ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СВЯЗИ ВНЕДРЕНИЕМ ФГОС

В связи со вступлением в силу ФГОСа второго поколения, в основе которого лежит деятельностный подход, а информационные технологии - есть одна из форм реализации данного подхода, перед современной школой встает задача - обучить детей работе с разными источниками информации, будь то книжные источники или интернет; научить их ориентироваться в огромном информационном пространстве, уметь отбирать нужную и верную информацию и классифицировать ее; учить пользоваться информационными технологиями, котор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная компетентность младшего школьника в связи внедрением ФГОС

Романова Мария Романовна

Сегодня мы можем говорить о том, что общество находится под сильным влиянием компьютерных технологий. Не сложно заметить, что данные технологии проникают во многие сферы деятельности человека. Они способствуют обмену информацией между людьми, образуют глобальное информационное пространство. Образование - это сфера, в которую информационные технологии внедряются наиболее активно. Современный период развития общества характеризуется компьютеризацией образования. Также сегодня можно говорить о том, что в России происходит формирование новой системы образования, которая будет ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство.

В связи со вступлением в силу ФГОСа второго поколения, в основе которого лежит деятельностный подход, а информационные технологии - есть одна из форм реализации данного подхода, перед современной школой встает задача - обучить детей работе с разными источниками информации, будь то книжные источники или интернет; научить их ориентироваться в огромном информационном пространстве, уметь отбирать нужную и верную информацию и классифицировать ее; учить пользоваться информационными технологиями, которые будут помогать усваивать образовательную программу и способствовать самообразованию. [4]

Естественно, нужно сказать о том, что сегодня совершенно изменилась социальная ситуация детей, поэтому традиционная система образования, сложившаяся ранее, им не подходит. Сейчас мы можем говорить об образовании совершенно новой информационной образовательной среды, в которой учителя являются операторами процесса, а не ее создателями. Именно информационные технологии и создают почву для этой информационно-образовательной среды, так же они абсолютно изменяют форму и содержание усвоения знаний. Так как информационные технологии теперь не являются новинкой для современного ребенка, необходимо рационально ввести их в процесс образования, научить ребенка применять их с максимальной пользой для выполнения каких-либо заданий и самообразования, максимально использовать их учебный потенциал.

Изучая данную проблему, хочется заметить, что многие исследователи подчеркивают то, что резко возросла информированность детей. Соответственно изменилась и их характеристика. Раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Сегодня исследователи отмечают, что преимуществом современных детей является: расширение кругозора, получение новых знаний о природе и обществе и рост эрудиции. Современные педагоги считают, что уже в начальной школе система образования должна использовать новые возможности - дистанционные формы обучения, возможности Интернета и др. [2]

Начальная ступень образования - это фундамент для становления личности. Она является основой для дальнейшего развития ребенка. В начальное образование так же входит способность детей владеть той информацией, которую они получают: уметь распознавать источники информации, знать их; уметь находить ответы на интересующие их вопросы; уметь отбирать информацию по конкретной теме, в соответствии с темами и задачами; грамотно классифицировать отобранный материал; уметь представлять и оформлять информацию. Все вышесказанное можно обозначить понятием - информационная компетентность младшего школьника.

«Информационная компетентность»- это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных, письменных, коммуникативных, информационных технологий. С данным термином тесно связано другое понятие «информационная грамотность. Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности.

Современные представления об информационной культуре детей младшего школьного возраста сложились в результате становления информационного общества и воздействия процессов информатизации на сферу образования. Данным проблемам посвящены исследования А.К. Антонова, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, Г.Р. Громова, Ю.С. Зубова, В.А. Извозчикова, В.В. Лаптева, М.Н. Потемкина, В.Г. Кинелева, Н.Б. Новицкой, A.M. Новикова, М.Н. Потемкина и др. При этом, например, работы А.К. Антонова, Ю.С. Зубова, Н.Б. Новицкой посвящены влиянию информатизации на формирование информационной культуры личности, В.А. Извозчикова, В.В. Лаптева, М.Н. Потемкина - формированию концепции педагогики информационного общества, Б.С. Гершунского и В.Г. Кинелева - тенденциям изменений сферы образования под влиянием информатизации.[1]
«Информационная грамотность» - это совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. (library.­auca.­kg/­ru/­standards/­)

Нужно обозначить ряд умений, которыми выпускники младшей школы должны овладеть в результате освоения навыков работы с получаемыми сведениями:

  • использовать дополнительную информацию и понимать необходимость этого действия;

  • выявлять потенциальные источники информации и возможности ее;

  • использовать качественно различные источники информации: словари, справочники, энциклопедии, библиотеки, Интернет;

  • получать информацию из наблюдений, при обобщении;

  • реализовывать операции мышления при работе с информацией: анализировать полученные сведения, выделять существенные признаки, представлять информацию в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

  • создавать свои информационные объекты (доклады, небольшие сочинения, проекты, графические работы);

  • использовать информацию для принятия решений;

при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий. [4]

Практические умения, относящиеся к информационной грамотности, школьники способны реализовывать на любых уроках, стоит лишь создавать условия для этой деятельности. Если деятельность детей не подкреплена мотивацией, можно говорить о том, что заниматься ей ребенок не будет.

