Нужно уметь слушать и слышать. Но в то же время педагог должен уметь направить поток информации от родителя в нужное ему русло, не давать отвлекаться от заданной темы и проблемы. Делать это важно максимально деликатно, ненавязчиво. О недостатках воспитания и проблемах в общении с ребенком следует говорить корректно и спокойно. Все рекомендации, которые дает педагог родителю, должны быть составлены с учетом индивидуальных особенностей самого ребенка и его родителей. С родителями можно обсуждать трудности ребенка в учебе, методы воздействия на его сознание и поведение. Предметом беседы родителей и педагога могут стать отношения со сверстниками, отношение ребенка к труду, общественным нагрузкам и обязанностям и даже взаимоотношения с родителями. Но рассматривать и тем более советовать в таких ситуациях педагог может только в том случае, если он досконально знает обстановку в данной семье и не по наслышке, а сам лично, если пользуется у детей и родителей данной семьи авторитетом, доверием. В таком случае, педагог может подсказывать, как нормализовать отношения, но не вправе требовать неукоснительного исполнения своих советов. Особое место в работе с родителями занимают семейные часы. Готовятся они всеми участниками воспитательного процесса: педагогом, детьми и родителями вместе. Тематика их может быть разнообразна. Это и семейные увлечения и выставки поделок и литературные посиделки. Семейные часы обращают внимание ребенка на свои корни, увеличивают контакт ребенка с родителями, позволяют ему гордиться ими, укрепляют нравственные позиции семьи. Таким образом, родители, имеющие полную, достоверную информацию о работе школы, о месте детей в школьном коллективе, осознающие свое место в данной формации, понимающие и использующие свои возможности в общем учебно-воспитательном процессе, становятся незаменимыми партнерами, помощниками учителю. Настоящая семья всегда возникает из любви и дает человеку счастье и уверенность в себе и своих силах. Семья без любви, построенная лишь на внешней видимости благополучия не даст ребенку той жизненной направленности, которая позволит ему наиболее полно открыться в жизни. Родители могут научить детей любви только тогда, когда сами были счастливы, только если сами умели любить. Если семья полна любовью и счастьем, она становится для ребенка своеобразной школой душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой деятельности. Напротив, семья наполненная неблагополучием, раздором, семейными сценами, становится основой для больных характеров, психопатических отклонений, неврастенической вялости и жизненных неудач для ребенка. Дети приходят в школу из очень разных семей. Семьи эти очень разные и по составу, и по социальному положению. Полная семья, неполная семья, малообеспеченная семья, семья с детьми, находящимися под опекой, семья группы риска. И все эти дети приносят с собой в школу часть своей домашней атмосферы, семейные привычки, требования и свободы. И педагог должен исследовать все особенности и найти пути вовлечения всех членов семей в педагогический, воспитательный процесс. Он должен создать такую среду сотрудничества, в которой родители и дети являются ценными и признанными партнерами. Исследования показывают, что чем больше вовлечены родители и семьи в процесс воспитания и образования детей, тем значительнее это сказывается на интеллекте детей, их достижениях и компетентности. Успех в работе с родителями - это когда родители идут в школу со своими радостями, сомнениями. Это когда школа и семья сливаются в общий коллектив. Поэтому педагогу мало знать социальный статус, состав семьи. Важно иметь наиболее полную и достоверную информацию о внутренней атмосфере семьи, ее планах, надеждах и сомнениях в сфере воспитания детей.

Для этих целей педагог применяет различные методы сбора информации: анкетирование родителей и детей, индивидуальные беседы и даже посещения семей. Все это будет работать только в том случае, если педагог сможет стать для каждой семьи своеобразным партнером. Необязательно устанавливать дружеские отношения, они могут в некоторых ситуациях даже навредить в отношениях семья-педагог. А вот стать надежным партнером, советчиком вполне возможно. Личная заинтересованность должна быть только на уровне интереса к делам детей, к их положению в семье. Для этого неплохо было бы познакомиться с семьей в непринужденной обстановке, понять стиль ее жизни, уклад, социальные установки, нравственные и духовные ценности, взаимоотношения с окружающим миром и друг с другом, семейные традиции. Но важно не перешагнуть ту самую грань, за которой интерес к делам ребенка будет рассмотрен родителями как вмешательство в личное пространство семьи. Все это приводит к основному выводу - педагог в работе с родителями играет ведущую роль. Его личностные качества в совокупности с педагогическими знаниями и талантами могут стать камнем, на котором будет строиться новое здание сотрудничества семьи и школы.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. - Москва: Наука, 1994 г.

  2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - Москва: Аргус, 1994 г.

  3. Широкова Г. А.Справочник дошкольного психолога. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2005 г.



© 2010-2022