- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа развития класса (новый план воспитательной работы согласно ФГОС)
Программа развития класса (новый план воспитательной работы согласно ФГОС)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клюева И.Ю. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель начальных классов : Клюева И.Ю.
МБОУ СОШ № 12
г. Волжский Волгоградская обл.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 3 «а» КЛАССА НА 2012 - 2013 уч. год
1. Цель
Цель - развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности; развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
2. Задача:
Помочь ребёнку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка.
3. Направления воспитания:
1. ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ --ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ)
2. СТРАНА ГРАЖДАН (ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
3. ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ)
4. ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
5. ПРИРОДА - НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
6. КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА И МЫСЛИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ)
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- беседы и классные часы по примерным темам ( «Что меня привлекает в людях?», «Какой я друг?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь - не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
- экскурсии, например, «Традиции моего народа» и др.
- коллективно-творческие дела (театральные постановки, выставки рисунков и поделок, т.п.)
- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
- ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
- туристические походы и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм.
Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
- подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями и пожилых людей;
- строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;
- решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов
Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ (ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.;
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
- экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. ;
- коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п.
- встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
- осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;
- ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела);
- завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государ-ственных праздников России, «Моя улица - без мусора» и т.п.
ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ)
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д.;
- экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира ;
- коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п;
- ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
- совместные проекты с родителями «Труд моих родителей»
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:
- украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;
- расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
- работа в творческих и учебно-производственных мастерских;
- отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе).
ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЗДОРОВЬЯ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
- классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
- экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
- встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путе-шественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в слож-ной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявля-ющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
- соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
- составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учёбы, труда и отдыха;
- организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
- отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
ПРИРОДА (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира;
- классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?»,
- проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе;
- участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;
- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):
- посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»;
- классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты - словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
- занятия в творческих кружках - опыт самореализации в художественном творчестве;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
- участие в художественном оформлении помещений, зданий;
- опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ)
- знание главных нравственных правил, норм;
- представления о базовых российских ценностях - идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
- умение отделять оценку поступка от оценки человека;
- различение хороших и плохих поступков;
- отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
Дела
- избегание плохих поступков, капризов;
- признание собственных плохих поступков;
- осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе - отказ ради них от каких-то собственных желаний;
- добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
- следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
СТРАНА ГРАЖДАН (ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ)
- элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
- знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
- отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;
Дела
- осуществление чего-то полезного для «своих» - друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
- участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);
- умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
- проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
- добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
- самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
- знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
- знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
- знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
- знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
- знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
Дела
- соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
- подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
ПРИРОДА - НАШ ДОМ! (ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ)
- начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
- начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
- знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
- умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Дела
- бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
- добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);
- добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
КРАСОТА СПАСЁТ МИР! (ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО)
- представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
- умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России;
Дела:
- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
- реализация себя в художественном творчестве;
- украшение пространства своей жизни - дома, класса, школы, улицы;
- соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
5. Работа с родителями (семьями).
В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения - формулировать взаимные интересы, договариваться и реализо-вывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа - это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями - становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников - объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию - обучению и воспитанию.
6. Программы внеурочной деятельности на 2012-2013 уч.год
-
Спортивно-оздоровительное направление
Программа «Здоровейка» - 34 ч.
(руководитель: Клюева И.Ю. )
-
Военно-патриотическое направление
Программа « Я- гражданин России» -34 ч.
(руководитель Клюева И.Ю.)
-
Научно-познавательное направление
Программа «Юным умницам и умникам» - 34 ч.
(руководитель Клюева И.Ю.)
-
Общественно- полезное направление
Программа «Волшебный мир оригами» - 34 ч.
(руководитель Клюева И.Ю.)
