Описание опыта воспитательной работы с учащимися

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта воспитательной работы с учащимися

Гражданин!

Нет, не титул наследный,

А гордое званье:

В нём и совесть, и честь

И родного народа признанье.

Т. Абдрахманова

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе - гармонично сочетать духовно - эстетические, идейно - нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Формируя гражданина, мы, учителя, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Взяв в 2005 году пятиклассников, я вместе с психологом нашей школы провела мониторинг уровня воспитанности обучающихся. Данный мониторинг представлен в виде «Диагностики личностного роста школьников», разработанной П.В. Степановым, Д.В.Григорьевым (см. Приложение1). Я выбрала 6 шкал, показывающих отношение школьников к:

  • семье;

  • Отечеству;

  • здоровью;

  • культуре;

  • знаниям;

  • самому себе.

Проанализировав результаты данной методики, я пришла к выводу, что у ребят невысокие показатели по следующим критериям: отношение к труду (желание получить всё и сразу), отношение к семье, отношение к Отечеству, чувство гражданственности и патриотизма, отсутствие общественной позиции. На вопрос "Кто такой гражданин?" большая часть класса затруднилась ответить. На основе этих данных я сформулировала свою систему воспитательной работы с учетом потребностей и интересов детей моего класса.

Цель моей воспитательной работы: создание условий для формирования и развития творческой и социально-адаптированной личности, воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:


  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся;

  • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;

  • формирование здорового образа жизни школьника;

  • совершенствование ученического самоуправления;

  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

  • привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении класса и школы;

  • воспитание уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Воспитательная система в моём классе состоит из 8 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

«Я и моё здоровье»

«Я - гражданин России»


Описание опыта воспитательной работы с учащимисяОписание опыта воспитательной работы с учащимисяОписание опыта воспитательной работы с учащимися

Направление «Я и Я».

Цель: создание условий для сплочения классного коллектива, повышение активности каждого ученика.

При переходе учащихся из начальной школы в среднюю возникают трудности в адаптации. В своей работе применяю методы психодиагностики, а также организовываю и провожу в рамках классных часов игровые практикумы, ведь именно в игре проявляются разнообразные способности ребят, черты характера, коммуникативные навыки.

С 5 класс я представляю детям большие возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе, одноклассниках. Для этого я создаю детям условия для проявления самостоятельности, постепенно передаю в руки ребят функции самостоятельного управления - содружества.

Описание опыта воспитательной работы с учащимисяОписание опыта воспитательной работы с учащимися

Первоначально я, как классный руководитель, направляю ребят, но с каждым годом ребята становятся всё более самостоятельными, и я только помогаю.

Провожу классные часы:

«Кто я? Какой я?»,

«Я и другие»,

«Чем я отличаюсь от других»,

«Мое хобби»,

«Моя воля, мой характер»,

«Сам себе психолог».

В конце 5 класса провожу диагностическое исследование. Коэффициент удовлетворённости учащихся школьной жизнью (методика разработана А.А.Андреевым) составила три бала, что соответствует высокому проявлению чувства удовлетворения своим положением и комфортностью пребывания в школьном и классном сообществах.

Чтобы помочь ребятам в выборе профессии, в 9-11 классах провожу групповые консультации: «Выбираем профессии», «Ярмарка профессий», совершаем экскурсии «Студенческая Самара».

В конце каждого учебного года мы проводим выставку достижений учащихся в учёбе, спорте, творчестве, где каждый учащийся представляет свой портфолио.


Направление «Я и мое здоровье»

Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.

Цицерон Марк Туллий

Цель: формировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

С 5 класса я, как классный руководитель, сотрудничаю с медицинским персоналом учебного заведения, с родителями учащихся с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса; консультируюсь с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся. Провожу тематические классные часы:

«Береги здоровье смолоду»,

«Свобода и ответственность»,

«Мифы и правда о курении и алкоголе»,

«Моё здоровье в моих руках».

На родительском собрании беседую с родителями о проблемах здоровья в раннем возрасте, о самочувствии детей дома, проходят встречи с медработниками. Для улучшения ситуации в классе создаю мотивацию на то, чтобы ученики регулярно участвовали в спортивных состязаниях школьного и районного уровня.

Вместе с учителем рисования, Кижайкиной Т.В., проводим выставку рисунков:

«Курить и пить - здоровью вредить»,

«За здоровый образ жизни!»,

«Улыбнись своему будущему!».

Вместе с психологом школы, Пивцовой Т.Н., проводим психологические практикумы:

«Что делает человека здоровым и счастливым» (5-7 классы),

«СПИД - дорога к смерти» (8-11 классы),

«Наркотики, алкоголь, сигареты» (9-11 классы),

«Как противостоять давлению среды» (11 класс).

Вместе с кабинетом воспитательной работы в 9-11 классе организовываем встречу с врачом-венерологом, гинекологом, наркологом:

«Откровенный разговор с девушками-подростками»,

«Разговор начистоту с юношами».

