Анкета для педагогов Вопросы зависимого (аддиктивного) поведения у детей и подростков

Ув     Формы аддиктивного поведения у подростков   Аддиктивные реализации у подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у взрослых людей. В настоящее время представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных реализаций (по представлению различных авторов): 1) употребление алкоголя, никотина; 2) употребление веществ, изменяющих психи­ческое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды; 3) участие в азартных играх, включая компьютерные; 4) сексу...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопросы аддиктивного поведения у детей

( для педагогов школ)

Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на вопросы, отражающие Вашу

компетентность в вопросах аддиктивного поведения обучающихся

школ. Прочитайте, пожалуйста, продолжите определение, дополните или

ответьте на вопрос.

1.Аддиктивное поведение - это_____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.На формирование аддиктивного поведения влияют следующие факторы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Зависимость - это _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Психологические причины возникновения желания и потребности у

подростков прибегнуть к аддиктивным формам поведения: __________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Этапы формирования зависимого поведения:________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.Наиболее известные виды зависимостей:___________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Виды профилактики аддиктивного поведения в обучающихся в Вашем ОУ в соответствии с возрастными особенностями :

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

8. Девиантное поведение обучающихся - это ________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Факторы риска, обуславливающие положительное отношение подростков к наркотикам, алкоголю, табакокурению:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

10.Признаки по которым возможно определить, что подросток принимает ПАВ: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Проблемный ребенок - учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Проявлением проблем может быть: ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Согласны ли Вы, что надо говорить не столько о борьбе с наркотиками, сколько о ее предупреждении? _________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

13. Ваши предложения по вопросам профилактики аддиктивного поведения школьников: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Ответы на вопросы анкеты

«Вопросы аддиктивное поведения детей»

(для педагогов)

1.Аддиктивное поведение - это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями. Аддиктивность- склонность, пагубная привычка.

2.На формирование аддиктивного поведения влияют следующие факторы:
- дисфункциональность семьи;
- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.);
- школьная дезадаптация;

- воздействие асоциальной неформальной среды;
- причины социально-экономического и демографического характера.

3.Зависимость (аддикция, англ. addiction - склонность, привычка) - навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера. Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ - наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.). Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу. Человек теряет контроль над употреблением активного вещества. Образ жизни зависимого человека специфичен, все большую роль в его жизни занимает употребление активного вещества (или деятельность, в которую он вовлечен - азартные игры, шопинг). Прекращение вызывает «синдром отмены», которое сопровождается раздражительностью, тревогой, тошнотой, болью и желанием принять психоактивное вещество, чтобы избавиться от негативных ощущений.

4. Психологические причины возникновения желания и потребности у

подростков прибегнуть к аддиктивным формам поведения:

в основе появления зависимых форм поведения лежат две проблемы:

  • Дефицит ресурсов человека по отношению к окружающей

действительности( дефицит самостоятельных форм поведения:

принимать решение, проявлять заботу о себе и других);

  • Избыточность ресурсов человека по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствия в освоенных ситуациях.

5.Этапы формирования зависимого поведения:

Этап первых проб формирования зависимого поведения является началом зависимого поведения.

Впервые пробуют какое-либо средство чаще всего в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым для опробывания выбирается алкоголь, иногда курение табака или ингалянты; реже - препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от употребления или его повторения в определенном ритме, а нередко и учащающиеся. Причиной отказа могут быть неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или угроза суровых наказаний.

Второй этап поиска - формирования зависимого поведения, наступает именно тогда, когда вслед за первичными пробами следуют повторные. Попеременно употребляют то алкоголь, то различные токсические вещества, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного употребления наркотиков. Предпочитаются те из средств, которые облегчают общение. За пределами своей компании ни алкоголь, ни иные токсические вещества не употребляются.

Выбор предпочитаемого вещества завершает этап поиска. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает именно его. Но зависимости еще нет. На данном этапе выявляется желание получить определенные приятные ощущения. Стремление к получению удовольствия и развлечениям называется гедонизмом. В современной подростково-молодёжной среде гедонизм предполагает: потребление психоактивных веществ, азартные игры, ранний секс, бессмысленное непродуктивное времяпрепровождение.

Третий этап групповой психической зависимости, или 3-й этап формирования зависимого поведения, возникает тогда, когда потребность в употреблении психоактивного вещества ощущается немедленно при сборе "своей" компании. Вне этой компании влечение еще не возникает. Индивидуальная психическая зависимость, как первый признак заболевания, пока отсутствует. Для пробуждения влечения требуются стимулы, запускающие условно-рефлекторные механизмы.

При этом формируется три типа зависимостей: социальная, психологическая, химическая зависимость. Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и вида ПАВ.

6.Наиболее известные виды зависимостей:

  • Алкоголизм;

  • Табакокурение;

  • Наркомания;

  • Азартные игры (карточные);

  • Интернетзависимость;

  • Компьютерные игры;

  • Токсикомания;

7. Профилактика аддиктивного поведения в условиях школы заключается в первичной профилактике, т.е. профилактика до возникновения реальной угрозы вовлечения ребенка в потребление наркотических веществ или другие зависимости.

Вторичная профилактика в школе возможна лишь частично и требует специальной медицинской подготовки. Это система индивидуального консультирования учащихся и родителей, возможны варианты групповой работы в режиме различных тренингов.

Третичная профилактика требует особых условий и в условиях школы не проводится.

8. Девиантное поведение - отклоняющиеся от нормы.

9. Факторы риска, обуславливающие положительное отношение подростков к наркотикам, алкоголю, табакокурению:

- экономическое ( социальное ) неблагополучие;

- неблагоприятное окружение и общественная необустроенность;

- доступность алкоголя, табачной продукции;

- семейная предрасположенность;

- реклама.

10.Признаки по которым возможно определить, что подросток принимает ПАВ:

- частые изменения настроения вне зависимости от ситуации;

- заторможенность или излишняя бодрость;

- всевозрастающая скрытность;

- равнодушие, падение интереса к учебе, пропуски занятий;

- стремление к уединению;

- нарастающая лживость;

- изменение аппетита(отсутствие, вспышка прожорливости)

- постоянный поиск денег, исчезновение денег или вещей из дома;

- появление новых подозрительных друзей;

- потеря контакта с родителями;

- изменение размера зрачков;

- уход из дома;

- нарушение координации;

- позитивное высказывание о наркотиках, специфический жаргон.

11.Проблемный ребенок - учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально - эмоциональной, учебной, мотивационно - волевой сферах.

Проявлением проблем может быть:

  • нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);

  • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева т.д.;

  • пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;

  • нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

12. - 13.


© 2010-2022