Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников

Многолетний опыт работы в школе, анализ литературы по педагогике и психологии позволили сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки.   «Памятка – это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание (упражнение)». По характеру представления содер...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников

Многолетний опыт работы в школе, анализ литературы по педагогике и психологии позволили

сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки.

«Памятка - это вербальная модель приема учебной деятельности,

то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять

какое-либо учебное задание (упражнение)».

По характеру представления содержания можно выделить определенные виды памяток:

1. Памятка-алгоритм, в котором рекомендуется работа алгоритмического характера:

все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов),

но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность)

осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого учащегося.

4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или

иных действий с соответствующим их контролем.

5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п.

Общие памятки



Памятка - инструкция по самоподготовке.

1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать

в точно установленное время.

2. Прежде чем начинать заниматься,

проверь готовность рабочего места.

3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай,

с чего начнёшь.

4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.

5. О задании узнавай в дневнике или

по закладкам в учебнике.

6. Забыл правило, постарайся вспомнить,

проверь себя по учебнику.

7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.

8. Через каждые 35-40 минут работы,

связанной со зрительной нагрузкой,

делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.

Русский язык «Части речи»

· Имена существительные

Обозначает предмет,

явления природы, животных и людей и отвечает

на вопросы кто? что?

· Имена прилагательные

Обозначает признак предмета и отвечает

на вопросы какой? какая? какое? какие?

· Глаголы

Обозначает действие предмета

и отвечает на вопросы что делает? что делал?

что будет делать?


Фонетический анализ слова

1. Произнеси слово, выдели слоги, поставь ударение,

запиши транскрипцию.

2. Произнеси слово, укажи в нем последовательно

все звуки, охарактеризуй их:

а) гласный звук: ударный или безударный,

какой буквой обозначен;

б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару),

твердый или мягкий (назови пару),

какой буквой обозначен.

3. Запиши количество звуков, букв.

Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание и основу.

Для этого измени форму слова: настольный,

настольного, настольным, о настольном.

Окончание -ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные

слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов - стол-.

Это корень.

3. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс

есть и в других словах. Суффикс -н-, такой суффикс есть

в словах школьный, классный.

4. Выдели приставку и докажи, что такая приставка

есть в других словах. Приставка -на-.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный. Предложение

По цели высказывания:

· повествовательные;

· вопросительные;

· побудительные.

По интонации :

· восклицательные;

· невосклицательные.

По наличию второстепенных членов:

· распространённые;

· нераспространённые.


Грамматическая основа

(главные члены предложения)

Подлежащее. Сказуемое.

Как найти в предложении грамматическую основу.

1. Найди слово, которое называет то,

о ком или о чём говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО?

3. Найди слово, которое называет, что делает или

каков тот, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает?

что делал? что будет делать? каков?

Второстепенные члены предложения

· Обстоятельство

Обозначает место, время, причину, цель,

образ действия и отвечает на вопросы где? куда?

когда? откуда? почему? зачем? как?

Подчеркивается -.-.-.-.

· Определение

Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Подчеркивается ~~~~~~~~~~~

· Дополнение

Обозначает, на какой предмет

или явление направлено действие и отвечает

на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем?

о ком? о чём?

Подчеркивается - - - - -

Однородные члены предложения

Члены предложения, которые отвечают на один

и тот же вопрос и связаны с одним и тем же

членом предложения.

Однородные члены не зависят друг от друга,

являются одним и тем же членом предложения.

Между однородными членами предложения,

не соединенными союзами, ставится запятая.

Осенью цветут астры, гладиолусы, хризантемы.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами


Между однородными членами, соединенными союзами

а, но, ставится запятая.

Между однородными членами, соединенными

неповторяющимися союзами и, или, запятая не ставится.

Между однородными членами, соединенными

повторяющимися союзами и, или, запятая ставится

перед вторым и последующими союзами.

Морфологический разбор имени существительного

1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме.

3. Укажи постоянные признаки:

одушевленное-неодушевленное,

собственное-нарицательное, род, склонение.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число.

5. Укажи, каким членом предложения является.

На поляну выбежал заяц.

1. (На) поляну - имя существительное.

2. Начальная форма - поляна.

3. Постоянные признаки: нарицательное,

неодушевленное, ж.р., 1 скл..