Ребята пропагандируют здоровый образ жизни, участвуя в городских акциях: «Нет курению!», «Нет наркотикам!» (см. Приложение 2), проводят классные часы с презентацией или театральным представлением в младших классах: «Бегом за здоровьем!», «Спорту - ДА!», «Олимпийский мишка», «Моя первая медаль».




Направление «Я и моя культура»

Цель: формировать понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

С пятого класса мы с ребятами совершили школьные туры: «Классический Петербург», «Дорогая моя Москва», «Казань лучезарная», «Пенза - Тарханы», «Литературная Самара».

Ездили на экскурсии в зоологический музей Самары, археологический музей, посетили смотровую площадку ж/д вокзала, оранжерею ботанического сада, музей «Русская изба», картинную галерею «Радуга». Поездки в Самарский академический театр драмы им. М. Горького, Социальный экспериментальный театр «Крылья», Самарский Академический Театр Оперы и Балета, театр «Самарская площадь».

Ежегодно ребята участвуют в школьном фестивале творчества «Минута славы» (см.Приложение3), организовывают для учащихся нашей школы Новогодние представления, встречи с интересными людьми, участвуют во всевозможных конкурсах, даже в конкурсе танцевальных команд «Стартинейджер», где в 2010-2011 учебном году заняли 1 место.

Итоги работы выливаются в "Летопись класса".

Направление «Я и мой интеллект»

Гибкость ума может заменить красоту.
Стендаль

Цель: развивать интеллект и кругозор учащихся, развивать способности у одаренных учащихся.

В своем классе я стараюсь использовать педагогику успеха. Мои дети с 5 класса участвуют в олимпиадах, научно - практических конференциях, турнирах, различных конкурсах, пробуют составлять проекты и их реализовать.

С 5 класса провожу цикл классных часов: «Учись учиться»:

«Организация учебной работы»

«Как научиться беречь время»

«Как вести себя на уроке»

«Как выполнять домашние задания»

«Как работать с книгой»

«Как работать со справочной литературой»

«Как развивать память»

«Тренировка внимания»

С родителями провожу беседы и практический семинар на тему «Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания».

В 5, 6 и 7 классе мы с ребятами ездили на «Интеллект Поволжья», откуда привезли Грамоты и Благодарственные письма.

Ежегодно в День учителя в школе проводится День самоуправления, в котором мои ребята принимают активное участие.

Направление «Я и моя семья»

Нет места милее родного дома.

Цицерон

Цель: формировать уважение к своей семье.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат отношений между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьёй. Семья играет решающую роль в развитии ребёнка. Для того чтобы помочь родителям в воспитании детей, я посещаю каждую семью, знакомлюсь с ней в неформальной обстановке.

Провожу классные часы:

«Что значит быть хорошим сыном,

хорошей дочерью»,

«Умей беречь честь бабушки и дедушки и

добрую память о них»,

«Забота о родителях - дело совести

каждого»,

«Жизнь близких как забота моего я»,

«Семья - малая родина».

Разработана система работы с родителями:

-проведение родительских собраний

  • «Давайте познакомимся»,

  • «О поощрении и наказании»,

  • «Семейное счастье - в чём оно?»,

  • «Как помогать детям учиться?»,

  • «Компьютер в жизни школьника. «За» и «против»?,

  • «Эти трудные подростки»,

  • «С кем дружат ваши дети?»,

  • «Ваш ребенок влюбился...»,

  • «Ваш ребенок в школе и после школы»,

  • «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»,

  • «Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием?»,

  • «Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии».

-проведение индивидуальных консультаций со специалистами;

-проведение тематических индивидуальных и групповых консультаций;

-родительские тренинги;

-привлечение родителей к организации классных и школьных праздников:

«Мама - первое слово, главное слово…»,

«Папа может…»,

«Семейный интеллект»,

«Новый год к нам мчится»

«Леди и джентльмены»,

«Солдатушки - бравы ребятушки»,

«Мисс Гимнастика»,

«Чудо-дерево»,

«Умники и умницы»,

«КВН».

Разработка и проведение мероприятий родителя со своим ребенком способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания близких людей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития каждого ребенка и классного коллектива

Моя работа с родителями показывает, что я нуждаюсь в них, они мои союзники. Только вместе с ними мы воспитаем хорошую личность.

Направление «Я и моя школа»

Семья - один из шедевров природы.
Сантаяна

Цель: формировать у детей осознание принадлежности к коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе

Ежегодно старшеклассники и педагоги школы №10 проводят традиционные осенние сборы «Новая цивилизация». Команды-участники - классные коллективы 9,10,11 классов вместе с ведущими - своими классными руководителями проходят «Веревочный курс» (см. Приложение 4).

Мои ученики входят в состав редакции школьного журнала «Под партой», которая выходит раз в месяц (см. Приложение 5).




Направление «Я и моё сердце»

Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые.