-
Календарно-тематическое планирование
Направления
Мероприятия
Сроки
Сентябрь
Научно-познавательное
Урок мира и знаний
01.09
Общественно-полезное
Кл. час: «Выбор актива класса»
1 неделя месяца
Спортивно-оздоровительное
Игра-соревнование по ПДД: « Красный,
жёлтый, зелёный»
2 неделя месяца
Общественно-полезное
Уборка школьной территории.
3 неделя месяца
Спортивно-оздоровительное
День здоровья
Конец месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Лабиринты, загадки, логические задачки.
2, 4 неделя месяца
Октябрь
Военно-патриотическое
Кл. час: « День пожилого человека»
1 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Конкурс рисунков: « Осенний каприз»
3 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Поход в кинотеатр
4 неделя месяца
Научно-познавательное
Проект «Моё портфолио»
3 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Поездка- экскурсия в Городище.
2 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Головоломки, игры с палочками.
2, 4 неделя месяца
Ноябрь.
Научно-познавательное
Устный журнал «Моя зелёная планета»
2 неделя месяца
Военно-патриотическое
Торжественная линейка ко Дню матери
4 неделя месяца
Спортивно-оздоровительное
Игры на транспортной площадке
1 неделя месяца
Научно-познавательное, художественно-эстетическое
Неделя начальной школы (открытые уроки, конкурсы, викторины)
В течении месяца
Военно-патриотическое
Праздник «День отца»
3 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Игра «Танграмм», лото.
2, 4 неделя месяца
Декабрь.
Военно-патриотическое
Проект «Моя фамилия»
1 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Праздник «Новый год»
4 неделя месяца
Научно-познавательное
Участие в олимпиаде «Русский медвежонок»
1 неделя месяца
Общественно-полезное
Украшение класса к празднику.
3 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Поездка в ТЮЗ
4 неделя месяца
Спортивно-оздоровительное
Соревнования по плаванию
2 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Учимся работать с алгоритмами.
3, 4 неделя месяца
Январь.
Художественно-эстетическое
Конкурс рисунков: « С днём рождения, школа»
2 неделя месяца
Научно-познавательное
Праздник «Рождество»
2 неделя месяца
Военно-патриотическое
Праздник «С днём рожденья, школа!»
3 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Работаем с анограммами.
2, 4 неделя месяца
Февраль.
Военно-патриотическое
Линейка «Сталинградская битва»
1 неделя месяца
Общественно-полезное
Акция «Поздравь солдата»
2 неделя месяца
Спортивно-оздоровительное
Спортивные соревнования «Старты Надежд»
1 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Лабиринты, загадки, логические задачки.
2, 4 неделя месяца
Военно-патриотическое
Смотр строя и песни
4 неделя месяца
Март.
Художественно-эстетическое
Праздник «8 марта»
2 неделя месяца
Военно-патриотическое
Праздник «Масленица»
4 неделя месяца
Научно-познавательное
Библиотечный урок «В царстве фантастики»
1 неделя месяца
Научно-познавательное
Участие в олимпиаде по окружающему миру
3 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Лабиринты, загадки, логические задачки.
3, 4 неделя месяца
Апрель.
Научно-познавательное
Проект «Красная книга»
1 неделя месяца
Общественно-полезное
Акция «Школа - наш общий дом»
2 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Выставка рисунков «Моё Отечество»
3неделя месяца
Военно-патриотическое
Праздник «День семьи»
4 неделя месяца
Спортивно-оздоровительное
День здоровья
1 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Логические загадки и ребусы.
2, 4 неделя месяца
Май.
Проектная деятельность
Проект «Это мы»
1 неделя месяца
Общественно-полезное
Акция «Приведи в порядок свою планету»
2 неделя месяца
Военно-патриотическое
Праздничная линейка ко «Дню Победы»
2 неделя месяца
Научно-познавательное
Поход в кинотеатр
4 неделя месяца
Общественно-полезное
Праздник «Прощай, 3 класс»
3 неделя месяца
Научно-познавательное
Занятия по развитию логики.
Подводим итоги.
2, 4 неделя месяца
Художественно-эстетическое
Конкурс военной песни
1 неделя месяца
14