Делая вывод, можно сказать, что современный педагог должен уметь находить и применять формы, приемы и методы учебной и внеурочной деятельности, которые будут в наибольшей степени способствовать становлению и формированию информационной грамотности учеников. Решение данной задачи возможно, если в своей работе педагоги будут использовать проектно-исследовательскую деятельность, то есть приемы и методы продуктивной деятельности и привлекать к ней своих учеников. Проектно-исследовательская деятельность обладает широкими интеграционными возможностями и способствует развитию универсальных учебных действий, определенных в новых образовательных стандартах.

Исходя из вышеизложенного материала, хотелось бы предложить одну из форм работы с учениками начальной школы, направленную на формирование информационной грамотности с частичной реализацией проектно-исследовательской деятельности.

В течение нескольких дней или в рамка недели идет сбор материала по определенной тематике. По мере того, как происходит набор нужного и актуального для темы материала, с ним знакомятся все ученики, как во время урока, так и вне урока. Завершатся такая тематическая неделя внеклассным мероприятием, форма которого может быть различной: сбор и непосредственная обработка информации или демонстрация некоторого продукта, полученного в ходе обобщения всей работы. Предлагаемые учителем темы недель соотносятся с календарно-тематическим планированием по всем предмета или с планом воспитательной работы.

Тематические недели, при проведении которых учитель реализует функции не только классного руководителя, но и педагога дополнительного образования. Тема недели определяется учителем, но он делает это таким образом, чтобы заинтересовать детей, мотивировать их на предстоящую работу. При правильном вовлечении детей в процесс работы, учащиеся должны ощутить потребность в новой информации и желании поделиться с другими своими наработками в изучаемой теме. Важная роль отводится самостоятельной работе детей и умению рефлексировать. Дети пробуют использовать различные источники информации, определять, какой из них наиболее эффективен. Как уже отмечалось ранее, учитель только лишь знакомит детей с источниками информации (библиотеки, справочники, интернет, справочники) и регулирует их деятельность. К работе так же активно привлекаются родители. Затем происходит оформление работы в виде доклада с иллюстрациями.

Хотелось бы представить несколько примеров, уже использованных на практике. Данная форма работы реализовывалась на базе МОУ СОШ №5 г.Ивантеевка в 3 «А» классе.

«Окружающий мир». На уроке проходила тема осени. Дети выходили на экскурсию по территории школы, вели календарь наблюдения за природой, обсуждали приметы осени. На уроке учитель обобщил все имеющиеся у детей знания и объявил неделю «В гостях у осени». Информация о прохождении данной недели и ее сроках отображаются на классном стенде, чтобы дети, отсутствующие на уроке в этот день, тоже были в курсе. В указанные сроки дети подбирают материал об осенних изменениях в природе, об осенних приметах, о красоте осени, пишутся мини-сочинения по данной теме. Собранный материал оформляется в идее докладов, презентаций (использование информационных технологий), фото-презентаций, рисунков, творческих работ. Реализуются интегрированные уроки с изобразительным искусством и технологией. Учащиеся создают аппликации и поделки из природного материала, рисунки по данной теме. С готовым материалом дети выступают на уроках окружающего мира (презентация работ происходила на этапе проверки домашнего задания).

Работы, сделанные в форме фотографий, рисунков, иллюстраций вывешиваются в классном уголке. Итоговым мероприятием данной тематической недели было написание сочинения на тему «Как красиво осенью» на уроке литературы. Свои работы, дети поместили в портфолио. Примеры тематических недель с указанием конечного продукта или мероприятия:

  • Неделя воспоминаний о лете - фотовыставка в классном уголке.

  • Неделя «В гостях у осени» - «Осенний альбом».

  • Неделя динозавров - экскурсия в палеонтологический музей.

  • Неделя домашних питомцев - сборник сочинений «Домашние питомцы».

  • Неделя «История новогодней игрушки» - классный час для первоклассников на тему Нового года.

  • Папина неделя-праздник, посвященный 23 февраля.

Можно выделить ряд умений, которыми должен обладать учащийся при сформированности информационной компетентности:

  • совершенствование навыков поиска, отбора, хранения и обработки информации с использованием различных источников на основе информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование готовности к работе с информацией как с особым типом предметно-действенных знаний;

  • развитие умений систематизации и интерпретации полученной информации, ее анализа, оценки и построения выводов;

  • формирование способностей генерирования новой информации, а также принятия оптимальных решений в информационной деятельности;

  • развитие личностных качеств учащихся, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. [3]

При этом можем выделить ряд критериев, которые характеризуют уровень сформированности информационной культуры младших школьников. Информационная культура объединяет себе понятия информационной компетентности и грамотности. Данными критериями являются:

  • мотивы и ценности информационной деятельности; знания теоретических основ информатики;

  • умения и навыки применения информационно-коммуникационных технологий;

  • анализ собственной информационной деятельности.


Список литературы:

  1. Е.В. Никотина. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста. Автореферат.- 2012.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М., 2010.

  3. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.


© 2010-2022