Эдвард Бульвер-Литтон

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Особую роль в формировании нравственных ценностях играет классный час:

«Никто тебе ни друг, никто тебе ни враг, но каждый учитель»

«Сокровища сердца»

«Разговор со свечой»

«Давайте говорить друг другу комплименты»

«Красота спасет мир»

«Истина остается всегда»

«Радость от сознания сделанного добра»

«Свобода в осознании своего долга»

«Экология мысли»

«Вселенная любви» (10 класс)

«О видах любви. Любовь сози­дательная. Любовь разруши­тельная» (11 ласс)

«От чего умирает любовь» (11 класс)

Ребята моего класса активно участвуют в социально значимых и благотворительных акциях:

«Дети - детям»,

«Доброе сердце» (помощь детям-сиротам),

«Книги - детям» (помощь библиотеке),

«От всей души» (помощь ветеранам),

«Чистый город» (уборка территорий, принадлежащих детским садам),

«Аллея выпускников» (посадка деревьев).

Мы являемся шефами детского садика «Берёзка», поэтому мы с радостью помогаем воспитателям проводить утренники, новогодние праздники, украшаем зал, готовим декорации, детские костюмы.


Направление «Я и мое Отечество»

Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Радищев А. Н.

Цель: формирование у обучающихся позиции «Я - гражданин России»

Воспитывая патриотизм и гражданственность у своих учеников, я разработала следующую систему:

- классные часы:

«Государственные символы России»,

«Русская река Волга»,

«Золотое сердце России»,

«Моя малая родина»,

«Мои земляки»,

«Красная книга нашего края»,

«Заповедные уголки России»,

«Россия - Родина моя!»,

«России верные сыны»,

"Моя родина - Россия",

«Твои гражданские права»,

«Защита Родины - долг каждого»,

«Каким я вижу свое Отечество в будущем»,

«Что я могу сделать для своего Отечества»,

«Улица, на которой я живу»,

«Ты и закон»,

«Праздник со слезами на глазах»,

«Города-герои»,

«Я - гражданин России!»,

«Любимый город»).

(см.Приложение)

- сотрудничество с муниципальным краеведческим музеем;

-участие в сборе материала для школьного музея, посвящённого воинам-

интернационалистам, выпускникам нашей школы;

- чествовании ветеранов войны, бывших учителей-пенсионеров, работавших в нашей

школе (акция «От всей души»);

- организация праздничных концертов, открытых мероприятий («Чтобы помнили»,

«Вечер памяти, посвящённый герою России Сергею Хихину», чьё имя носит наша

школа, «Война глазами детей»);

- участие в творческих конкурсах («Письмо ветерану»).

19 января 2009 году мои ученики принимали участие в установлении мемориальных досок памяти выпускников школы, которые погибли в горячих точках. Мои ученики, а также педагоги участвовали в благотворительном мероприятии. В зале присутствовали родители погибших выпускников, участник военных действий в Афганистане А.Ф.Кижайкин, руководитель департамента культуры г.о.Чапаевск С.И.Гаврилов. Был подготовлен сценарий, в ходе которого было рассказано о каждом выпускнике, чьё имя выбито на мемориальных досках (см. Приложение 6).

В 2010 году мы с классом ездили в Самарскую Губернскую Думу, где ребята активно участвовали в беседе с депутатом 4 созыва Мальцевым Николаем Сергеевичем, отстаивая свою гражданскую позицию на тот или иной вопрос (см. Приложение 7).







Результативность воспитательной работы.

1. По методике развития коллектива А.Н.Лутошкина коллектив моего, теперь

уже 11-А, класса находится на ступеньке «Горящий факел».

  1. У ребят сформировано стремление вести здоровый образ жизни; они

понимают ценность здоровья:

  • из 27 человек 6 юношей занимаются в секции футбола, двое из них являются лучшими игроками юношеской команды в области;

  • 5 юношей занимаются в ДСЮШ №2 дзюдо и занимают первые места в областных соревнованиях, все имеют первый юношеский разряд;

  • 2 юношей занимаются в секции бокса;

  • 4 девушки занимаются лёгкой атлетикой, в первенстве городского округа в 2009, 2010 году заняли I и II место;

  • 85% учащихся по физической культуре имеют оценку «5», остальные 15% - «4».

К сожалению, не все ребята понимают ценность здоровья: 2 учащихся продолжают курить, хотя понимают, какой вред здоровью причиняет никотин.

3. 20 учащихся из 27 занимаются в творческих объединениях

4. Успеваемость в классе - 100%.

Тест П.Торренса (см. Приложение 8) показал, что в классе высоким уровнем креативного мышления обладают 6 человека - 23 %.

5. Повысился уровень активности классного коллектива и каждого обучающегося в отдельности: наш класс в течение пяти лет занимает первое место по школе среди классных коллективов по результатам участия во внеклассных, внешкольных, муниципальных и окружных конкурсах и акциях.

6. Повысился уровень воспитанности: в начале 11 класса был проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся по тем же критериям, что и в 5 классе: отношение к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям, себе. Результаты данного мониторинга выше, чем были в 5 классе.

Данный мониторинг позволил мне сделать вывод, что та воспитательная работа, которая проводится в классе и школе, дает результаты повышения уровня воспитанности по всем показателям.

Описание опыта воспитательной работы с учащимися

Я уверена, что такая целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, уважению и положительному отношению к своей семье, к своей школе, своему городу, своей Родине.

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади)


© 2010-2022