4. Непостоянные признаки: ед.ч., предложный падеж.

5. В предложении является обстоятельством:

(выбежал) на поляну

Морфологический разбор имени прилагательного


1. Назови часть речи.

2. Запиши слово в начальной форме.

3. Укажи постоянные признаки: качественное,

относительное или притяжательное.

4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,

род ( только в ед. числе).

5. Укажи, каким членом предложения является.

1. (за) высоким (забором) - имя прилагательное

2. Начальная форма - высокий

3. Постоянные признаки: качественное

4. Непостоянные признаки: ед.ч.,

творительный падеж, м.род.

5. Забором (каким?) высоким -

определение ~~~~~~~~~


Синтаксический анализ предложения


1. Определи цель высказывания предложения.

2. Определи интонацию.

3. Найди грамматическую основу.

4. Найди второстепенные члены предложения и определи,

распространенным или нераспространенным

является предложение.

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Образец

С юга потянул тёплый ветер.

Предложение повествовательное,

невосклицательное, грамматическая основа -

ветер потянул, распространенное,

однородных членов нет.


Как определить спряжение глагола


1. Если окончание ударное, спряжение определить легко.

2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица

множественного числа (в этой форме иногда можно

ясно услышать окончание - -ут/-ют или ат/-ят)

или начальную форму.

3. Если в начальной форме глагол оканчивается

на -итъ (кроме глаголов брить, стелить),

то это глагол 2-го спряжения.

4. Если в начальной форме глагол не оканчивается

на -ить и не относится к глаголам-исключениям,

то это глагол 1-го спряжения.

Глаголы-исключения:

"Гнать, дышать,держать, обидеть,

Слышать,видеть, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

А ещё смотреть, вертеть".

Как подготовиться к изложению

1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Найди в тексте опорные слова.

3. Составь план.

Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.

4. Найди слова, которые нужно проверять.

Объясни их написание.

5. Ещё раз внимательно прочитай текст.

Обрати внимание на употребление слов

и словосочетаний.


Как выполнить работу над ошибками

по русскому языку

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно.

Подумай и напиши ещё одно предложение,

подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово.

Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

3. Слог.

Раздели слово на слоги.

Обозначь гласные. Делай так:

у/чи/тель - 3сл.

Запомни! Сколько в слове гласных,

столько и слогов. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

Как списывать текст


1. Прочитай предложение. Запомни.

2. Повтори предложение, не гладя в текст.

3. Выдели орфограммы в тексте.

4. Прочитай предложение так, как написано.

5. Пиши, диктуя себе орфографически.

6. Проверь себя, сверяя с печатным текстом.

7. Подчеркни орфограммы. Как готовить домашнее задание по русскому языку

1. Начинай с работы над ошибками.

Повтори правила, которые ты забыл.

2. Выучи или повтори заданное правило.

Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания к упражнению.

4. Прочитай всё упражнение и устно выполни задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь всю работу - сначала по смыслу, а потом по написанию.

Чтобы проверить работу по смыслу, надо прочитать каждое

предложение вслух и проверить, подходят ли слова друг к другу,

нет ли пропуска нужных слов, наконец, о чём говорится в предложении,

бывает ли так на самом деле.

Чтобы проверить предложение по написанию, надо читать каждое

слово по порядку по слогам и проверять, подходят ли буквы к слог


Как учить стихотворение


1. Желательно учить стихотворение

в течение нескольких дней.

2. Прочитай стихотворение.

Какие чувства оно у тебя пробудило?

Постарайся представить то, о чем пишет автор.

3. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза

и воспроизведи его по памяти целиком

(можно заглядывать в книгу).

4. Обрати внимание на те места, которые хуже

запоминаются.

Можешь обозначить их ключевыми словами или

схематичными рисунками на листке бумаги,

который будет у тебя перед глазами.

5. Если стихотворение трудное, учи его по строкам:

первую, затем первую и вторую; первую,

вторую и третью и т. д.

6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером,

хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.

7. Каждый день выразительно рассказывай

стихотворение 1-2 раза кому-нибудь из друзей

или родителям.

8. Повтори стихотворение утром перед выходом

в школу в тот день, когда будешь рассказывать

его в классе.

Математика «Как решать задачи»


1. Прочитай задачу и представь себе, о чем

говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3. Поясни, что показывает каждое число,

повтори вопрос задачи.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.

Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала,

что потом?

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.


Как выполнить работу над ошибками

по математике

1. Ошибки в ходе решения задачи:

- прочитай задачу;

- составь и сделай краткую запись;

- реши по действиям с пояснениями и ответом.

2. Ошибки в ходе решения уравнения:

- запиши уравнение;

- назови компоненты;

- вспомни правило нахождения

неизвестного компонента;

- реши уравнение верно;

- придумай и реши похожее уравнение.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ


Как работать с памяткой

1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии - суть памятки.

2. Изучите внимательно содержание памятки.

3. Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»

4. Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.

5. Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка.

6. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.

7. После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.


Как работать на уроке в паре

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.

4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он - за тебя.


Как работать над параграфом учебника

1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.

2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.

3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.

4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.

5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.

6. Перескажи содержание параграфа.

7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.

8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

Памятка-инструкция по самоподготовке

1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.

2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.

3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.

4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.

5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.

6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.

8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.


Работа над словом (анализ слова).

Подбери родственные слова (сущ., прил., гл.). Выдели в них корень.

Разбери данное слово по составу.

Морфологический разбор данного слова.

Составь простое предложение с данным словом.

Выполни разбор предложения по членам.

Игра с данным словом

Правило проверки

Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.


Чтобы проверить предложение по смыслу:

1) Прочитай предложение вслух.

2) Проверь, подходят ли слова друг другу.

3) Нет ли пропуска слов в предложении.

4) О чем говорится в предложении, бывает ли так.


Чтобы проверить предложение по написанию:

1) Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.

2) Проверь, подходят ли буквы к слову.

3) Нет ли пропуска букв?

Памятка для проверки орфограммы

1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?

2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).

3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.

4. Напиши правильно.


Как готовить домашнее задание по русскому языку

Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

Прочитай задания упражнения.

Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

Выполни упражнение письменно.

Проверь всю работу.

Правила списывания предложения или текста

1. Прочитай предложение, текст.

2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.

3. Прочитай внимательно первое предложение.

4. Запомни, как пишутся слова в предложении.

5. Напиши его, диктуя себе каждое слово по слогам.

6. Проверь, правильно ли ты списал.

Точно так же работай над следующими предложениями.



Правило-совет для читателя

1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.

2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4. Умей беречь книгу!

Основная памятка для заучивания наизусть

Прочитай вслух стихотворение.

Подумай и скажи одним предложением, о чём оно?

Тебе понравилось стихотворение? Почему?

Прочитай вслух ещё раз. Если ты прочитаешь странные или не очень понятные слова, постарайся их запомнить.

Уточни, что обозначают непонятные слова и научись их правильно произносить.

Прочитай стихотворение ещё раз. Всё ли понятно теперь?

О чём (о ком) говорится в начале стихотворения?

Прочитай начало стихотворения. Попробуй повторить его по памяти.

Начни читать стихотворение наизусть.

Попробуй повторить те строчки, которые ты уже запомнил (4-8 строк).

Повтори первое четверостишие полностью.

Далее работа по п. 8-11, предлагаем ребёнку запомнить по 2-4 строки, прибавляя их к уже ранее заученным.


Знакомство с новой книгой

1. Рассмотри обложку книги.

2. Прочитай фамилию автора и название произведения.

3. Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.

4. Определи примерное содержание книги.

5. самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

Работа со сказкой

1. Как называется сказка, кто е сочинил?

2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?

7. Как относится автор к своим героям?

8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Как работать над кратким пересказом по плану?

1. Раздели рассказ на смысловые части.

2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)

4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу)

Как составить план рассказа?

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

Ø О чём говорится в начале рассказа?

Ø Какие события описаны дальше?

Ø Чем заканчивается текст?

2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)

3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

4. Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

5. Запиши свой заголовок к каждой части.

6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

Как решать задачи

1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

Памятки по трудам

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Работай ножницами только на своём рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперёд.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем.

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином.

Выбери для работы нужный цвет пластилина.

Обрежь стекой нужное количество пластилина.

Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила безопасной работы co швейной иглой.

Храни иглу всегда в игольнице.

Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

Не втыкай иглу в одежду.

До и после работы проверь количество игл.

Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

Не отвлекайся во время работы с иглой.


© 2010-2022